Светлана Абабкова
Детская художественная студия «Акварелька»
▼ Скачать + Заказать документы
Детская художественная студия
Творчество - это создание нового (значимого для ребенка) продукта, придумывание к известному новых, ранее не используемых, деталей. Под творчеством следует понимать и сам процесс создания образов в рисовании, а так же поиски в процессе деятельности способов, путей решения задач.
Однако до сих пор проблема развития творчества остаётся наиболее изученной в теории и недостаточно в практике воспитания детей дошкольного возраста.
Публикация «Детская художественная студия „Акварелька“» размещена в разделах
Так в процессе обучения часто игнорируется специфика изобразительной деятельности, что приводит к формальному её использованию в педагогическом процессе детского сада. Проявляется это в том, что изобразительная деятельность становится в ряд с другими видами занятий и формально осуществляется следующим образом: воспитатель часто диктует детям, сколько предметов в сюжетном изображении должен передавать ребенок. Делается это из боязни, что дети не справятся с большим числом изображений, не успеют, и ограничивают возможности всех, тем самым, препятствуя развитию творчества.
Игнорирование специфики изобразительной деятельности проявляется и в том, что, к сожалению, часто руководство изобразительной деятельностью строится так, что ребенок не создает образ, а копирует изображение предмета с заранее подготовленного педагогом образца.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что одной из важнейших задач, стоящих перед педагогом является выявление творческих способностей и их правильное развитие.
Способности влияют на скорость и легкость приобретенных знаний, в свою очередь знания содействуют развитию и совершенствованию творческих способностей.
Однако практический аспект развития художественных способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должны измениться технологии работы педагогов.
В работах А. В. Запорожца, В. В. Давыдова, Н. Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании и лепки, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности, через которые формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.
Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специальными видами изобразительного творчества, в том числе рисованием, лепкой и аппликацией.
Данная программа опирается на возрастные особенности детей, на особенности их восприятия цвета, формы. При этом особенно важно идти от интересов и особенностей каждого ребенка, реализации его, себя как творческой личности.
Так же в данной программе большое внимание уделено различным формам проведения анализов детских работ в конце занятия и использованию различных техник работы детей с красками: рисование пальцами, рисования ладошками, рисование оттиском печатками, рисование в технике «граттаж».Так же в данной программе есть разделы по лепке из соленного теста, и по бумагопластике включающий в себя несколько её видов, это аппликация, оригами и квиллинг. Заключительные разделы программы включают в себя декорирование предметов и изготовление предметов из различных материалов.
Система занятий построена с учётом принципов последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков. И согласно приказу о федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема; а данная программа является частью, формируемой участниками образовательных отношений, и составляет не более 40%.
Новизна данной программы заключается в том, что занятия соответствуют тематическому планированию детского сада, и рассматривает художественно-эстетическое развитие детей, которое является приоритетным направлением деятельности детского сада.
Данная программа является адаптированной, в основу ее положена программа:
Основная «Общеобразовательная программа МАДОУ № 239»
Целью программы: раскрытие и развитие творческих способностей и задатков, заложенных в ребенке, через занятия рисованием, лепкой, бумагопластикой и декором.
Задачи программы:
Обучающие:
Знакомить детей с многообразием художественных материалов и приемами работы с ними.
Учить детей пользоваться разнообразием способов изображения и изготовления предметов и объектов в процессе обучения рисованию, бумагопластики и лепки.
Формировать у детей представления о видах изобразительного искусства (живописи, графике, скульптуре) и жанрах, учить понимать выразительные средства искусства.
Развивающие:
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственность, воображение.
Совершенствовать «чувство» цвета, формы, зрительную память, воображение.
Формировать у детей творческую активность и инициативу.
Учить детей строить композицию, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами.
Формировать умение оценивать созданные изображения.
Воспитательные:
Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире.
Формировать навыки аккуратности при работе с художественными материалами.
Улучшать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Принципы обучения
Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.
Принцип доступности обучения.
Принцип связи обучения с жизнью.
Принцип наглядности.
Принцип целенаправленности.
Организация обучения
Программа рассчитана на четыре года обучения, содержит 5 разделов, два раздела содержать подразделы; занятия проводятся 1 раз в неделю, для детей 3-5 лет продолжительность занятий 15- 20 минут, всего 36 занятий.
Для детей 5-7 лет занятия проводятся 2 раза в неделю по 25-30 минут, всего 72 часа.
Форма работы групповая, в группах детей 3-5 лет по 8-10 человек и по12- 15 человек в группах 5-7 лет.
Разделы программы:
1. Рисование нетрадиционными техниками: создание изображений предметов и живых объектов, передача формы, пропорций, характерных поз, жестов, мимики, существенных деталей посредством нетрадиционных техник. Использование цвета как средства передачи настроения.
2. Лепка: создание объемных и плоскостных изделий, передача формы, фактуры, объема, движения.
3. Бумагопластика: создание изделий плоскостного и объемного характера,передача их характеристик и особенностей посредством используемых материалов. .
4. Декор предметов: создание нарядных образов, украшение предметов с помощью орнаментов и узоров растительного и предметного характера, использование ритма, симметрии в композиции художественными и декоративными материалами.
5. Изготовление предметов из различных материалов: умение создавать предметы и живые объекты, передавать признаки необычности, сказочности, применяя различные средства выразительности - рисунок, цвет, композицию, фактуру, объем.
Ожидаемые результаты программы
К концу реализации программы дети:
Замечают изобразительно-выразительные средства (ритм, цвет, форму, композицию и др.).
С помощью средств выразительности создают образ в рисунке, лепке, бумагопластике и прочих изделиях.
Оценивают то, что получилось.
Отмечают выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания, симметричность декоративного узора.
У детей формируются творческие способности, необходимые им для последующего обучения изобразительному искусству в школе.
Существенное развитие мелкой моторики, воображения и образного мышления.