Получи документы

Консультация «Детская дружба»

Татьяна Петроченко
Консультация «Детская дружба»
▼ Скачать + Заказать документы

История о том, что побудило меня сделать детские игро-тренинги о дружбе

Остановить свое профессиональное внимание на детской дружбе, меня сподвигли наблюдения за сыном и племянницей. Опишу две ситуации.

Первая история. У сына мальчики украли велосипед. Вышел довольный и счастливый покататься на новом велике во двор, вернулся со слезами. Сказал, что друзья попросили покататься и уехали. Стали выяснять - что за друзья, если ли шанс их найти.

-Вася мальчики из нашего двора?

-Нет.

-А где они живут?

- Не знаю.

-Они в твоей школе учатся?

-Не знаю.

-Ты их когда-нибудь видел в школе, во дворе?

Публикация «Консультация „Детская дружба“» размещена в разделах

-Нет.

-Но зовут то их как?

-Не знаю.

-Так почему же ты их друзьями называешь?

-Ну так мы же играли вместе во дворе!

-Вася, а что такое друг?

-Не знаю.

Вот и поговорили. Велосипед ушел навсегда. Но после разговоров о том, чем друг отличается от приятеля, а приятель от знакомого, а знакомый от прохожего и т. д. Вася запомнил, что друг у него Илюша, а в парке, во дворе, в санатории, на площадке. знакомые и приятели и им велики и телефоны не отдают за просто так.

Какие я сделала из этой ситуации для себя родительские выводы? Мой сын не умеет знакомится и, пожалуй, может даже не понимать зачем это нужно. Что и как узнавать о новом знакомом он тоже не знает и, возможно, стесняется расспрашивать. Про дружбу он еще не задумывался и ему всякий друг, кто с ним играет. Это что касается знакомства, общения и дружбы.

Мысли о том, что ребенок еще не понимает ценности вещи и не может быть бережливым уже на потом. Добрый мальчик, лопушок, это тоже для будущих разговоров и моего, прежде всего, родительского осмысления- как сохранить доброту и щедрость в сыне, но научить его беречь и ценить свои вещи, достоинство и время.

Вторая ситуация. Моя маленькая шестилетняя племянница. Умненькая, очаровательная, домашняя принцесса. Поздний ребенок после двух пацанов. Папой и мамой выхоленная. Сама читать научилась, в садике и дома умничка, ласковая, к словам понятливая, не капризная. В общем - правильная принцесса. Но вот наша маленькая Анечка -трехлетка ей до того жару задает, что милая девочка прячется под лестницей и плачет от отчаяния.

Ей все дают советы как Аньку- пулеметчику приструнить, что надо быть сильной и смелой, уметь постоять за себя. А она уходит и плачет. Когда племянница была совсем малышкой, мне прислали фото где она была похожа на маленькую мышку с хитренькими глазками и торчащими ушками. Я ее Мышкой и называю с той поры. А вот в этом году смотрю, а по характеру Танюшка и правда, как мышка. Если безопасно, может и шалить, и баловаться и шуметь с Васькой и подружками. А если кто ножкой топнет, ручкой замахнется, игрушку отберет. прошуршит в свое укромное местечко и горюет там в одиночестве.

Почему ребенок не может постоять за себя? Почему так быстро попадает под влияние других детей? Почему с новыми ребятами робеет и тушуется? Как ее научить другим поведенческим стратегиям? Как это сделать так бережно, чтобы ее нежность и очарование не пропали, чтобы ее натуре стали созвучны те поведенческие проявления, которые ей помогут и противостоять другим и себя проявлять смелее.

Вот два эти наблюдения и последующие размышления, также проблемы, с которым в течение последнего года ко мне приводили на песок детей и заставили меня глубже коснуться темы детской дружбы.

Психологи народ сильно, а иногда избыточно отрефлексированный, привычный обращаться к своим переживаниям, проблемам и страхам. И я одна из них. Стала вспоминать свои детские дружбы и себя в них. Как я задруживалась и как дружила. С кем мне было легко и интересно, а кого избегала и побаивалась. С кем мне хотелось дружить, а кому хотелось дружить со мной. Как мы ссорились и из-за чего. Как мирились, и кто первый шел на примирение?

Надолго я погрузилась в свои детские воспоминания. В памяти веером раскрылась целая антология моих детских дружб. Интересное занятие, скажу я вам. Попробуйте, увлечетесь не на шутку. Кстати, одно из детских воспоминаний о детсадовской подружке, помогло мне понять один из своих комплексов, неопознанного доселе происхождения. Но, видимо, это было в детстве так для меня болезненно, что психика позаботились и накрепко, на более чем 40 лет вытеснила это переживание из моего сознания. Рассказала об этом открытии мужу - удивился и порадовался, оказывается он никак не мог понять эту мою особенность. Считал капризом или ханжеством. Вот ведь куда привели воспоминания о детской дружбе! Я стала в чем-то свободнее и понятней для себя и близких.

Понаблюдав за своими детьми, вспомнил себя я пришла к неудивительному выводу, поражающему своей не новизной. И мои детям и мне, и тем ребятам, которые приходят ко мне на песок не хватает самых простых, но эффективных навыков общения со сверстниками.

Если разложить дружбу по полочкам и ящичкам то, как я там все расположила. Это не научная структура, а обыденно -практическая.

На полочке " делать" в ящичках " уметь" лежат умения:

протянуть руку, слово, внимание интересному незнакомцу, с любопытством расспрашивать о другом, с интересом рассказывать о себе, слушать другого, слышать и распознавать, о чем он хочет сказать. Тогда и познакомиться проще и задружиться легче и распознать "свой - чужой" быстрее.

На полочке " знать" лежат такие ценные вещи как:

знания о себе и о внешнем мире.

Здесь располагается знание где и с кем уместно знакомится и что про себя можно рассказывать, чем похвалиться, чем погордиться, о чем промолчать до поры до времени. Какими словами выразить свои чувства: симпатию, заинтересованность, злость, обиду, благодарность.

На полочке " чувствовать" лежат самые сокровенные ценности - это переживания ребенка по отношению к себе, к другому, к ситуации.

Например ситуация с Танюшкой - мышкой.

Ей бы надо научиться говорить Ане - мне не нравится, когда ты так делаешь, ты меня обижаешь и мне не хочется с тобой играть. Вот твоя посудка, а вот моя. Хочешь, чтобы мы играли вместе извинись и больше так не делай. Как-то так. Наверное, это не единственная стратегия, но первое, что походит на ум.

Сложно? Да. Танюшке сложно. Почему? Дома и в садике атмосфера благожелательная и почти тепличная. И ребенок не научился ограничивать свое пространство и защищать свои границы. Их пнули - ткнули, они порушились - маленький человечек чувствует себя небезопасно и потеряно. Плачет и уходит в себя.

Вернемся к велосипедной истории. Васе купили новый велосипед, уже четвертый. Отпускаю во двор, по возвращении провокационно спрашиваю.

-С кем катался?

-Ни с кем. Одни.

-Что, пожадничал дать свой велик? (ну просто не мать, а "мачуха злобная")

-Нууу, у Максима свой велик, а другой мальчик -Саша- не умеет кататься, а еще один был чужой, я его не знаю.

-Понятно.

Не стала развивать я тему, но услышала главное - чужому, незнакомому опасался дать свой велик. Глядишь, так до конца сезона велик и доживет.

Можете мне кинут упрек что я таким образом жадность формирую. Не соглашусь. В моей картине мира- это бережливое отношение к своим вещам, уважительное отношение в деньгам родителей (велики были очень не дешевыми) и умением дифференцировались дворовые знакомства. У вас, наверное, будет своя точка отсчета. Мне было бы интересно ее узнать.

Но что важное я от сына услышала, точнее подслушала в его словах? То, что он уже знает двух из трех встреченных сегодня во дворе детей. Значит уже умеет знакомится и понимает зачем это ему нужно. Поинтересовался умением Саши кататься - стало быть не постеснялся задавать вопросы и стал прикидывать не навредит ли ему парень. Не дал чужому мальчику свой велосипед - значит прошлогодний опыт в памяти осел накрепко. Ну что же, можно порадоваться за сына. Время не прошло бесполезно и наши разговоры проросли зернами коммуникативных умений. И стало быть ребенку будет не только легче завязи ваять новые отношения, но он сможет в них быть для себя более творческим, более свободным и настоящим.

Лично я очень верю в дружбу. В моей жизни друзья важная часть моего мира, моего развития, моей души. Я люблю дружить, хоть и друзей у меня не много, можно сказать наперечет. Но каждый из них дорог, интересен, уникален.

Признают, в детстве я была необычайно робкой и стеснительной девочкой, это очень мне мешало обзаводиться новыми знакомствами и очень страдала от этого. На как говорится «шли годы.»

Я как психолог, а это специалист по человеческим отношениям, прежде всего, понимаю, что можно и нужно учить ребенка дружить. Тем более в нашем ментальном пространстве, где всегда будет жива поговорка " не имей сто рублей, а имей сто друзей". Можно безусловно понервничать насчет современных акульих нравов, коммерциализации отношений и потребительского отношения к людям. Но это зависит от семейных ценностей, прежде всего, их ребенок впитывает и впечатывает в свое мировоззрение и душу.

Я уверена, что дружбу, тепло человеческих отношений ничем не вытеснить из нашей жизни. А поэтому стоит развивать в детях умение знакомиться, завязывать и развязывать отношения, открываться и сотрудничать.

Вот после этих наблюдений и размышлений я и создала детскую творческо- коммуникативную группу «Учимся дружить», где дети смогут научиться и внести в свою копилку подобные навыки.

Публикации по теме:

Консультация «Детская агрессия» Детская агрессия. Что такое агрессия? Агрессия – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда.

Консультация «Детская безопасность летом» Детская безопасность летом. Опасные насекомые От укусов клещей поможет защититься головной убор, всегда надевайте его ребенку, когда идете.

Детская дружба и проблемы общения со сверстниками Быть родителем – тяжелая работа, которую мамы и папы выполняют, зачастую не имея специальных навыков и подготовки. И если справиться с проблемами.

Консультация «Детская ревность и ее истоки» ДЕТСКАЯ РЕВНОСТЬ и ЕЕ ИСТОКИ У детей ревность возникает и по отношению к своим братьям и сестрам. Для первенца появление второго ребенка.

Консультация Детская застенчивость Консультация для родителей Тема: «Детская застенчивость Застенчивость - это особенность, характерная для очень многих людей, как.

Консультация «Детская агрессия» Консультация для родителей на тему: «Детская агрессия» Детская агрессия - причины, как бороться Гнев и агрессивное поведение — это необходимая.

Консультация «Детская ложь» О чем следует задуматься родителям, обеспокоенным детской ложью? Насколько честны они сами. Родители – главный образец для подражания. Психологи.

Протокол родительского собрания средней группы на тему «Детская дружба» Протокол родительского собрания средней группы На тему: «Детская дружба» Протокол № 3 от 20.03.2018г. Председатель: Колочкова Р. В. Секретарь:.

Консультация «Детская жестокость к сверстникам» Детская жестокость к сверстникам. Тема очень актуальна. Вы скажете, не может такого быть? Как может ребенок дошкольник быть жестоким? Я.

Такая разная детская дружба… Детская дружба Общение – это совсем непростая наука. У каждого ребёнка свой темперамент и своя природа. Один властный, другой эмоциональный,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Детская дружба»
Опубликовано: 10 февраля 2019 в 16:16
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Детская дружба»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Петроченко (УИ 1829767) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД