Получи документы

Детские конфликты в ДОУ и способы их разрешения

Барышникова Татьяна Петровна
Детские конфликты в ДОУ и способы их разрешения

ДЕТСКИЕ КОНФЛИКТЫ В ДОУ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

Конфликтные ситуации в педагогическом процессе – это не просто столкновение и борьба разных целей, стремлений и интересов, а ситуация, которая помогает дошкольнику определить свои позиции, утвердить положительные черты характера, проявить самостоятельность в принятии решений; для воспитателя – конфликтная ситуация является способом для управления нравственным развитием воспитанника, формированием его нравственного опыта.

Публикация «Детские конфликты в ДОУ и способы их разрешения» размещена в разделах

Конфликт (в переводе с латинского означает «столкновение») – это противоречие, которое возникает между людьми при решении значимых для них вопросов либо в социальной, либо в личной жизни.

Конфликт – это отсутствие согласия между сторонами. С конфликтами между детьми мы сталкиваемся достаточно часто. Первые конфликты в жизни ребенка появляются довольно рано: в возрасте от одного до двух лет. Протекание детского конфликта изменчиво и может то усиливаться, то затухать.

Воспитателю необходимо владеть способами разрешения детских конфликтов. Под разрешением конфликта понимается минимизация проблем, разделяющих стороны. В детском же возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них трудно разобраться.

Причины конфликтов

- Разрушение игры, игровых действий

- По поводу выбора общей темы.

- По поводу состава участников.

- Из-за ролей

- Из-за игрушек

- Из-за сюжета игры.

Д. Б. Эльконин высказал мнение, что у младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего дошкольного возраста - из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры.

Этапы протекания конфликта.

1 стадия – появление основной проблемы (объекта конфликта) и возникновение конфликтной ситуации.

2 стадия - объективная ситуация осознается в качестве таковой участниками.

3 стадия - переход к конфликтному взаимодействию.

4 стадия - обострение эмоционального фона.

5 стадия - полное или частичное разрешение конфликта,

Возрастные аргументы:

От года до 3-х лет – происходит в основном физическое воздействие.

В 3-4 года - словесные воздействия

В 5-6 лет - объяснение, обоснование своих действий.

С возрастом происходит определенное «окультуривание» поведения детей в процессе реализации своих желаний.

Все детски ссоры обычно решаются самими детьми и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям жизни. Небольшие ссоры и стычки можно расценивать как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга.

Приемы по предупреждению конфликтов :

1. Обсудите примеры конфликтов с детьми.

2. В группе детей нужно сформировать, обеспечивать и поддерживать здоровый нравственно-психологический климат (уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, доброжелательность);

3. Установите чёткие правила в группе и строго следите за их выполнением, отмечайте положительное поведение и игнорируйте негативные проявления (если они не опасны для окружающих)

4. Высокий авторитет воспитателя.

5. Сыграйте в ролевую игру, покажите детям на примере своего поведения, каких действий вы от них ожидаете в конфликтных ситуациях.

6. Поощряйте умение себя вести.

7. Учите детей идти на компромисс, причем делать это без вмешательства со стороны взрослого в качестве судьи.

Приемы решения проблем:

Игры на сплоченность и сотрудничество «Доброе животное», «Объятия», «Паровозик», «Змея», «Аплодисменты по кругу», «Восковая палочка», «Музей скульптур», «Подними игрушку», «Поменяйся местами», «Лебедь, рак и щука»;

Игры на обучение эффективным способам общения : «Поделись игрушкой»;

Игры на снятие конфликтности : «Примирение», «Коврик мира», «Стол переговоров», упражнения на снятие агрессии;

Игры на развитие эмпатии: «Сладкая проблема», «Обмен ролями»

Драматизация (проигрывание) конфликтных ситуаций;

Чтение и обсуждение сказок, рассказов, где разрешаются конфликтные ситуации.

Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации между детьми:

Правило 1. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми.

Правило 2. Никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват.

Правило 3. Приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Делайте акцент не на "кто виноват?", а на "что делать?".

Правило 4. Следите за тем, чтобы дети не переходили на личности.

Правило 5. Не забудьте вслух объяснить детям, что вы очень любите их обоих, что бы они ни сделали, и поэтому их ссоры очень вас огорчают.

Приёмы разрешения конфликтной ситуации :

• В решении проблем учитывать нужды каждого;

Использовать творческий подход к решению проблемы:

• Превратить конфликтную ситуацию в проблемную, саму проблему - в возможность открыть для себя и для других нечто новое

• Развивать у ребенка эмпатию, навыки общения, ведущие к сближению

• Оценивать совершенный поступок, а не личность ребенка

• Высказывать свое мнение так, чтобы быть услышанным;

• Нейтрализовать борьбу за власть

• Учить детей управлять эмоциями

• Формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта

• Вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску.

Рекомендации воспитателю по разрешению конфликтных ситуаций между детьми:

• Прервать конфликт

• Избавиться от зрителей

• Развести конфликтующих в разные стороны, устроить так, чтобы они не видели или не могли коснуться друг друга, пока придут в себя.

• Успокоить участников конфликта, подключить другого взрослого, специалиста, помощника воспитателя.

• Расспросить в индивидуальной беседе, что случилось.

• Оценить обстановку, выяснить что произошло

Разрешить конфликт : когда дети успокоятся, провести с ними совместное обсуждение происшествия (разбор конфликта) или в отдельности провести беседу; сделать выводы: какие последствия влечет за собой поведение участников конфликта, какие уроки извлек ребенок, какие внушения должны получить участники конфликта, если их поведение не имело серьезных последствий или если оно привело к каким-либо нежелательным осложнениям.

Список использованной литературы:

1. Кознова М. В. Особенности разрешения детских конфликтов в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС // В сборнике: Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития. Сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции. 2019. С. 86-87.

2. Крайдлер Б. Творческое разрешение конфликтов // Конфликтология. Учеб. пособ. / Сост. Е. В. Буртовая. – М., 2002.

3. Лобанова Н. Р. Детские конфликты в ДОУ и способы их разрешения // [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://multiurok.ru/files/detskie-konflikty-v-dou-i-sposoby-ikh-razresheniia.html?reg=ok (дата обращения 24.04.2023 г.).

4. Чернышов А. С. Практикум по разрешению конфликтных педагогических ситуаций. – М. : Педагогическое общество России, 2001.

Публикации по теме:

Беседа с родителями «Детские конфликты из-за музыки» Казалось бы, такое волшебное, чудесное, безобидное и невинное явление, как музыка, которое дарит незабываемые ощущения, определённые сильные.

Детские конфликты В детском саду конфликтные ситуации неизбежны. В дошкольном возрасте детей важно научить находить компромисс, также важно отстаивать свою.

Детские стихи «Светофор», «Мороженое», «Детские забавы»Детские стихи «Светофор», «Мороженое», «Детские забавы» Детские стихи (Авторские) Автор: Волченкова Ольга Александровна "Светофор"Светофор - наш друг, помощник, На дороге он стоит, И мигая красным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детские конфликты в ДОУ и способы их разрешения
Опубликовано: 24 мая 2024 в 00:07
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детские конфликты в ДОУ и способы их разрешения» (включая файлы) размещена пользователем Барышникова Татьяна Петровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 июня. День круговорота воды. Передвижка «Путешествие Капельки»

Сколько существует наша планета, столько же и происходит круговорот воды в природе. Расскажем детям, какое путешествие совершают капельки воды, чтобы напитать все живое.

19 июня. Международный день прогулки. Передвижка «Лето. Наблюдения на прогулке»

 Гулять летом может быть не только приятно, но и увлекательно. Откройте перед ребенком летний мир, полный чудес и удивительных открытий.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД