Зарина Шовалиева
Детско-родительский проект по патриотическому воспитанию «История скорби и памяти»
▼ Скачать + Заказать документы
Детско-родительский проект
«История скорби и памяти»
автор проекта педагог-психолог Зарина Музафаровна Шовалиева
Видео: https://www.youtube.com/embed/N9SBnI6wGDAПроект направлен на создание, условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития. Развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, обеспечивающих эмоциональное благополучия детей.
Публикация «Детско-родительский проект по патриотическому воспитанию „История скорби и памяти“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Предложенный проект способствует решению проблем в нравственно- патриотическом развитии дошкольников, посредством организации совместной деятельности, воспитанников и их родителей. Также содействует гармонизации семейных взаимоотношений, и психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах нравственно- патриотического воспитания детей.
Паспорт проекта
Наименование проекта «История скорби и памяти»
Тип проекта По доминирующему виду деятельности - творческий, по продолжительности – краткосрочный
Форма проекта Дистанционная
Проблема 1. Отсутствие достаточных знаний у детей дошкольного возраста о Великой Отечественной войне.
2. Низкий уровень компетентности родителей по вопросам нравственного и патриотического воспитания в семье.
Цель Создание внутрисемейных условий для воспитания патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.
Задачи 1. Разработать учебно-методические, демонстрационные, электронные материалы: конспекты бесед, презентации, сюжетно – ролевые игры, аудио и видео сопровождение проекта
2. Сформировать компетентность родителей по использованию метода реализации проекта в семье.
3. Продемонстрировать достижения и эффективный опыт дистанционной работы с родителями и детьми в массовой педагогической практике.
4. Воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
5. Воспитывать патриотические чувства (нравственность, героизм) через художественное восприятие (рассказы, фильмы, презентации)
6. Развивать эмоциональную отзывчивость к героям войны, чувство эмпатии (способность к сопереживанию).
7. Познакомить с чувством скорби и его проявлением.
8. Изготовить с родителями альбом «Военные профессии» с фотографиями детей.
Участники проекта Дети старших и подготовительных групп, и их родители
Сроки и этапы реализации проекта I этап (подготовительный) – 21.04.2020- 26.04.2020 г.
- Изучить возможности родителей в участии реализации проекта.
- Разработать нормативно – правовую, информационно – техническую базу проекта.
- Подобрать и разработать наглядно-информационный материал для продуктивной деятельности в кругу семьи.
II этап (основной)- 27.04.2020г. -30.04. 2020 г.
- Организовать психолого-педагогическое просвещение родителей через разные формы взаимодействия: консультации, советы.
- Внедрить в сообщество группы с родителями, беседы, презентации, фильмы, сюжетно – ролевые игры для работы с детьми в домашних условиях.
III этап (заключительный) 02.05.2020 г. - 08.05.2020г.
- Определить результаты деятельности в рамках проекта и перспективы развития.
- Обобщить и презентовать опыт работы проекта.
Исполнители проекта и основных мероприятий - родители воспитанников старших и подготовительных групп МБДОУ д/с «Родничок».
- педагог -психолог
Ресурсное обеспечение проекта Кадровое обеспечение:
- наличие педагогических кадров имеющих квалификационную категорию,
Материально-техническое обеспечение:
- наличие видео-аудиотехники;
- наличие смартфона;
- наличие интернет -ресурса;
Учебно-методическое обеспечение:
- наличие демонстрационного материала,
- наличие образовательной программы ДОУ,
- учебно-методической литературы по образовательным программам,
- наличие методической литературы по патриотическому воспитанию дошкольников.
Ожидаемые результаты -Повышение уровня социальной компетентности дошкольников. Формирование у детей начальных представлений о Великой Отечественной войне, солдатах, защищавших Родину, празднике 9 Мая.
- Развитие эмоциональной отзывчивости детей к героям войны.
- Знание о подвигах своих предков, и всего народа,
--Вовлечение родителей в единое непрерывное образовательное пространство, понимание необходимости системного подхода в развитии детей, достижение роста их заинтересованности в сотрудничестве с педагогами и специалистами ДОУ,
- Гармонизация детско-родительских отношений,
Критерии оценки результатов - Расширение знаний детей о Великой Отечественной Войне;
- Повышение уровня психолого – педагогической культуры родителей, высокая активность, повышение ответственности родителей к своим обязанностям по отношению к детям;
- Смена стиля взаимодействия «родитель-ребенок».
Дальнейшее развитие проекта
Продолжать укреплять детско- родительские связи, повышать интерес участия родителей в совместных проектах ДОУ и семья Введение в ДОУ традиции «Дни совместных встреч», когда родители, дети и педагоги могут свободно пообщаться в игровой форме, поговорить на интересующие темы, создать страничку на сайте детского сада, где родители могут беспрепятственно и конфиденциально задать интересующие вопросы и получить квалифицированную консультацию специалистов.
Актуальность проекта
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию : создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.
Формирование патриотического сознания дошкольников происходит в процессе ознакомления детей с историческими подвигами людей –героев на всех этапах развития общества. Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна, так как способствует объединению, осуществлению связи поколений, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям старшего дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.
Учитывая вышеизложенное, работа по воспитанию нравственно- патриотического сознания дошкольников, нам, представляется чрезвычайно актуальной. Создание детско- родительского проекта обусловлено необходимостью сложившейся ситуации. В период пандемии, образовательная деятельность продолжается дистанционно, главная функция отводится родителям, семейному воспитанию, так как система образования ДОУ должна обеспечивать свою непрерывность.
Особенностью данного проекта является его инновационность. Инновация заключена в новом подходе, который предусматривает проектирование модели дистанционного образовательного пространства внутри семьи, и направлен на формирования патриотических чувств, сознания дошкольников на основе ознакомления с героическим подвигом своих предков и всего советского народа в Великой Отечественной войне через различные виды деятельности.
Ценность инновационного характера проекта заключается в сохранении позитивных достижений ДОУ, внедрении современных дистанционных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, обеспечении личностно – ориентированной модели организации педагогического процесса внутри семьи, позволяющий ребёнку успешно осваивать социальные компетенции в условиях интеграции усилий семьи и детского сада.
Цель, задачи проекта.
Цель проекта : создание внутрисемейных условий для воспитания патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.
Задачи:
1. Разработать учебно-методические, демонстрационные, электронные материалы: конспекты бесед, презентации, сюжетно – ролевые игры, аудио и видео сопровождение проекта
2. Сформировать компетентность родителей по использованию метода реализации проекта в семье.
3. Продемонстрировать достижения и эффективный опыт дистанционной работы с родителями и детьми в массовой педагогической практике.
4. Воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
5. Воспитывать патриотические чувства (нравственность, героизм) через художественное восприятие (рассказы, фильмы, презентации)
6. Развивать эмоциональную отзывчивость к героям войны, чувство эмпатии (способность к сопереживанию). Познакомить с чувством скорби и его проявлением.
7. Изготовить с родителями альбом «Военные профессии» с фотографиями детей.
Направления реализации проекта.
Проект будет реализован на протяжении с 21 апреля 2020г. – по 8 мая 2020г. в следующих направлениях:
Работа с воспитанниками.
Создание и освоение электронных методических материалов, интерактивных технологий программного обеспечения интернет -ресурса. Использование инновационных форм дистанционной деятельности, в развивающем обучении дошкольников в период карантина.
Познавательное развитие.
• Просмотр презентации «Победы и скорби»
• Просмотр презентации Военные профессии»
• Просмотр презентации «Пионеры – герои»
Знакомство с художественной литературой.
• Лев Кассиль «Твои защитники», «Памятник солдату»
• Разучивание стихотворения С. Михалков «День Победы»
• Б. Лавренев «Большое сердце»
• Е. Благинина «Шинель»
Конструирование.
• Оригами «Самолеты», «Корабли», «Пилотки»
• Конструктор – моделирование военной техники
Социально – коммуникативное развитие.
• Интерактивная игра «Подбери эмоцию» соответствующую тексту стихотворения
• Рассматривание фотоальбомов из семейного архива
• Беседы: «Почему Победа стала радостью и скорбью?», «Дети и война»
• Просмотр художественного фильма о войне 2019г. «Сестренка»
Музыкальное развитие.
• Слушание маршей: «Военный марш» Г. Свиридов, «Прощание славянки» В. Агапкин, «Марш Победы» Н. Соломыкина.
Акции в кругу семьи.
• «Георгиевская ленточка»
• Просмотр парада Победы прошлой 70 летней годовщины
Работа с родителями.
Консультации для родителей: «Как рассказать детям о войне», «Зачем рассказывать детям о войне»
Советы родителям: «Как правильно детям рассказать о том, «Почему началась война»
Подготовка документальных материалов из семейных архивов.
Трудовая деятельность родителей по изготовлению атрибута военной профессии для ребенка, с целью создания страницы в фотоальбоме «Военные профессии».
Ожидаемые результаты проекта.
1. Повышение уровня социальной компетентности дошкольников. Формирование у детей начальных представлений о Великой Отечественной войне, солдатах, защищавших Родину, празднике 9 Мая.
2. Развитие эмоциональной отзывчивости детей к героям войны.
3. Знание о подвигах своих предков, и всего народа.
4. Вовлечение родителей в единое образовательное пространство, достижение роста их заинтересованности в сотрудничестве с педагогами ис пециалистами ДОУ. Повышение уровня психолого – педагогической культуры родителей, высокая активность, повышение ответственности родителей, к обеспечению непрерывности образовательного процесса в период пандемии, в условиях семьи.
5. Гармонизация детско-родительских отношений,
Социальный эффект от реализации проекта.
Подготовка методических материалов по организации дистанционной деятельности в рамках детско- родительского проекта, способных удовлетворить образовательные запросы детей, родителей и общества, обоснованных с точки зрения своей целесообразности, что позволит родителям воспринимать детский сад, как образовательное учреждение, обеспечивающее устойчивый качественный уровень образовательных услуг.
Основные этапы, сроки реализации и план внедрения проекта.
Реализация проекта рассчитана на 3 недели, апрель – май.
Этапы реализации проекта.
1 этап – подготовительный четвертая неделя апреля. Планирование работы. Изучение информационной базы. Организация родителей воспитанников для помощи в реализации проекта.
Цель: организация мотивации родителей старших дошкольников, создание единого образовательного внутрисемейного пространства, для реализации задач проекта.
2 этап – основной с пятой недели апреля по май.
Цель: внедрение в практику разработанных бесед, консультаций, советов, презентаций, создание информационно-демонстрационной среды по данной теме, для дистанционной передачи знаний родителям и детям, через интернет -ресурс.
3 этап – заключительный, первая неделя мая.
Цель: определение результатов деятельности в рамках проекта и перспективы развития.
План реализации проекта
1этап – подготовительный
Задачи:
1. Изучить возможности родителей в участии реализации проекта.
2. Разработать нормативно – правовую, информационно – техническую базу проекта.
3. Подобрать и разработать наглядно-информационный материал, для продуктивной деятельности в кругу семьи.
Период Мероприятия Ответственный
4 неделя апреля
2020 г. Интерактивная игра-презентация «Подбери эмоцию» -соответствующую тексту стихотворения
Консультации для родителей: «Как рассказать детям о войне», «Зачем рассказывать детям о войне»
Разучивание стихотворения С. Михалкова «День Победы»
Конструирование моделей военной техники (фотоотчет в сообществе)
Просмотр художественного фильма о войне 2019г. «Сестренка» (обмен впечатлениями, аудио запись с комментариями детей от просмотра фильма)
Родители
Педагог-психолог
2 этап – основной
Задачи:
1. Организовать психолого-педагогическое просвещение родителей через разные формы взаимодействия: консультации, советы.
2. Внедрить в сообщество группы с родителями, беседы, презентации, фильмы, сюжетно – ролевые игры для работы с детьми в домашних условиях.
Период Мероприятия Ответственный
5 неделя апреля
2020 года Советы родителям: «Как правильно детям рассказать о том, «Почему началась война»
Чтение Б. Лавренев «Большое сердце»
Просмотр презентации «Победы и скорби»
Беседы: «Почему Победа стала радостью и скорбью?», «Дети и война»
Просмотр презентации «Пионеры – герои»
«Оригами» - самолёты, корабли, пилотки. (фото отчет в сообществе)
Рассматривание фотоальбомов из семейного архива (фото отчет в сообществе)
Родители
Педагог - психолог
3 этап – заключительный.
Задачи:
1. Определить результаты деятельности в рамках проекта и перспективы развития.
2. Обобщить и презентовать опыт работы проекта.
Период Мероприятия Ответственный
Май 2020г.
Чтение произведений Л. Кассиль «Твои защитники», «Памятник солдату», Е. Благинина «Шинель»
Просмотр презентации Военные профессии»
Сюжетно- ролевая игра «Военные профессии»
Слушание маршей: «Военный марш» Г. Свиридов, «Марш Победы» Н. Соломыкина.
Изготовление родителями, атрибута военной профессии для детей.
Акции в кругу семьи: «Георгиевская ленточка», Просмотр парада Победы прошлой 70 летней годовщины.
Создание и демонстрация фотоальбома «Военные профессии» с участием детей.
Родители
Педагог- психолог
Ресурсное обеспечение проекта
Кадровое обеспечение:
- наличие педагогических кадров имеющих квалификационную категорию,
Материально-техническое обеспечение:
- наличие видео-аудиотехники;
- наличие смартфона;
- наличие интернет -ресурса;
Учебно-методическое обеспечение:
- наличие демонстрационного материала,
- наличие образовательной программы ДОУ,
- учебно-методической литературы по образовательным программам,
- наличие методической литературы по патриотическому воспитанию дошкольников.
Риски и способы их решения:
Недостаточная мотивация воспитанников и родителей к участию в проекте. Отказ в помощи оформления фотоальбома «Военные профессии». Дефицит времени, большая загруженность родителей. Есть риск в том, что, если проводить работу формально, дошкольники воспримут этот проект как обычный ряд мероприятий, и эта работа не затронет их ум и сердце. Чтобы этого не произошло, нужно приложить все усилия, опыт и знания, внедрить новые разнообразные и эффективные технологии для правильного и полного осуществления настоящего детско-родительского проекта по патриотическому воспитанию.
Критерии оценки результата, инструментарий
Согласно Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, с целью установления уровня развития знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, разработанная модель детско- родительского проекта предусматривает проведение мониторингового исследования. Объектами мониторинга являются воспитанники старшего дошкольного возраста и родители. За основу взят «Мониторинг уровней развития патриотических чувств у старших дошкольников» Ястребцовой А. О.
Дальнейшее развитие проекта
Участие ДОУ и педагогов в научно-практических конференциях, конкурсах.
Выпуск методических пособий, используя возможности электронных ресурсов для организации распространения инновационного опыта.
Расширение форм работы с детьми и родителями.
Обобщение опыта дистанционной работы на районном уровне.
Список нормативно – правовых актов и литературы.
Информационные ресурсы (сайты)
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155,
зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384)
2. Закон об образовании в Российский Федерации №273 от 21.12.2012 г.
3. Сан Пин 2.4.1.3049 – 13 (с изменениями от 04.04.2014) «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
4. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. «Детям о Великой Победе!» Издательство Гном – 2014.
5. Кондрыкинская Л. А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду» 2005г.
6. «Система патриотического воспитания в ДОУ : планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий» /под. Ред Е. Ю. Александровой. — Волгоград: Учитель, 2007. — 203 с.
7. «Сценарии праздника Великой Победы», Ж. В. Черноиванова, М. В. Власова, Волгоград: Учитель, 2015
8. https://ped-kopilka.ru/blogs/elena-vladimirovna-ivanova/organizacija-proektnoi-dejatelnosti-detei-v-podgotovitelnoi-grupe-po-teme-my-pomnim-my-gordimsja.html
9. https://ped-kopilka.ru/blogs/jakimova-irina-vladimirovna/literaturno-muzykalnaja-kompozicija-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-pust-nebo-budet-golubym.html
10. https://vk.com/doc26606415_544009703?hash=e2a653d09e61bcb3c6&dl=3a168ef3178a78a57f