Ольга Туз
Детская социализация через художественно-эстетическое воспитание в Доме детского творчества
▼ Скачать + Заказать документы
МБУ ДО «Дом детского творчества»
г. Усолье-Сибирское
педагог-организатор
Туз Ольга Владимировна
Детская социализация через художественно-эстетическое воспитание
в Доме детского творчества
Публикация «Детская социализация через художественно-эстетическое воспитание в Доме детского творчества» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Стратегической целью государственной политики в области образования, как отмечено в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, задачами конкурентоспособности России в глобальном мире и современными потребностями общества. Исходя из поставленной цели, процесс модернизации системы образования сопровождается переосмыслением отечественной и зарубежной образовательной теории и практики, присвоением образованию гуманистического характера и уточнением механизмов всестороннего, гармонического развития личности. На наш взгляд, актуальным направлением модернизации системы образования является художественное воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности.
В Доме детского творчества дети воспитываются красотой, учатся тонким наблюдениям, глубокому проникновению в мир искусства, воспитывают стремление своими руками творить прекрасное вокруг себя. Главное здесь - создание благоприятных условий для развития творческой природы ребенка, создание взаимосвязи искусства и предметных занятий, направленных на обеспечение целостного художественно-творческого развития обучающихся. Жизнь детей в доме детского творчества «Созвездие творцов» яркая, красочная, эмоциональная. Она окружает детей музыкой, произведениями искусств, цветами. Важно, то, что дети включены в творческий процесс, являются активными участниками в мероприятиях, конкурсах различного уровня. Художественная образованность обучающихся ДДТ основывается на органическом единстве развитых природных сил, способностей восприятия, эмоционального переживания, воображения, мышления. Творчество и искусство являются противостоянием воздействия избыточного количества информации и «наложения новой культуры на старую» обладает, большим воспитывающим потенциалом.
Художественно-эстетическая направленность, основанная на искусстве, представляет особую значимость в воспитании и образовании детей и подростков. Она является одной из ключевых условий развития духовно-нравственной, культурной личности на основе художественных ценностей, способной понимать их и стремиться сохранить посредством индивидуальной художественно-творческой деятельности.
Развитию художественно-эстетического воспитания детей и подростков способствуют теоретические и практические исследования отечественных педагогов-ученых конца XX века: Б. Т. Лихачева, В. А. Разумного, Д. Б. Кабалевского, Т. С. Комаровой, Б. Т. Неменского, В. С. Кузина и др. Разработанные ими концепции художественного воспитания детей и подростков являются основополагающими и реализуются в дополнительных образовательных программах.
Необходимо отметить особое значение художественной направленности в работе ДДТ, которая представляет собой «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах родителей и детей. МБУ ДО ДДТ как учреждение дополнительного образования детей обладает следующими важными особенностями, что выражается в добровольности посещения и свободе выбора детьми и родителями творческого объединения и дополнительных образовательных программ, исходя из индивидуальных особенностей ребёнка; процесс воспитания и образования построен на учете способностей, интересов и потребностей детей, что способствует их самопознанию, самовыражению и самореализации; преобладает «диалоговый характер межличностных отношений между педагогом и воспитанником»;обучение имеет практико-ориентированный характер образовательного процесса, позволяющего его профилизации, либо профессионализации.
Так как художественная направленность в ДДТ является массовой, её основная цель заключается не в формировании музыканта, танцора, художника, актёра и т. д., а в воспитании личности, осуществляемой средствами искусства. Педагог дополнительного образования, являющийся профессионалом в определенном виде искусства, вводя в нее детей и подростков, может создать более благоприятные условия для обогащения их внутреннего мира, приобщения к ценностям отечественной и мировой художественной культуры, формирования духовных и нравственных качеств. Познавательные возможности различных видов искусства художественной направленности делают совместные с педагогом творческие занятия особенно эффективными для развития личности.
Значение работы художественной направленности в ДДТ усиливается ещё и тем, что система школьного образования не в состоянии в полной мере реализовать потенциал художественного образования.
В настоящее время видами творчества художественной направленности в ДДТ решает сегодня социально значимые вопросы детской занятости и организации досуга, восполняет «пробелы» общего образования, создает условия для развития творческих и профессиональных интересов учащихся в самых разных областях искусства. В силу своих преимуществ: разнообразия сфер деятельности, индивидуального подхода к личности учащегося, педагоги дополнительного образования предоставляют обучающимся более широкие, чем школьное образование, возможности для самоопределения, осмысления жизненных и профессиональных интересов. Поскольку, обязательный общеобразовательный блок учебных дисциплин зачастую не способен удовлетворить те или иные потребности детей и подростков и сформировать их устойчивые интересы.
Сегодня художественная направленность в ДДТ может и должна функционировать как система учебно-воспитательных центров, каждый из которых формирует соответствующую его профилю образовательную среду. Важно понимать, что среда в образовании - это не только комплект программам и методических рекомендаций по определенным предметам, а сколько своеобразный микросоциум - живая общность обучающихся и педагогов, реализующих в совместной деятельности содержание и традиции выбранного вида искусства. Определяющим фактором здесь становится личная заинтересованность педагогов в этической и эстетической ценности своего предмета, а также творческий характер их претворения в образовательной деятельности.
Сейчас в нашей стране проблемой разработки теории художественного воспитания личности занимаются педагоги-ученые М. С. Каган, Г. Г. Коломиец, Е. П. Крупник, А. А. Мелик-Пашаев, Г. А. Петрова, В. Г. Ражников, В. Н. Шацкая, Б. П. Юсов и др. Система дополнительного образования детей вместе с художественно-эстетическим воспитанием находится под вниманием государства.