Лучший педагог года

Детско-родительский оздоровительный образовательно-творческий проект «Наши пальчики играют»

Елизавета Савилова
Детско-родительский оздоровительный образовательно-творческий проект «Наши пальчики играют»

Авторы-составители: учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна, Шелковникова Светлана Семеновна.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Вид проекта : групповой, оздоровительный, образовательно-творческий.

Продолжительность: годовой.

Участники: учитель-логопед, воспитатели, родители, дети.

Образовательная область : ознакомление с окружающим, развитие речи.

Познавательная деятельность:

Публикация «Детско-родительский оздоровительный образовательно-творческий проект „Наши пальчики играют“» размещена в разделах

- коммуникативная деятельность: расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближнем окружении (тематический словарь).

- чтение художественной литературы: познакомить детей с литературными произведениями по темам, развивать умение читать наизусть потешки и небольшие авторские стихи.

Актуальность: у детей II младшей группы в недостаточной степени развиты словарный запас, владение фразовой речью, мелкая моторика. Участие в проекте позволит максимально обогатить знания и представления детей о ближайшем окружении, развить связную речь, творческие способности, научиться координировать речь с движением.

Цель: создать условия для развития познавательных, оздоровительных и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого проекта.

Задачи:

• обогащать представления детей о ближнем окружении;

• развивать словарный запас;

• развивать связную речь;

• развивать мелкую моторику;

• учить координации слова с движением.

Основные направления реализации проекта :

• составление годового плана работы;

• включение игр и упражнений на развитие мелкой моторики

и координацию слова с движением в режимные моменты;

• знакомство с художественной литературой;

домашнее задание для детей и родителей: подбор фотоматериалов для фотоальбома «Играем дома».

Предварительная работа:

• поисковая работа по подбору иллюстративного и литературного материала, аудио- и видеозаписей по темам;

• рассматривание иллюстраций к художественным произведениям;

• чтение и разучивание литературно-художественного материала по темам;

• разучивание пальчиковой гимнастики;

• аудио- и видеозаписи по темам;

• проведение консультации для родителей в родительском клубе;

• разработка фотоальбома «Играем дома».

Обеспечение:

• годовой тематический план,

• литературно-художественный и иллюстративный материал,

• аудио- и видеозаписи по темам.

Работа с родителями:

• консультация «Пальчиковые игры для малышей»;

• знакомство с годовым тематическим планом;

• участие в изготовлении фотоальбома «Играем дома».

Предполагаемый результат:

• знать и называть тематический словарь;

• уметь произносить наизусть потешки и небольшие авторские стихи;

• владеть движениями пальцев рук;

• соотносить движения пальцев рук со словом.

Продукт проектной деятельности :

• изготовление совместно с родителями фотоальбома «Играем дома».

• фото групповых игр и упражнений;

Презентация проекта :

• фотоальбом «Играем дома».

Пояснительная записка

В основе вербального развития ребёнка лежит коммуникативная функция речи. На первом этапе возникает общение ребёнка со взрослым с помощью предметно-действенных средств. Ребёнок устанавливает и поддерживает контакт со взрослым посредством ярких предметов и игрушек, которыми активно манипулирует. Отмечается избирательное отношение к предметам, но реакция на новый предмет всегда ярко выражена. Недостаточность такого общения на раннем этапе развития ребёнка в семье может значительно задержать развитие его речи. На этой стадии ребёнок наиболее чувствителен к интуитивному усвоению родного языка.

На этапе развития фразовой речи ребёнок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые слова и фразы. В это время необходимо активно подключать развитие моторной сферы. Родители, занимаясь с ребёнком, нормализуют его мышечный тонус, развивают статическую выносливость, воспитывают быстроту реакции и запоминание движений на словесные инструкции. Для этого используют игры и упражнения пальчиковой гимнастики. Чем выше качество двигательной активности ребёнка, тем интенсивнее развивается его речь. Поэтому для работы с родителями необходимо планировать разъяснительную, консультативную и практическую работу, находить интересные формы сотрудничества.

В младших группах предлагаем примерный годовой тематический план, подбираем речевой материал, знакомим с ним воспитателей и родителей, предлагаем помощь в организации игр, привлекаем к активному взаимодействию родителей с детьми, делимся интересным опытом, знакомим с творческими семейными работами. Систематическая работа педагогов, родителей и детей помогает объединению всех участников педагогического процесса в достижении поставленных целей.

Тематическое планирование во II младшей группе

Месяц Неделя Лексическая тема

Сентябрь 3, 4 Овощи.

Октябрь 1 Фрукты.

2 Осенняя ярмарка.

3 Осень. Листопад.

4 Демисезонная одежда.

Ноябрь 1 Дикие животные. Заяц.

2 Домашние животные. Кошка.

3 Домашние птицы. Петушок с семьёй.

4 Животный мир осенью. Лиса.

Декабрь 1 Зима.

2 Зимующие птицы. Ворона.

3 Зимние забавы.

4 Новогодний праздник.

Январь 3 Игрушки.

4 Дом. Мебель.

Февраль 1 Посуда. Готовим обед для Кати.

2 Катя встречает гостей.

3 Наша армия. Солдаты. Моряки.

4 Семья.

Март 1 Мамин праздник.

2 Ранняя весна.

3 Перелётные птицы. Скворец.

4 Перелётные птицы. Ласточка.

Апрель 1 Животный мир весной. Медведь.

2 Животный мир весной. Белка.

3 Транспорт. Машины на дороге. Грузовик.

4 Железная дорога. Поезд.

Май 1, 2 Наш город (наша деревня).

3 Цветы. Одуванчик. Колокольчик.

4 Насекомые. Бабочка. Жук.

Консультация для родителей

«Пальчиковые игры для малышей»

Пальчиковые игры для малышей дают возможность родителям и воспитателям играть с детьми, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря пальчиковым играм малыш получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.

Пальчиковые игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Персонажи и образы наших пальчиковых игр - паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик - нравятся малышам с полутора-двух лет, дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.

Пальчиковые игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого

или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка. Некоторые игры, в которых пальчики называются по очереди или действуют поочерёдно, напоминают маленькие сказочки (например, "Два толстых поросёнка", "Два рыжих таракана", "Краб") и выполнить их самостоятельно могут дети 4-5 лет, а более маленьким должны помогать взрослые.

Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно; можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр у малышей

• Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

• Выполняйте упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

• Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставит в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

• Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.

• Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

• Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Пальчиковые игры для малышей :

Игра "Два козленка"

Игра "Пять утят "

Игра "Часы "

Игра "Червячки "

Игра "У жирафов"

Игра "Котята"

Игра "Паучок"

Игра "Пчелки "

Игра "Перчатка"

Использованная литература.

1 Журнал «Логопед» №2, 2011. Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике. Панферова И. В.

2 Интернет-ресурс https://www.best-mother.ru/545_palchikovyie_igryi_dlya_malyishey.

Публикации по теме:

Использование инновационной технологии «Метод проектов» в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Авторы: учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна, учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Шелковникова Светлана.

В сказочном лесу. Развлечение для детей старшего дошкольного возраста. Авторы-составители: учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна, учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Серова Фрида.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детско-родительский оздоровительный образовательно-творческий проект «Наши пальчики играют»
Опубликовано: 22 октября 2014 в 15:21
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД