Нина Васильевна Шмакова
Программа детско-родительского тренинга «Школа бесстрашия». Коррекция детских страхов и детско-родительских взаимодействий
▼ Скачать + Заказать документы
Составитель ШМАКОВА Н. В., педагог-психолог высшей кв. категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема занятости родителей и недостаток времени для их общения с детьми встали сегодня очень остро. Наиболее распространенные методы детско-родительского взаимодействия не могут удовлетворить психологические потребности детей, что приводит к проблемам во взаимоотношениях.
Проблемные детско-родительские отношения негативно сказываются на формировании личности ребенка, что тревожит родителей и побуждает их искать помощь в разрешении конфликтов между взрослыми и детьми.
Публикация «Программа детско-родительского тренинга „Школа бесстрашия“, Коррекция детских страхов и детско-родительских взаимодействий» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Страх и детская тревожность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2013
Одной из форм развития родительской компетентности и укрепления детско-родительских отношений является игровой детско-родительский тренинг.
Данный тренинг предназначен для родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста, страдающих неврозами.
ЦЕЛЬЮ тренинга является повышение родительской компетенции в сфере преодоления детских страхов.
Реализация данной цели возможна благодаря решению следующих ЗАДАЧ:
1. Формирование представлений о роли детско-родительских отношений в процессе невротизации детей дошкольного и младшего школьного возраста.
2. Диагностики детско-родительских отношений в условиях игровой деятельности.
3. Формирование навыков конструктивного взаимодействия детей и родителей.
В результате курса родители должны получить знания о специфике развития эмоциональной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста, факторах и условиях эмоционального развития (тип высшей нервной деятельности, латеральность, состав семьи, уровень психологической зрелости членов семьи, характер семейных отношений, психологический климат и т. д.). Умения: осознавать собственные мотивы, определяющие характер взаимодействия с детьми, понимать потребности ребенка; создавать условия для реализации данных потребностей в условиях игровой деятельности; выработать новые навыки взаимодействия с ребенком.
Данная программа состоит из пояснительной записки, краткого перечня целей групповых занятий, средств и приемов их реализации в зависимости от характера эмоциональных проблем ребенка, содержания каждого занятия, приложения, списка используемой литературы.
Тренинг как форма организации групповой работы обеспечивает условия для эмоциональной близости и взаимного чувства удовлетворенности от общения в совместных играх.
В качестве основных приемов игрового психотренинга используются игровые упражнения и задания, драматизация реальных жизненных ситуаций, элементы психогимнастики, групповые дискуссии по поводу выполнения игровых заданий. Стержневым компонентом каждого приема оказывается какой-либо игровой элемент: воображаемая ситуация, игровая роль, игровые действия, игровые взаимоотношения, игровой материал. Благодаря им, сближаясь на основе общих задач, игрового взаимодействия и эмоциональных переживаний, участники тренинга преодолевают психологические барьеры в общении. Игровая позиция участника облегчает каждому момент вступления во взаимодействия в процессе проигрывания воображаемых ситуаций, выполнения заданий и упражнений, наблюдение за деятельностью и поведением партнера, обсуждение способов взаимодействия и психологического самочувствия. Необходимость одновременного выполнения игровых заданий формирует взаимную связь участников, повышенное внимание друг к другу, активизирует рефлексию.
Программа тренинга «Школа бесстрашия» разработана на основе авторской методики А. И. Захарова и рассчитана на детей 5-10 лет и их родителей. Цикл включает в себя 10 занятий 2-3 раза в неделю по 2-2,5 часа. Оптимальное количество семей, участвующих в тренинге – 5-7.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Цели, средства и методы реализации
1. Формирование Я-образа, тренировка в предъявлении себя группе; развитие уверенности.
Средства и методы реализации: Ритуалы приветствия и прощания; драматизация стихотворений, выполнение этюдов.
2. Совместная продуктивная деятельность родителя с ребенком.
Средства и методы реализации: Рисование, сбор пазлов, конструирование, оригами.
3. Снятие страха неожиданного воздействия.
Средства и методы реализации: Игра «Пятнашки».
4. Снятие страха замкнутого пространства.
Средства и методы реализации: Игра «Жмурки».
5. Снятие страхи темноты, одиночества и замкнутого пространства.
Средства и методы реализации: Игра «Прятки».
6. Снятие страха замкнутого пространства с неожиданным воздействием, развитие уверенности, быстроты реакции.
Средства и методы реализации: Игра «Царство-государство», Игра «Веселые дельфинята», Игра «Регби».
7. Снятие страха давки, страха замкнутого пространства без неожиданного воздействия.
Средства и методы реализации: Игра «Лимонный сок».
8. Снятие напряжения, агрессивных состояний.
Средства и методы реализации: Игра «Сражение»; Упражнения «Рычи, лев», «Стучи, поезд»
9. Снятие страха сказочных персонажей и других образов.
Средства и методы реализации: Подвижная игра «Баба Яга»; Драматизация «Страшный сон»; Игра «Страшные маски».
10. Снятие страха неожиданного воздействия, тренировка процессов внимания и торможения, снятие страха торможения при ответах и вопросах.
Средства и методы реализации: Игры «Кто первый», «Вопросы-ответы».
11. Снятие страха замкнутого пространства и страха нападения животных (собак, боли, неожиданного воздействия.
Средства и методы реализации: Игра «Злые собаки»
12. Снятие торможения, возникающего при необходимости быстро отвечать, устранение страха что-то сделать не так, развитие внимания, быстроты реакции.
Средства и методы реализации: Игра «Мяч в кругу».
13. Отработать страха грома и молнии при грозе.
Средства и методы реализации: Игра «Гроза».
14. Снятие страха воды, глубины, психологическая очистка от родительского недоверия. Упражнение в равновесии.
Средства и методы реализации: Игра «Кочки».
15. Снятие страха высоты, страха (ожидания) землетрясения.
Средства и методы реализации: Игра «Восхождение».
16. Согласованность движений родителя и ребенка, сосредоточенность на выполнении движений.
Средства и методы реализации: Упражнения «Шагаем вместе», «Тачка»
17. Тренировка в умении действовать командой.
Средства и методы реализации: Упражнение «Зиг-заг»; игры «Невод», «Дракон кусает свой хвост», «Мышеловка».
18. Обучение расслаблению.
Средства и методы реализации: Темы: «Отдых на лесной полянке», «Дети и бабочки», «Путешествие на облаке», «Сонные медвежата», «Лодочка и шторм», «Ласковые слова», «Тряпичная кукла», «Полет птиц».
19. Тренировка в физической саморегуляции: напряжение-расслабление.
Средства и методы реализации: Упражнения «Шалтай-Болтай», «Гномики и шишки», «Лодочка на реке», «Представляю…», «Злые-добрые кошки».
20. Развитие лидерских умений.
Средства и методы реализации: Игры «Алаверды», «Кто внимательный»
21. Изотерапия.
Средства и методы реализации: Рисование страхов; Совместные детско-родительские рисунки; Коллективный рисунок.
22. Развитие воображения.
Средства и методы реализации: Релаксации; упражнение «Представляю…»
ЛИТЕРАТУРА:
1. Захаров А. И. Метод игровой коррекции, ЛГУ, 1974.
2. Захаров А. И. Особенности семейных отношений и семейной психотерапии при неврозах детского возраста. ЛГУ, 1976
3. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., Медицина, 1982.
4. Захаров А. И. «Неврозы у детей», СПб, Дельта, 1996
5. Захаров А. И. «Что снится нашим детям», СПб, Дельта, 1997
6. Захарова Е. И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия. М., Фолиум, Журнал практического психолога № 6 - 1996.
7. Зимбардо Ф. «Застенчивость», М., Педагогика, 1991
8. Лебедева Н. Н. Принципы и методы игровой терапии. М., 1997.
9. Марковская И. Опыт проведения тренинга взаимодействия родителей с детьми. М., Фолиум, ЖПП № 2 - 1998.
10. Панфилова М. А. Игротерапия общения. М., ИнтелТех, 1995.
11. Самоукина Н. В. «Игры в школе и дома», М., «Новая школа», 1993
12. Спиваковская А. С. "Профилактика детских неврозов", М., МГУ, 1988.
13. Чистякова М. И. «Психогимнастика», М., 1991
14. Шмакова Н. В. "Коррекция взаимодействия родителей с детьми в процессе игровых тренингов" Сб. "А. П. Усова и современность", Иркутск, ИГПУ, 1999.