Папки-передвижки

Детский игровой фольклор как средство социально-нравственного воспитания дошкольников

марина герасименко
Детский игровой фольклор как средство социально-нравственного воспитания дошкольников

В настоящее время игровой фольклор получил признание как один из ведущих компонентов культуры. В последние годы во всем мире ведется интенсивная разработка и использование игры как одного из способов организации жизненного пространства, взаимодействия человека с миром.

Наши современные дошкольники те, для кого игра не просто жизненная необходимость, а ведущая деятельность и условие для развития, перестают играть. Это беспокоит специалистов психологов и педагогов в целом.

Публикация «Детский игровой фольклор как средство социально-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах

Изменилась сама суть игры: она стала не весёлой, агрессивной, индивидуалистичной. Многовековая непрерывная цепь передачи игровой традиции от одного поколения к другому оказалась прервана, это привело к кризису игровой культуры в целом.

Играть стали не меньше, а хуже! Приоритетными стали примитивные игровые формы, а именно шалости, проказы переходящие в озорство и даже хулиганство.

На базе МБДОУ ЦРР-д/с №89 было проведено психолого-педагогическое исследование в подготовительных группах. На вопрос: «Во что ты любишь играть?» 15% детей не смогли назвать ни одну игру, 30% назвали компьютерные игры, 40% называли игрушки (машинки, трансформеры, куклы Барби, которыми они просто манипулировали, 15% детей называли подвижные игры, типа салок и пряток, но правила игры смогли сформулировать лишь некоторые.

В настоящее время, педагоги-психологи отмечают следующие тенденции в развитии детской игры. Нередкими стали негативные явления в детском коллективе : усиление конфликтности и агрессивности поведения; часто жестокий и опасный характер самоутверждения у подростков; обеднение общения и ослабление творческих начал досуговой деятельности. Коллективная игра вытесняется индивидуальной, компьютерной.

В настоящее время из детских игр практически полностью исчезли традиционные фольклорные игры. Детский фольклор составляет обширную и глубоко оригинальную область традиционного народного творчества. Фольклор – это художественная педагогика. Детский фольклор состоит из двух больших разделов: в него входят все виды устных музыкально-поэтических произведений. Они были созданы взрослым специально для детей - это колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, приговорки, дразнилки, считалки, заклички, загадки, скороговорки, пословицы и поговорки, которые формируют у детей музыкальные, творческие, речевые знания и умения. Отдельным блоком с младшего возраста выступают фольклорные формы детской игры, а также сказки. Затем песни и хороводы. Предпочтительно использовать народные игры с пением и движением, бытовавшие в традиционной культуре Белгородчины. «Бакша», или «Арбузики», «Хрен, хрен, господин!», «Чья копна на моей копне», «Платочек». А также «Здравствуй дедушка Семак!», «Как у деда Трихона!», «Дед домовой», «Красная шапочка» и многое другие. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В народных играх дети приобщаются к традициям, проявляют взаимовыручку. Знакомясь с малыми жанрами фольклорного творчества, дети постигают красоту русского языка, диалект, характерный для Белгородского края, яркость музыкальных образов, добрый юмор.

Психология детей, особые законы детской логики и восприятия – все это учтено в фольклоре, в педагогическом опыте народа. Основной художественный прием детских песен и сказок – повторы, наращивание цепочки повторяющихся слов, сцен, диалогов способствует развитию мыслительных процессов ребенка, развитие речи, его ценностных ориентаций. Через фольклорные игры дети усваивают опыт предыдущих поколений, основные понятия добра и зла. «Необходимо спасение и возрождение традиционных народных игр - генетического фонда игровой культуры каждого народа» (В. А. Григорьев). Фольклор закладывает основы не только эстетического, но и нравственного воспитания детей.

Сказки – это художественный способ познания окружающего мира. В детской практической психологии широко используется прием, основанный народных сказках, он называется сказкотерапия. Самое действенное средство на дошкольника – игра, кукла, сказка, театральное действие. В ходе проигрывания сказочных сюжетов, персонажи сказки просят советы у детей, рассуждают о своих поступках, уважительно относятся к старшим, просят прощения, если провинились, или прощают обидчикам, стремясь быть добрыми. Именно такими мы и хотим видеть наших детей.

С помощью сказки происходит передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связей между поколениями. Она в силу своей природы, способна эффективно помочь ребенку построить целостную картину мира, научиться принимать решение в широком спектре жизненных ситуаций, преодолевать негативные эмоциональные переживания. Атмосфера игры и праздника, заложенная в детском фольклоре воспринимается детьми как увлекательное познавательное действо, в котором ребенок, имеющий ограниченные возможности здоровья, принимает активное участие вместе со здоровыми сверстниками. Таким образом, осуществляется процесс инклюзии особенных детей в социуме.

Русские народные песни воспевают трудовые подвиги народа, красоту природы, в них сконцентрирована человеческая мудрость, поэтому песня имеет ярко выраженный воспитательный характер. Разучивание с детьми русских народных песен способствует не только эстетическому воздействию, но и развитию речи, устранению ее недостатков, что целесообразно использовать как один из приемов в психологии и логопедии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В тоже время прослеживается еще одна функция фольклорной песни – коллективное, воспитательное воздействие при исполнении.

Мы, как педагоги, имеем прекрасную возможность во время занятия диагностировать, формировать, корректировать и направлять нравственную составляющую детского характера.

Таким образом, фольклорное воспитание, это приобщение детей к истокам национальных и общенациональных культур. Педагогически важно в период дошкольного возраста создать вокруг ребенка чистую, духовно-здоровую, психологически правильную атмосферу для развития и воспитания в обществе, детском коллективе, в семье.

Фольклор является духовным стержнем в воспитании молодого поколения!

Литература:

1. Иконникова, С. Н. Народные традиции и современная культура /

С. Н. Иконникова. – Л., 1986

2. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О. Л. Князева, М. Д. Малахова, - СПб. : Детство – Пресс, 2004.-350с.

3. Музыкальный фольклор и дети : Методическое пособие / Сост. Шамина Л. В. – М., 1992

4. Лахин, Р. А. Социально-нравственное воспитание детей и подростков средствами народной игры. / Р. А. Лахин // Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск, 2008. – №3. – С. 352-356 (0,5 п. л.).

Публикации по теме:

Организация игрового абонемента для родителей воспитанников ДОУ Организация игрового абонемента для родителей воспитанников доу. Игра имеет важное значение в личностном развитии детей дошкольного возраста,.

Совместная деятельность педагогов и родителей в условиях центра игровой поддержки Совместная деятельность педагогов и родителей МАДОУ ЦРР — ДС №66 в условиях центра игровой поддержки «Тека — ДОМ» Центр игровой поддержки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детский игровой фольклор как средство социально-нравственного воспитания дошкольников
Опубликовано: 21 января 2014 в 11:32
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД