Лариса Цацульникова
Детская открытая конференция исследователей «Доки». Исследовательская работа на тему «Чиполлино»
▼ Скачать + Заказать документы
Доки. Исследовательская работа на тему Чиполлино
Содержание
Введение…3
Основная часть…. 6
Выводы…. 10
Литература…. 12
В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребёнок
самостоятельно или в партнёрстве с взрослым - познаёт окружающий его
мир: вещи, предметы, явления находящихся в определённых связях.
Естественность познавательно–исследовательской деятельности проявляется
в свойственном дошкольнику свободном экспериментировании с
предметами, в поисковой активности, отвечающей на вопросы: «почему?»,
Публикация «Детская открытая конференция исследователей „Доки“, Исследовательская работа на тему „Чиполлино“» размещена в разделах
«зачем?» Работа с ребятами проводится в форме непринуждённой
познавательно-исследовательской деятельности взрослого с детьми,
где взрослый является равноправным партнёром, учитывающим детские
интересы и инициативы. В настоящее время проблемы экологии стоят на
одном из первых мест, и главной задачей здесь будет воспитание
экологически грамотного человека.
В воспитании и обучении детей дошкольного возраста
используется много методов и приёмов для решения этой задачи, но
наиболее перспективным является метод проектной деятельности.
Мы предполагаем, что в процессе реализации проекта дети пополнят
знания о способах и условиях выращивания зелёного лука на подоконнике, о
влиянии солнечного света на окраску листьев. Познакомятся с новыми
понятиями, научатся фиксировать свои наблюдения посредством рисунков,
заполнения дневника наблюдений.
В проекте участвуют как дети, так и родители. Для решения поставленной
цели дети используют знания и навыки, приобретённые в различных видах
деятельности, что естественно способствует всестороннему развитию самого
ребёнка, формирует навыки сотрудничества.
Цель: Формировать у детей основы исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Формировать представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста луковиц;
2. Расширять знания детей о способах и условиях выращивания зелёного лука на подоконнике, о влиянии солнечного света на окраску зелени лука;
3. Фиксировать представления детей об изменениях роста и развития растения в разных условиях;
4. Активизировать инициативу, внимание, память, обогащать словарный запас;
5. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, учить видеть результат своего труда;
6. Воспитывать правильное, бережное отношение в природе.
Формы и методы, используемые в работе :
1 Беседа.
2 Экскурсия к мини- огороду на подоконнике.
3 Подгрупповое и индивидуальное выполнение работ.
4 Досуговое мероприятие «Луковое счастье».
5 Наблюдение за прорастанием лука, фиксация результатов и их совместное обсуждение.
6 Сотрудничество с коллективом родителей воспитанников, с работниками детского сада.
Основная часть
Вся проектная деятельность разделена на 3 этапа:
1 этап. Подготовительный.
Данная работа началась беседой с детьми о важности выращивания лука, о его полезных свойствах «Детям о луке». На беседу мы пригласили педиатра детского сада, которая рассказала детям о пользе лука для человека (наличие витаминов, противомикробного и противовирусного свойства). Также мы уточнили представления детей о луковице (гладкая, круглая, овальная, жёлтая). Выяснили, есть ли у луковицы корневая система. Как она выглядит. Для чего она нужна луковице.
У детей возникло желание нарисовать луковицу, а воспитатели оформили выставку работ.
Одновременно в группе готовилось место для выращивания лука. В очередной беседе закрепились представления детей о луке, особенностях внешнего строения. Воспитатели научили детей находить «донце» с корнями и верхушку у луковицы, правильно сажать лук (сделать лунку, посадить луковицу корешками вниз, прижать плотно землю, полить).
После такой предварительной работы производилась посадка лука в 4 ё мкости:
1- стакан с водой, 2- пустой стакан, 3- стакан с водой, помещённый в пакет из светонепроницаемой бумаги, 4- лоток с землёй.
Детьми рисовалась закладка опыта в его начале. Для удобства наблюдения воспитатель предложил детям вести дневник, в котором были отражены исходные данные по закладке опыта каждой ёмкости.
2 этап Исследовательский.
В беседе «Что мы ещё знаем про лук?» выяснилось, что у детей мало сведений о наблюдаемом объекте. Эти сведения необходимо где-то почерпнуть. Во время общего обсуждения дети вспомнили о способах поиска информации, вот их перечень:
-понаблюдать за растущим луком;
-спросить у другого человека (взрослого или сверстника);
-посмотреть в книгах;
-посмотреть в интернете;
-посмотреть телевизионные передачи.
Далее началась самостоятельная работа детей. Они работали с разной степенью активности и самостоятельности. В поиск информации о луке были вовлечены сотрудники детского сада, родители детей. Все собранные сведения складывались в папку. Это были печатные материалы, вырезки из журналов, газет, фотографии, детские записи печатными буквами из интервью взрослых, пословицы, поговорки, рецепты.
Информация была разной и её было много, поэтому мы предложили детям сделать альбомы с такой обложкой, чтобы было понятно о чём собран материал про лук. На занятиях по рисованию ребята изобразили, выбранные ими обложки, проявив самостоятельность и творческий подход. Дети самостоятельно оформляли обложки к альбомам, а затем размещали информацию в них. Так появились 3 альбома: «Лук в народном творчестве», «Рецепты блюд из лука», «Лук от семи недуг».
На этом этапе работы мы попробовали научить детей составлять загадки методом ТРИЗ. Такая работа развивает у детей умственные и речевые способности. Позволяет работать над различением понятий- признаков предметов: цвет, форма, вкус. Составленные загадки мы оформили в книжке-раскладушке и поместили её в приёмной группы для ознакомления с ней родителей.
Параллельно с поиском информации о луке велось активное наблюдение за его ростом и развитием в разных условиях, детьми устанавливались связи: растение- человек, растение - вода, растение- свет, растение-тепло, растение-почва. Происходил полив по мере необходимости, рыхление почвы. Результаты фиксировались в дневнике наблюдения ежедневно (кроме выходных дней).
Для закрепления знаний о внешнем строении луковицы (цвет, форма, зелёные пёрышки, корешки) мы проводили занятия по созданию детских работ в разных техниках исполнения.
Рисование «Лук», дети изображали характерные детали лука, делающие его выразительным, образным.
Аппликация Луковка в Банке», ребята вырезали силуэт предмета по контуру, продолжали учиться пользоваться ножницами, демонстрировали свои творческие способности.
Лепка «Луковичка» из солёного теста. В процессе лепки у детей развивается мелкая моторика пальцев рук, познавательные, наблюдательные и творческие способности.
Не менее интересной работой было создание композиций из головок лука-репки «Божьи коровки», «Поварята».
При работе с дневником наблюдения возникла необходимость в научной беседе про образование хлорофилла в листьях растений. Дети, подметив факт разной окраски перьев лука, задавали много вопросов и выдвигали свои версии происходящего. После беседы всё стало на свои места, так в дневнике наблюдения появился зелёный и жёлтый цвет в окраске перьев лука.
В завершении исследовательской работы мы предложили детям организовать досуговое мероприятие «Счастье луковое», на котором ребята загадывали и отгадывали загадки про лук, говорили о его полезных свойствах для человека, познакомились с пословицами про лук, поиграли в дидактические игры «Что лишнее?», «Сложи картинку», «Узнай на вкус».
3 этап Заключительный.
Обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности.
Завершением нашей работы стала экскурсия к мини-огороду на подоконнике в группе. В ходе беседы с детьми были зафиксированы последние данные в дневнике наблюдения:
- цвет пера растущего лука на свету и в темноте, он оказался разным
(воспитатель ещё раз уточнил знания детей о хлорофилле);
- длина пера.
Самым эмоциональным, волнительным моментом в работе стал сбор урожая пера лука. Ребята с нетерпением ждали его, некоторым даже жалко было срезать лук. Но имея знания о его пользе, ребята с гордостью подали его на стол к обеду. Было съедено всё до пёрышка!
Выводы
Лук- растение поистине удивительное. Без него не обходится практически ни одна хозяйка. Лук входит в рецептуру многих блюд, его добавляют и в салаты, и в первые блюда, и во вторые. Используют и зелёные «пёрышки», и сами луковицы. Мы настолько привыкли к луку, что порой забываем о том, что в любое время года у нас под руками дешёвое средство борьбы со многими болезнями!
Наблюдая за ростом и развитием лука, мы сделали для себя много открытий :
-познакомились с историей культуры лука, его ценностями;
- сделали выводы, что для правильного роста и развития лука необходимы
вода, свет, тепло, земля, в которой находятся все питательные элементы;
-в луке содержатся полезные для человека витамины, которые укрепляют иммунитет человека;
-из лука можно приготовить различные блюда;
-узнали много рецептов из лука против разных болезней.
Все наблюдения за ростом и развитием лука зафиксированы в дневнике.
Использование художественного труда и творчества позволили нам приобщить детей к изобразительному искусству, развить у детей воображение, формировать творческое образное мышление, развить мелкую моторику пальцев рук.
В процессе работы формировались умения детей составлять загадки методом ТРИЗ. Чтение художественной литературы и беседы позволили активизировать и обогатить словарь детей.
Итогом работы в группе стал сбор урожая пера лука, который был подан к обеду детям. Были изготовлены три альбома с разными темами
про лук и книжка- раскладушка с собственно сочинёнными загадками. Эти альбомы и книгу ребята решили подарить детям, которые придут на следующий год в их группу. Дети надеются, что их подарок сослужит малышам добрую службу: они узнают о луке интересные факты, а может быть захотят дополнить их.
Литература
1. Багрова Л. Я. Я познаю мир. Растения. – Москва, ТКО «АСТ», 1996г.
2. Нуждина Т. Д. Мир животных и растений. Энциклопедия для малышей.
-Академия развития, 2006г.
3. Плешаков А. А. «Мир вокруг нас», учебник для 3 класса, Москва, «Просвещение», 2008г.
4. Рогожкин А. Г. Энциклопедический словарь юного натуралиста. Педагогика, 1981г.
5. Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. - Самара, Издательство «Учебная литература», 2004г.
6. Сиволап И. К. «Книга о вкусной и здоровой пище», Пищепромиздат, Москва, 1999г.
7. Images. yandex. Ru> лук.
8. ru. Wikipedia. Org> wiki Лук репчатый.