Елизавета Савилова
Детско-родительский оздоровительный образовательно-творческий проект «Наши пальчики играют»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы-составители: учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна, Шелковникова Светлана Семеновна.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Вид проекта : групповой, оздоровительный, образовательно-творческий.
Продолжительность: годовой.
Участники: учитель-логопед, воспитатели, родители, дети.
Образовательная область : ознакомление с окружающим, развитие речи.
Познавательная деятельность:
Публикация «Детско-родительский оздоровительный образовательно-творческий проект „Наши пальчики играют“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- коммуникативная деятельность: расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближнем окружении (тематический словарь).
- чтение художественной литературы: познакомить детей с литературными произведениями по темам, развивать умение читать наизусть потешки и небольшие авторские стихи.
Актуальность: у детей II младшей группы в недостаточной степени развиты словарный запас, владение фразовой речью, мелкая моторика. Участие в проекте позволит максимально обогатить знания и представления детей о ближайшем окружении, развить связную речь, творческие способности, научиться координировать речь с движением.
Цель: создать условия для развития познавательных, оздоровительных и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого проекта.
Задачи:
• обогащать представления детей о ближнем окружении;
• развивать словарный запас;
• развивать связную речь;
• развивать мелкую моторику;
• учить координации слова с движением.
Основные направления реализации проекта :
• составление годового плана работы;
• включение игр и упражнений на развитие мелкой моторики
и координацию слова с движением в режимные моменты;
• знакомство с художественной литературой;
• домашнее задание для детей и родителей: подбор фотоматериалов для фотоальбома «Играем дома».
Предварительная работа:
• поисковая работа по подбору иллюстративного и литературного материала, аудио- и видеозаписей по темам;
• рассматривание иллюстраций к художественным произведениям;
• чтение и разучивание литературно-художественного материала по темам;
• разучивание пальчиковой гимнастики;
• аудио- и видеозаписи по темам;
• проведение консультации для родителей в родительском клубе;
• разработка фотоальбома «Играем дома».
Обеспечение:
• годовой тематический план,
• литературно-художественный и иллюстративный материал,
• аудио- и видеозаписи по темам.
Работа с родителями:
• консультация «Пальчиковые игры для малышей»;
• знакомство с годовым тематическим планом;
• участие в изготовлении фотоальбома «Играем дома».
Предполагаемый результат:
• знать и называть тематический словарь;
• уметь произносить наизусть потешки и небольшие авторские стихи;
• владеть движениями пальцев рук;
• соотносить движения пальцев рук со словом.
Продукт проектной деятельности :
• изготовление совместно с родителями фотоальбома «Играем дома».
• фото групповых игр и упражнений;
Презентация проекта :
• фотоальбом «Играем дома».
Пояснительная записка
В основе вербального развития ребёнка лежит коммуникативная функция речи. На первом этапе возникает общение ребёнка со взрослым с помощью предметно-действенных средств. Ребёнок устанавливает и поддерживает контакт со взрослым посредством ярких предметов и игрушек, которыми активно манипулирует. Отмечается избирательное отношение к предметам, но реакция на новый предмет всегда ярко выражена. Недостаточность такого общения на раннем этапе развития ребёнка в семье может значительно задержать развитие его речи. На этой стадии ребёнок наиболее чувствителен к интуитивному усвоению родного языка.
На этапе развития фразовой речи ребёнок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые слова и фразы. В это время необходимо активно подключать развитие моторной сферы. Родители, занимаясь с ребёнком, нормализуют его мышечный тонус, развивают статическую выносливость, воспитывают быстроту реакции и запоминание движений на словесные инструкции. Для этого используют игры и упражнения пальчиковой гимнастики. Чем выше качество двигательной активности ребёнка, тем интенсивнее развивается его речь. Поэтому для работы с родителями необходимо планировать разъяснительную, консультативную и практическую работу, находить интересные формы сотрудничества.
В младших группах предлагаем примерный годовой тематический план, подбираем речевой материал, знакомим с ним воспитателей и родителей, предлагаем помощь в организации игр, привлекаем к активному взаимодействию родителей с детьми, делимся интересным опытом, знакомим с творческими семейными работами. Систематическая работа педагогов, родителей и детей помогает объединению всех участников педагогического процесса в достижении поставленных целей.
Тематическое планирование во II младшей группе
Месяц Неделя Лексическая тема
Сентябрь 3, 4 Овощи.
Октябрь 1 Фрукты.
2 Осенняя ярмарка.
3 Осень. Листопад.
4 Демисезонная одежда.
Ноябрь 1 Дикие животные. Заяц.
2 Домашние животные. Кошка.
3 Домашние птицы. Петушок с семьёй.
4 Животный мир осенью. Лиса.
Декабрь 1 Зима.
2 Зимующие птицы. Ворона.
3 Зимние забавы.
4 Новогодний праздник.
Январь 3 Игрушки.
4 Дом. Мебель.
Февраль 1 Посуда. Готовим обед для Кати.
2 Катя встречает гостей.
3 Наша армия. Солдаты. Моряки.
4 Семья.
Март 1 Мамин праздник.
2 Ранняя весна.
3 Перелётные птицы. Скворец.
4 Перелётные птицы. Ласточка.
Апрель 1 Животный мир весной. Медведь.
2 Животный мир весной. Белка.
3 Транспорт. Машины на дороге. Грузовик.
4 Железная дорога. Поезд.
Май 1, 2 Наш город (наша деревня).
3 Цветы. Одуванчик. Колокольчик.
4 Насекомые. Бабочка. Жук.
Консультация для родителей
«Пальчиковые игры для малышей»
Пальчиковые игры для малышей дают возможность родителям и воспитателям играть с детьми, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря пальчиковым играм малыш получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.
Пальчиковые игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Персонажи и образы наших пальчиковых игр - паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик - нравятся малышам с полутора-двух лет, дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.
Пальчиковые игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого
или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка. Некоторые игры, в которых пальчики называются по очереди или действуют поочерёдно, напоминают маленькие сказочки (например, "Два толстых поросёнка", "Два рыжих таракана", "Краб") и выполнить их самостоятельно могут дети 4-5 лет, а более маленьким должны помогать взрослые.
Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.
Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.
Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.
Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно; можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр у малышей
• Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
• Выполняйте упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
• Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставит в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
• Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.
• Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
• Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
Пальчиковые игры для малышей :
• Игра "Два козленка"
• Игра "Пять утят "
• Игра "Часы "
• Игра "Червячки "
• Игра "У жирафов"
• Игра "Котята"
• Игра "Паучок"
• Игра "Пчелки "
• Игра "Перчатка"
Использованная литература.
1 Журнал «Логопед» №2, 2011. Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике. Панферова И. В.
2 Интернет-ресурс https://www.best-mother.ru/545_palchikovyie_igryi_dlya_malyishey.