МААМ-картинки

Детско-родительский тренинг «Школа Бесстрашия»: Конспект игрового занятия №1

Нина Васильевна Шмакова
Детско-родительский тренинг «Школа Бесстрашия»: Конспект игрового занятия №1
▼ Скачать + Заказать документы

Н. Шмакова, педагог-психолог

В этой статье представлен конспект первого занятия игрового детско-родительского тренинга, направленного на коррекцию детских страхов и коррекцию детско-родительских взаимодействий; дается примерное содержание вступительной информации для родителей и описание подвижных игр. Программа тренинга «Школа бесстрашия» разработана на основе авторской методики А. И. Захарова.

1. Введение в тренинг. Вступительная информация для родителей о

Публикация «Детско-родительский тренинг „Школа Бесстрашия“: Конспект игрового занятия №1» размещена в разделах

предстоящем детско-родительском тренинге (ДРТ): о страхе как первой эмоции, о причинах возникновения страхов у детей и возможной помощи детям со страхами, о психотерапевтическом эффекте игр. (Примечание: Информацию для родителей можно взять в книге Т. Шишовой «Страхи – это серьезно. Как помочь ребенку избавиться от страхов». Изд. «Издательский дом «Искатель», 1997 г., а также в книгах А. И. Захарова). Знакомство с правилами участия в ДРТ (приложение 1).

Дети в это время в противоположной стороне зала играют в настольно-печатные игры.

Далее взрослым и детям сообщается цель игровых занятий: учиться бесстрашию с последующей сдачей "экзамена" на смелость и получение "Диплома бесстрашия"

Общая длительность первой части 10-15 минут.

2. Знакомство: представление себя группе. Дети по очереди (по желанию!

Кто первый? Кто смелый) представляют себя, называя фамилию, имя, возраст, детский сад или школу. Пример: «Меня зовут Слава, мне 6 лет. Я хожу в детский сад. Здравствуйте!». Взрослые при этом эмоционально принимают каждого ребенка: аплодируют, говорят одобрительные реплики. Родители также предъявляют себя группе, заполняя паузы (т. е. когда кто-то из детей не решается представить себя): «Я – Марина. Я – Танина мама»

1. Игра "Пятнашки" Цель: Снятие страха неожиданного воздействия (приложение 2)

2. Релаксация «Отдых детей на лесной полянке». Задача для детей: расслабиться и будто бы спать, не шевелясь, до сигнала.

Дети ложатся на пол, на спины и расслабляются под музыку («Звуки природы»). Стимулом к выполнению задания может быть последующее награждение тех, кто сможет до сигнала лежать, не шевелясь, с закрытыми глазами. В это время ведущий объясняет родителям психотерапевтическое назначение проведенной и предстоящей игр. Длительность – 5-7 минут. По окончании родители называют победителей «отдыха на лесной полянке»

3. Игра "Жмурки" Цель: снятие страха замкнутого пространства (приложение 3)

4. Упражнение «Шагаем вместе». Цель: согласованность движений, сосредоточенность на выполнении упражнения; обеспечение телесного контакта, положительных эмоций. Содержание: дети стоят на стопах родителей, своей спиной к животу мамы. Мамы шагают, дети согласовывают свои движения с движениями мамы. Задание: прошагать до противоположной стены зала и вернуться к его центру.

5. Разговор в кругу: сообщение домашнего задания – сделать рисунки на тему «Мой страх». Разговор с мамами – что они боялись в детстве. Итоги занятия: В какие игры играли? Поощрение родителями своих детей и награждение конфетой.

6. Прощальный круг: Родители стоят на коленях, дети – во весь рост – в кругу, обнявшись. Посмотреть на всех, с кем сегодня играли. Хором друг другу сказать «Спасибо», «До встречи»

Приложение 1

Предстоящий детско-родительский тренинг, направленный на преодоление страхов у детей предполагает соблюдение родителями ряда ПРАВИЛ:

• довериться ведущему, как пассажир доверяется водителю автомобиля

• стимулировать детей к выполнению домашних заданий, при необходимости делать его совместно

• в случае пассивности своего ребенка не упрекать его и не требовать от него участия в играх, и при этом

• проявлять собственную активность во всех играх и упражнениях

• дети и родители приходят на групповые занятия в свободной спортивной одежде с подарками (или сладкими призами) для поощрения детей в конце каждого занятия.

Приложение 2

Игра «Пятнашки»

(из книги А. И. Захарова «Что снится нашим детям», СПб, Дельта, 1997)

Эта игра служит своеобразной разминкой к последующим играм. На ограниченной игровой площадке расставлены стулья, столик, так, чтобы между ними остались небольшие проходы. Предметы - как бы цельные колонны, через них нельзя пятнать. Кто случайно заденет стулья или, увлекшись, выбежит за пределы площадки, становится водящим, т. е. начинает сам пятнать. Хлопать можно по спине, по нижнему месту, при этом по нижнему месту хлопать эмоционально, чем одновременно устраняются страхи боли, уколов, да и физических наказаний. Т. о., если родители дома шлепают детей дома, то здесь предоставляется полная возможность и детям поступать аналогично, так сказать, осуществить гласность и демократию на деле.

Суть игры в ее непредсказуемости и неожиданности, когда водящий внезапно меняет направление бега, оказываясь лицом к лицу с остальными участниками. Последние должны мгновенно принять решение, сориентироваться, побежать ли им в противоположную сторону, вперед, увернуться, но только не застывать и не сдаваться, так не давать себя запятнать во всех значениях этого слова.

Эмоциональный накал игры создают и нарочито подчеркнутые угрозы водящего, которые он сыплет как из рога изобилия: «Только попадись!», «Ну, погоди!», «Я тебе сейчас покажу!», «Поймаю и съем!», «Лови его!», «Ага, попался!». Затем водящий взрослый восклицает с похвалой: «Ну и быстрый!», «Смотри, какой ловкий!», «Надо же, никак не могу догнать!», «Да что же это такое!», «Ух, устал!», «Сдаюсь!», и т. д. Убегающий в ответ: «Все равно убегу!», «Не догонишь!», «Только попробуй!», и т. п. Так что в игре звучат не только угрозы, но и возражения, чем и обеспечивается двусторонний уровень отношений в системе «Взрослый-ребенок». Поскольку эти роли в игре постоянно меняются, то и отношения в семье становятся все более непосредственными, менее напряженными, если игры проводятся достаточно регулярно. На фоне радости и веселья угрозы в адрес детей и взрослых воспринимаются не буквально, а как один из юмористических компонентов игры, снижая в то же время страх перед ними в реальных отношениях. А ведь необоснованные, драматически заостренные угрозы взрослых служат питательной почвой для культивирования страхов детей.

Чтобы игра не надоела, ее можно творчески видоизменять:

Первая модификация - «запятнанный» может очень даже «обидеться», что его задели, обошлись невежливо, и, схватив в руку кеглю, поролоновый валик, кепочку или что-нибудь подобное, начинает бегать с нарочитыми угрозами за участниками как за назойливыми мухами.

Вторая модификация - расширение игровой площадки, которая уже не только комната, но и коридор, а то и вся жилая площадь.

Третий вариант - площадка та же, но нужно всем, и догоняющим в том числе, перепрыгнуть дощечку или поролоновый валик, веревочку между стульями, пролезть под столом, а то и попрыгать по «кочкам», нарисованным мелом на полу или представленным листами бумаги.

Вместе с разнообразием вводится больше правил, или условий игры, что и помогает детям больше контролировать свое поведение в новой, незнакомой обстановке.

Игра «Пятнашки» помогает:

Обеспечить эмоциональную разрядку - снять накопившееся нервное напряжение - и зарядить детей и взрослых очередной порцией жизнерадостности и оптимизма

Снять или значительно уменьшить торможение и страх при внезапном, неожиданном воздействии, а также страхи нападения и наказания со стороны родителей (поскольку пятнание как легкий удар имитирует физическое наказание).

Улучшить гибкость в поведении, ситуативность

Усилить способность быстро принимать решения

Освоить групповые правила поведения и совместной деятельности

Развить ловкость, координацию движений и большую побудительную активность

Наладить более непосредственный контакт между родителями и детьми.

Продолжительность игры в пятнашки длится минут 10, потом перейти к другой игре.

Приложение 3

Игра «Жмурки»

(из книги А. И. Захарова «Что снится нашим детям», СПб, Дельта, 1997)

На площадке, как и в игре «Пятнашки», в беспорядке расставлены стулья, чтобы создать препятствия для водящего, осложнить его задачу - найти стоящих в разных местах игровой площадки детей и взрослых.

Основное правило игры - стоять на одном месте и ничем не выдавать себя, чтобы не быть обнаруженным. Для этого требуются выдержка, терпение. Можно изгибаться, наклоняться, даже ложиться, когда водящий проходит рядом и пытается нащупать вытянутыми руками участников игры, но нельзя сходить с места, ноги должны быть словно приклеенными к полу.

Сначала водящему плотно завязывают глаза, и он должен держать их закрытыми, то есть имитируется замкнутое пространство, которого так боятся дети в обычной жизни. Перед началом поиска водящий с завязанными глазами три раза поворачивается вокруг себя, что осложняет его ориентировку в окружающем пространстве. Если он идет в противоположную сторону, то играющие могут хлопнуть в ладоши, щелкнуть пальцами, указывая нужное направление. Главное - не говорить и не перемещаться по площадке. Свет приглушен и полумрак создает атмосферу необычности и таинственности происходящего.

Взрослый в роли водящего задает тон всей игре, шутливо угрожая, то есть выступает в гротескно заостренной роли злодея - Бармалея, разбойника. При этом всем участникам игры необходимо хранить молчание, сдерживая себя даже в том случае, когда водящий подходит совсем близко. В противном случае легко выдать себя и раньше времени выйти из игры. Если поиск затягивается, то играющие могут немного выйти вперед и внезапно перед водящим произнести какой-либо звук, после чего быстро и неслышно вернуться на свое место. При обнаружении участника игры его нужно на ощупь опознать и назвать имя. Далее поочередно в роли водящего выступают остальные. Выигрывает тот, кто больше всех найдет участников игры.

Усложнение игры: поставить поролоновый валик, натянуть веревочку между стульями, набросить на водящего покрывало или обруч, от которых он должен освободиться, дать ему в руки кеглю, книжку, любой предмет. Подобные проказы контрастируют с угрозами водящего, что и придает особый колорит игре, способной устранить, как и пятнашки, страхи внезапного воздействия, а также страхи темноты и замкнутого пространства.

Литература:

1. Захаров А. И. Метод игровой коррекции, ЛГУ, 1974.

2. Захаров А. И. Особенности семейных отношений и семейной психотерапии при неврозах детского возраста. ЛГУ, 1976

3. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., Медицина, 1982.

4. Захаров А. И. «Неврозы у детей», СПб, Дельта, 1996

5. Захаров А. И. «Что снится нашим детям», СПб, Дельта, 1997

6. Захарова Е. И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия. М., Фолиум, Журнал практического психолога № 6 - 1996.

7. Зимбардо Ф. «Застенчивость», М., Педагогика, 1991

8. Лебедева Н. Н. Принципы и методы игровой терапии. М., 1997.

9. Марковская И. Опыт проведения тренинга взаимодействия родителей с детьми. М., Фолиум, ЖПП № 2 - 1998.

10. Панфилова М. А. Игротерапия общения. М., ИнтелТех, 1995.

11. Самоукина Н. В. «Игры в школе и дома», М., «Новая школа», 1993

12. Спиваковская А. С. "Профилактика детских неврозов", М., МГУ, 1988.

13. Чистякова М. И. «Психогимнастика», М., 1991

14. Шишова Т. Л. «Как помочь ребенку избавиться от страхов. Страхи - это серьезно», СПб, Изд. «Речь», 2007

15. Шмакова Н. В. "Коррекция взаимодействия родителей с детьми в процессе игровых тренингов" Сб. "А. П. Усова и современность", Иркутск, ИГПУ, 1999.

Публикации по теме:

Мастер-класс детско-родительский дизайн, клуб «Мастерилка»Мастер-класс детско-родительский дизайн, клуб «Мастерилка» Современные условия организации жизнедеятельности дошкольного образовательного учреждения не только предъявляют новые требования к профессионализму.

Программа детско-родительского тренинга «Школа бесстрашия». Коррекция детских страхов и детско-родительских взаимодействий Составитель ШМАКОВА Н. В., педагог-психолог высшей кв. категории ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПроблема занятости родителей и недостаток времени для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детско-родительский тренинг «Школа Бесстрашия»: Конспект игрового занятия №1
Опубликовано: 21 июля 2013 в 14:39
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детско-родительский тренинг «Школа Бесстрашия»: Конспект игрового занятия №1» (включая файлы) размещена пользователем Нина Васильевна Шмакова (УИ 116614) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 27.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД