МААМ-картинки

Детские песенки: колыбельные, заклички, перегудки… (5 фото)

ПЕДАГОГ
Детские песенки: колыбельные, заклички, перегудки…
▼ Скачать + Заказать документы

Детские песенки: колыбельные, заклички, перегудки…

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР :КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ. «ЗАКЛИЧКИ». «ПЕРЕГУДКИ».

«Отнимите у  русского  народа  поэзию,  уничтожьте  его  веселый разгул, лишите его игр, и наша народность останется без творчества, без жизни».Иван Петрович Сахаров

Публикация «Детские песенки: колыбельные, заклички, перегудки…» размещена в разделах

Фото №1 ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ

Название песен, которыми убаюкивают ребёнка, - колыбельные - идёт от основы КОЛЫБАТЬ (колыхать, колебать, качать, зыбать). Отсюда же - колыбель, коляска. Собиранием колыбельных песен занимались известные фольклористы: А. Ветухов, Г. С. Виноградов, О. И. Капица,Г. А. Барташевич.

В народном обиходе встречалось и название «байка» (от байкать – качать, усыплять). Истоки колыбельной песни восходят к глубокой древности, по своей природе и функции они близки к заклинаниям, которые должны были обеспечить малышу хороший сон и здоровье.

Многие особенности колыбельных связаны с их основным предназначением – убаюкать ребенка. Младенец, не понимая слов, воспринимает, в первую очередь, мелодию и близкий к биению сердца ритм, плавность и размеренность которых успокаивают его и постепенно погружают в сон. На это же нацелен и звуковой рисунок песен : частое повторение одних и тех же слов похожего звучания, большое число мягких звуков в словах колыбельных. Только удивительно глубоким знанием особенностей души малыша, которое на протяжении веков жило в народе, можно объяснить ритмическое, поэтическое и музыкальное построение колыбельных.

Через колыбельную песню происходило самое первое приобщение к родному языку, к родным мелодиям, знакомство с традиционными образами, встречающимися в песнях и сказках.

В народе дорожили песенным мастерством и передавали его из поколения в поколение. Едва дочка начнёт забавляться со своими куклами. Как мать её учит правильно «байкать», ведь, это не простая забава, в крестьянских семьях девочки с 6-7 летнего возраста уже сами нянчили младших детей или нанимались в няньки в чужие семьи.

В первый год жизни объём головного мозга ребёнка увеличивается в 4 раза. У ребёнка рано проявляется интерес к движению (качание, катание, любовь к ритму. «Уже в 1-ый месяц жизни, - писал Г. Добряков, - ребёнок проявляет музыкальные восприятия ритма и мелодии; однако ему доступна лишь несложная ритмическая смена звуков».

И всё это знал народ-педагог. Только удивительным глубоким пониманием особенностей психики ребёнка раннего колыбельного возраста можно объяснить поэтику колыбельных песен как основного средства воспитания в этот период.

А. Ветухов писал: «Мать своим врождённым чутьём поняла, что для ребёнка нужны именно песни …умиротворяющие, светлые и монотонные. Так создалась форма для колыбельных песен. Те же материнские чувства подсказали, какое должно быть содержание колыбельных песен; здесь же отражается всё, что есть в душе матери лучшего, возвышенного».

Фото №2 Отнимите у русского народа поэзию уничтожьте его веселый разгул лишите его игр и наша народность останется без творчества без жизни

Монотонная колыбельная песня своим несложным ритмом успокаивала ребёнка, убаюкивала, способствовала накоплению чувственных впечатлений, вела к восприятию человеческого голоса как сигнала общения, к вычленению из потока ежедневно и многократно повторяющихся звуковых рядов отдельных смысловых единиц, к восприятию слов, к пониманию языка. Через колыбельную песню ребёнок усваивает первичный словарный запас, без которого невозможно познание окружающего мира, развитие мышления. Поэтому введение в них слов-понятий строго ограниченно.

Колыбельные песни пели матери, бабушки, няньки, укачивая младенца в колыбели или на руках. Знали бабушки и матери, что спокойный длительный сон – необходимое условие здоровья и роста ребенка. Но знали они также, что для развития ребенка необходимо постоянное общение с ним, обращение к нему с речью, словом, песней. Колыбельные песни приобщают ребенка к человеческой речи, знакомят с окружающими его людьми, предметами, животными, содержат элементарные нравоучения, учат добру.

Фото №3 Иван Петрович Сахаров Публикация Детские песенки колыбельные заклички перегудки размещена в разделах Темочки

«Песня матери, — писал поэт Расул Гамзатов, — главная песня в мире; начало всех человеческих песен». Ученые считают, что колыбельные песни — основное средство воспитания в младенческом возрасте.

  Каждый стих колыбельной песни - новая динамическая картинка, что не случайно: ребёнок ещё не в состоянии долго удерживать в памяти образ или слово, поэтому мир колыбельной песни рисуется в виде стремительных движущихся существ и предметов:

Я качаю, зыбаю,

Пошёл отец за рыбою,

Мать пошла мешки таскать,

Бабушка уху варить,

Бабушка уху варить,

А дедушка свиней кормить (Слышала сама в с. Покровское, Свердловской обл.)

Колыбельная песня, будучи формой воздействия на ребёнка, инструментом народной педагогики, является ещё и песней матери, в которой мать выпевает и то, что прямо не адресовано ребёнку, что выражает её чувства и переживания.

Поэтика колыбельной песни в прямой зависимости от народной психологии, жизни крестьян. А. Н. Толстой писал: «Нельзя до конца прочувствовать старинную колыбельной песни, не зная, не видя чёрной избы, крестьянки, сидевшей у лучины, вертя веретено и ногой покачивая люльку. Вьюга над размётанной крышей, тараканы покусывают младенца. Левая рука прядёт волну, правая крутит медленно веретено, и свет жизни только в огоньке лучины. Отсюда - все внутренние жесты колыбельной песни. Отсюда - вся система образов».

Забота о питании ребёнка - главная забота матери. Образ пищи остался в колыбельной песни и по сей день. Образы золотой колыбели родились в результате мечты, вырваться из плена нищеты, страшной действительности. Колыбельная песня сродни заговорам, оберегам, в которых мать зовёт добрых СНА и ДРЁМУ, строгого УГОМОНА, страшного БУКУ. Во многих колыбельных песнях сохранились образы котика, гуленек, волчка, петушка…

Исключительную по своему значению роль в колыбельных песнях играют различного рода повторы: синонимы, тавтологии, местоимений с предлогами и без, повторы начальных слов и смежных стихов, служебных слов, звукоподражаний.

С помощью ассонансов (повтор гласных) и аллитераций (повтор согласных) с основой на К, Т, С Т, Ч и т. п. колыбельные песни достигают редкого благозвучия:

Баю, баю, бай.

Баю дитятко!-ассонансы

Люли. Люли, люленьки…

Ой, дуду, ой, ду-ду!- тоже!

Ни один род поэзии, ни один жанр не имеет такого обилия уменьшительно – ласкательных суффиксов. Ласка распространяется на всё, что окружает ребёнка, с чем он может соприкоснуться в жизни: «Баю, дитятко.», «Баю Машеньку мою…», «Спи, Юрочек маленький, спи, Юрочек бравенький.», «Прилетели гуленьки…».

Ласкательные суффиксы получают даже слова, которые не могут вызвать добрых, радостных эмоций у ребё нка: «А то серенький волчок из-за кустика ползёт….». Вопреки законам русского языка, ласкательную форму приобретают даже глаголы: «Маленькому Васеньке спатеньки велят…».

Проанализировав тексты колыбельных песен, мы пришли к выводу, что в русских колыбельных песнях часто встречаются имена собственные: «Спи, Юрочек маленький…», «Спи-ка, Оленька, не плачь.», «Спи, Ванюша, до утра…».

Ай, люли-люли-люли,

Прилетели журавли –

Сказку Маше принесли.

Журавли-то мохноноги

Не нашли пути-дороги.

Или

Бай-бай-бай, Поди, Бука, под сарай,

Саше спать не мешай!

Уж ты, Сашенька, усни,

Угомон тебя возьми.

Использование собственных имён детей имеет большое психологическое значение.

Колыбельный репертуар претерпевает изменения, сохранились наиболее распространённые колыбельные песни :

«Прилетели гули», «Не ложись на краю», «Ты, собачка, не лай», «Пошёл отец за рыбою», «Купим сыну валенки», «Потерял мужик дугу», «Колотушки надаю», «Он играет во трубу», «Все спят», «Бай, бай, бай, мое дитятко»,  «Котенька-коток», «Люлю, люлю, люленьки», «У кота-воркота», «Ай лю-лю, лю-лю, лю-лю» и т. п.

В детском саду они могут звучать на занятиях, в повседневной жизни, на тематических концертах, развлечениях.

Баюшки-баюшки»

Баюшки-баюшки,

Скакали горностаюшки.

Прискакали к колыбели

И на Сашу поглядели.

И сказал горностай:

«Поскорее подрастай!

Я к себе тебя снесу,

Покажу тебе в лесу

И волчонка, и зайчонка,

И в болоте лягушонка,

И на елке кукушонка,

И под елкою лису".

Уж ты, котинька-коток, уж ты, серенький бочок

Уж ты, котинька-коток,

Уж ты, серенький бочок,

Приди, котя, ночевать,

Мого детку покачать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кувшин молока

Да кусок пирога.

Некоторые колыбельные песни дети могут петь сами, использовать в своих играх. Иногда  допускается облегчение мелодии, адаптации их для детей, придумывание собственных колыбельных. Всё это стимулирует самостоятельные творческие проявления детей, импровизацию своих собственных мелодий при убаюкивании куклы, мишки…

  

Фото №4 Название песен которыми убаюкивают ребёнка колыбельные идёт от основы КОЛЫБАТЬ колыхать колебать качать зыбать

Тематическое занятие «Народная колыбельная».

Цель: дать детям представления о колыбельных песнях, некоторых разновидностях их содержания, о различном характере.

Приё мы: беседа, исполнение колыбельных песен взрослыми и детьми, использование игрушек, театрализации, инсценировок, творческих заданий.

Педагог: Когда мать убаюкивает ребёнка. Она напевает ему колыбельные песни, чтобы он поскорее уснул. Эти песни, чаще всего, спокойные, неторопливые, но бывают и весёлые.

Если ребёнок расшалился, мать сначала споёт ему что-либо занятное, пообещает гостинцев:

Лады, лады,ладыньки,

В огороде заиньки.

Зайки травку едят

И на Мишеньку  глядят.

Лады, лады, ладыньки,

Скатаю Мише валенки,

Скатаю Мише валенки,

Не велики- не маленьки,

В аккурат по ноженьке,

Бегать по дороженьке…

Потом мать успокоит малыша, исполнив спокойную колыбельную, н-р,

Ах, ты, котенька-коток,

Котя серенький хвосток!

Приди, котик, ночевать,

Мою доченьку качать!

Вы, заметили, что первая колыбельная- весёлая, даже озорная, шаловливая. Вторая

спокойная, ласковая, уютная. В музыке чувствуется  ровное, медленное покачивание колыбели, сонное дыхание малыша, убаюканного колыбельной песней.

Детям предлагается творческое задание придумать и спеть свою колыбельную кукле.

(можно петь без слов, на слова «баю-бай».)

Иногда мама пугает малыша серым волчком, чтобы он угомонился.

Давайте споём куклам колыбельную песню о волчке, она повеселится, потом успокоится и уснёт.

Некоторые колыбельные песни похожи на сказочки: о котике, о гуленьках. Они помогают своим мурлыканьем и воркованием убаюкать младенца. Педагог предлагает инсценировать колыбельную с помощью игрушек или кукольного театра.

Мама всегда радуется каждому слову и движению малыша:

Качи. Качи, качи, качь,

На берёзе сидит грач.

А я малый шалунок

Переполз через порог.

Мать вспоминает, как он смог переползти через порог. Мелодия забавная и приветливая.

Ребёнок устал, глаза слипаются, но вдруг залаяла собачка или закричал петушок. В колыбельной песне просят их не будить засыпающего дитя:

Баю, бай,

Ты, собаченька, не лай!

Петушок, не кричи,

У нас Катю не буди.

На занятиях с детьми беседуют о значении термина «колыбельная песня», учат сравнивать контрастные по характеру песни, используя  приём «цвет- настроение». Детям объясняют: когда они услышат весёлую колыбельную - должны поднять яркую красную карточку, когда грустную- серую, а когда зазвучит спокойная, нежная- розовую. Вместо карт можно применить «маску - эмоцию».

Во время пения можно использовать приём подыгрывания себе на народных инструментах (ложках, колокольчиках, брёвнышках)

Можно также предложить детям нарисовать или сделать аппликацию по содержанию песни (какие подарки принесли гуленьки или, что обещают коту, если он укачает малыша: кусок пирога, шубку, сапожки).

К бытовому музыкальному фольклору относятся детские народные песни.

Они разнообразны по своему содержанию, по композиции, по музыкальному строю и характеру исполнения. В одних через детское восприятие отразилось многообразие жизненных явлений, в других звучат забавы, перегудки, дразнилки.

Многие песни построены на диалоге:

-Коза, коза,

Лубяные глаза,

Где ты была?

-Коней стерегла.

_А где кони?

-Они в лес ушли.

Есть детские песни сатирической направленности, например, «Служил я хозяину первое лето».

Песни- перегудки дают образные картинки- описания, имеют сюжет, богаты аллитерациями:

Ти-та-та, ти-та-та,

пожалуйте решета.

Мучки насейте - пирожки затейте!

Пирожки на дрожжах.

Не удержишь на вожжах…

Или: Чики-чики, чикалочки,

едет Коля на палочке.

«Заклички»- это обращения к различным явлениям природы (солнцу, дождю, животным) превратились в песенки – забавы по какому - нибудь случаю (радуга, божья коровка, дождь).

Призывание дождя и солнца основано на первобытных воззрениях на природу, этот древнейший мотив есть почти у всех народов, в том числе и у мусульман (ритуал тасаттык – обычай  жертвоприношения по случаю засухи и обращения к дождю) :

Дождик, дождик, поливай-

Будет хлеба каравай,

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи!

«Дразнилки»

До сих пор среди детей бытуют дразнилки эпитеты- прозвища, созданные на основе созвучий:

-Петька- петух, Андрей- воробей, Мишка- медведь…

Витя, Витя, карапуз

Съел у бабушки арбуз.

Бабушка ругается,

Витя отпирается. т. п.)

   Литература:

1. Некрылова А. Ф. «Круглый год». М. 1991.

2.«Энциклопедия обрядов и обычаев». Сп. б. 1996.

3. Науменко Е. «Этнография детства» М. 1999.

4.«Русский народ. Его обычаи, обряды, предания». Собрание  Забылина М. М. 1880

5.«Месяцеслов». Собрание Сахарова. М. 1991

Публикации по теме:

Приобщаемся к истокам русской культуры.Приобщаемся к истокам русской культуры. Народные праздники занимают важное место в воспитании человека, так как объединяют в себе почти все элементы воспитания: песню, игру, художественную.

Ссылки. Песенки, загадки, сказки .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Детские песенки: колыбельные, заклички, перегудки…
Опубликовано: 5 сентября 2011 в 20:23
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детские песенки: колыбельные, заклички, перегудки…» (включая файлы) размещена пользователем ПЕДАГОГ (УИ 973) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД