Приложение МААМ

Детская речь: «нормы» и диагностика речевого развития

Сардана Протасова
Детская речь: «нормы» и диагностика речевого развития
▼ Скачать + Заказать документы

Умение контролировать речь ребенка – необходимое профессиональное качество воспитателя, но и любой контроль, любая коррекция и любые обследования детской речи предполагают знание возрастных «норм».

Считается, что норма речевого развития – обязательная точка отсчёта для определения всех проявлений – как отклонений (отставаний, различных нарушений, так и опережений в развитии речи. Эти «нормы» изложены в основном руководстве деятельностью педагога – «Программе», в разделе «Развитие речи», но они представлены как характеристики того объёма речевых умений и навыков, которыми ребенок должен овладеть к определенному возрасту.

Публикация «Детская речь: „нормы“ и диагностика речевого развития» размещена в разделах

Однако следует учитывать, что темпы овладения родной речью у разных детей различны, поэтому понятие «норма» довольно растяжимо, а между отдельными периодами развития речи нет жёстких границ. В связи с этим главная задача воспитателя – воспитателя – помочь ребенку достигнуть среднестатистических показателей, т. е. «нормы» не забывая при этом про индивидуальный подход.

Что следует знать воспитателю об отклонениях от «нормы» речевого развития и их причинах?

Воспитатели неспециализированных детских садов, сталкиваясь с серьезными отклонениями в развитии детской речи, осознают, что они не в состоянии педагогическими методами и приёмами, рассчитанными на обучение здорового «стандартного» ребенка, помочь малышу, страдающему речевым нарушением.

Воспитатель имеет возможность откорректировать, лишь то, что является следствием педагогических упущений.

Тем не менее воспитателю необходимо иметь некоторые представления о наиболее часто встречающихся отклонениях, чтобы случайно не навредить ребенку и вовремя направить его к логопеду или дефектологу.

Специалисты отмечают, что педагоги – практики (а иногда и родители) прежде всего замечают отставание в сроках и темпах речевого развития, а затем уже особенности в восприятии речи, нарушения в речевом общении, речевом поведении (например, ребенок не задает вопросов, не может назвать предмет, не умеет подражать голосам животных, отказывается слушать сказки, не участвует в сюжетно-ролевых играх).

Немецкий детский психолог профессор Карлхайнц Зик в книге «Ребенок и его мир» советует педагогам и родителям обратить внимание на следующие формы отклонений от речевой нормы у детей от 2 до 4 лет:

1. совсем не говорит;

2. начал говорить со значительным опозданием;

3. развитие речи остановилось на одном уровне;

4. ребенку три года, но многие звуки он выговаривает неправильно, его речь непонятна;

5. ребенку четыре года, но его речь грамматически не оформлена;

6. ритм речи и дыхания не совпадают (ребенок как бы задыхается);

7. говорит очень торопливо и сбивчиво, проглатывая слоги и слова.

Т. А. Ткаченко пишет: «Недоразвитием речи принято считать такую форму речевой аномалии, при которой у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика и грамматика».

Характеризуя речевые проблемы детей шестилетнего возраста, Т. А. Ткаченко отмечает:

1. наблюдается смешение при восприятии на слух и при произношении близких в акустическом и артикуляционном плане звуков: «с-ш», «з-ж», «р-л», «ч-ть», «ч-щ», «ч-ц», «сь-щ».

2. словарный запас наполнен, однако отстаёт от возрастной нормы качественно и количественно; затруднения касаются подбора родственных слов, синонимов, антонимов, прилагательных;

3. грамматическое оформление речи неряшливо, дети не могут построить сложноподчинённое предложение;

4. связная речь несовершенна, рассказы непоследовательны, состоят из простых предложений, бедны эпитетами.

Педагог, заметив отставание в сроках и темпах речевого развития ребёнка, не имеет права ставить диагноз, он обязан профессионально наблюдать за речевым поведением ребёнка, проводить с ним индивидуальные занятия, а также рекомендовать родителям обратиться к специалистам.

Лишь незначительные отклонения в речевом развитии после консультации с логопедом педагог в силах откорректировать сам, но программу речевых игр, упражнений, занятий нужно обсудить и детально разработать совместно с дефектологом.

Воспитатели должны иметь представление и об основных причинах отклонений в развитии детской речи.

Логопед Т. А. Ткаченко свела их к пяти группам:

1. Наследственные факторы: умственная отсталость, психические заболевание, нарушение обмена веществ, некоторые гормональные расстройства, имевшие место у родителей ребёнка.

2. Осложнение беременности: вирусные заболевания, ушибы живота, стрессы, курение, употребление алкоголя или наркотики.

3. Особенности родов: стремительные или затяжные; осложнения (щипцы, кесарево сечение, вакуум и пр., приведшие к травмам мозга, асфиксии плода.

4. Заболевание ребё нка в первые два года жизни: дизентерия и другие желудочно-кишечные расстройства, пневмония, отиты, сотрясения и ушибы мозга, менингиты менингоэнцефалиты.

5. Влияние среды общения: длительные психотравмирующие ситуации, серьёзные психические травмы, социально-бытовая запущенность, неправильное воспитание (педагогическая запущенность) и даже двуязычье в семье.

Естественно не каждая из перечисленных причин может привести к патологии развития речи, однако они являются «зоной риска».

К отставанию в развитии всех сторон речи (фонетической, грамматической, лексической) часто приводит понижение слуха. Воспитателям следует знать некоторые особенности речевого поведения детей с ослабленным слухом:

- очень внимательно смотрят на рот говорящего, «ловят» глазами артикуляцию, мимику;

- стараются подойти к говорящему очень близко и не отводить глаз;

- предпочитают смотреть, трогать, не любят слушать;

- не реагируют на слова, если не видят говорящего;

- не любят говорить, а если говорят, то громко и невнятно, путая окончания.

Детей с подозрением на нарушение слуха следует своевременно направлять в диагностические центры с аудиометрической аппаратурой, иначе сензитивный период становления речи (возраст до 3 лет) может оказаться безвозвратно потерянным.

О целях и задачах педагогической диагностики детской речи.

Нужно ли проводить в дошкольном учреждении общего типа обследование детской речи? На этот счёт есть разные мнения, но никто не сомневается в том, что правильно организовать и спланировать свою работу воспитатель может лишь в том случае, если хорошо знает состояние речевого развития каждого ребёнка в группе.

Обследование даё т педагогу возможность:

- контролировать усвоение детьми речевого материала и га основе полученных данных составлять индивидуальные коррекционные программы занятий с «отстающими» и одарёнными детьми;

- уточнять эффективность используемых методов т приёмов;

- подбирать новые формы организации занятий, целенаправленно включать в них разнообразные дидактические игры, упражнения;

- своевременно корректировать рабочие планы, дополнять и изменять их.

Правильно организованное педагогическое обследование поможет созданию дружного сообщества «детский сад-семья», так как родители всегда волнует объективная оценка способностей их ребёнка. Познакомив родителей с требованиями к детской речи, с упражнениями по её развитию, совершенствованию или коррекции, воспитатели приобретут активных помощников, если будут тактичны и не станут сравнивать успехи одного ребёнка с неуспехами другого.

Специфика проведения педагогического обследования.

Обоснованно считается, что результаты и качество выполнения ребёнком тестовых заданий будут зависеть от того, насколько естественно и раскованно он себя чувствует. Поэтому обследование должно проводиться в режиме индивидуального диалога, в атмосфере доброжелательности, поощрения ребёнка, поддержки его педагогом.

Все проверочные задания рекомендуется подбирать таким образом, чтобы коммуникативная игровая мотивация деятельности маскировала тестирующий характер общения (А. Г. Арушанова, О. С. Ушакова, Т. М. Юртайкина и др.). Тесты должны стать инструментом, позволяющим не только оценить возможности каждого ребёнка, но и выявить скрытые резервы речевого развития.

При подборе контрольных вопросов и заданий следует руководствоваться возрастными особенностями детской речи и программными задачами.

Педагогическое обследование включает четыре этапа.

Первый этап – подготовительный. Воспитатель знакомится с предлагаемыми заданиями-тестами или самостоятельно разрабатывает их: готовит необходимые атрибуты, «стимульные материалы» к тем играм, упражнениям, которые будут использованы при обследовании. Также планирует удобное время для бесед, наблюдений, общения с детьми.

Второй этап – обследование. Оно может быть проведено по частям (в течение одной – двух или нескольких недель) в удобное для ребё нка и педагога время: на индивидуальных занятиях, на прогулке, во время свободной деятельности детей и т. п.

Третий этап – анализ результатов обследования, оформление выводов в виде таблиц, графиков.

Четвёртый этап – обобщение результатов обследования и использование их в дальнейшей работе.

Во первых, необходимо подготовить информацию и индивидуальные рекомендации для родителей.

Во вторых, подобрать оптимальное содержание обучения для каждого ребёнка, т. е. создать индивидуальные программы речевого развития.

В третьих, внести изменения в еженедельное планирование

индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий.

Следует учитывать:

- наиболее трудным в диагностике являются анализ, интерпретация и оценка результатов;

- любое оценивание – условно;

главная задача обследования – контроль за развитием каждого ребёнка и своевременная помощь ему.

Если же аномалии речевого развития ребёнка избежать не удалось, следует приложить все силы, чтобы максимально использовать здоровые системы организма и помочь ребёнку занять своё место в жизни, несмотря на трудности, связанные с неполноценностью речевой функции.

Публикации по теме:

Детская речь: нормы и диагностика речевого развития Дубогрызова Екатерина Борисовна, учитель – логопед, МАДОУ «Улыбка», ЯНАО, г. Лабытнанги ДЕТСКАЯ РЕЧЬ: «НОРМЫ» И ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ.

Гиперактивность у дошкольников. Презентация Гиперактивность у дошкольников Понятие «гиперактивность» Причины гиперактивности Коррекция гиперактивности у детей. Гиперактивность у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детская речь: «нормы» и диагностика речевого развития
Опубликовано: 4 ноября 2014 в 06:14
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детская речь: «нормы» и диагностика речевого развития» (включая файлы) размещена пользователем Сардана Протасова (УИ 169782) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД