Чекрыжова Наталья Александровна
Детско-взрослый проект на тему «Эта удивительная шерсть»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №4
«ПОДСНЕЖНИК»
142000 Московская обл. г Домодедово, микрорайон Центральный, ул. 25 лет Октября д. 2а тел. 794-30-02
Составили:
Чекрыжова Н. А
Воспитатель 1 кв. категории
Воспитанники старшей группы
Участники и исполнители:
Дети, родители, педагоги
Детско-взрослый проект на тему
"Эта удивительная шерсть"
Публикация «Детско-взрослый проект на тему „Эта удивительная шерсть“» размещена в разделах
По виду деятельности: информационно-исследовательский
По содержанию: интегрированный
По характеру участия ребенка: участники, исполнители
По характеру контактов: дети, родители, педагоги
По количеству участников: фронтальный
По продолжительности: среднесрочный
Сроки реализации проекта: 2 недели
Постановка проблемы
В морозный декабрьский денёк мы с детьми любовались красотой зимних деревьев. Ребята восхищались неподвижностью и загадочностью веточек берёзок, осинок, рябины, неповторимой красотой зимнего леса.
В воздухе кружились снежинки. Ребята ловили их на варежку и рассматривали. Они были удивлены тем, что все снежинки разные.
И вдруг Настя сказала: «Сейчас зима, и на улице холодно, а нам в рукавичках тепло. Мне вот интересно, почему?». Артем поддержал: «А, правда, почему они такие тёплые? Из чего они сделаны?».
Мои почемучки стали высказывать разные предположения, в итоге они решили выяснить, что такое шерсть и откуда она появляется. Так родился этот проект.
Актуальность
Всё чаще современную моду привлекают разные виды рукоделия. Вязание – особенно. Сегодня в моде овчинные полушубки, расписные платки, мохнатые унты, пуховые шали – всё то, что связано с культурой русского народа, что сохранилось из нашего прошлого в национальных традициях и обычаях.
Что может быть теплее и уютней русской варежки в наши зимние морозы? Она прекрасно смотрится с разными вязаными шапочками, мода на которые держится уже несколько десятилетий.
Но, к сожалению, многие дети даже и не предполагают, что эти тёплые и удобные вещи подарили нам домашние животные. Не знают дошкольники, что материал, из которого сделаны варежки, валенки, шарфы, называется шерсть. И, поэтому, я считаю актуальным рассказать ребятам об этой удивительной и необходимой шерсти.
Цель проекта: создание условий для формирования у дошкольников представлений об изделиях из шерсти и её пользы для человека.
Задачи проекта:
Для детей:
- способствовать формированию у детей углублённых знаний о шерсти;
- совершенствовать умения раскрывать причинно-следственные связи между явлениями окружающей действительности; строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами;
- развивать познавательную активность, наблюдательность, любознательность, коммуникативные навыки, связную речь; способность к поисковой исследовательской деятельности;
- воспитывать желание узнавать новые и интересные сведения о знакомых вещах, бережное отношение к ним.
Для родителей:
- совершенствовать навыки исследовательской деятельности совместно со своим ребёнком в рамках реализации проекта;
- понять назначение исследовательского проекта и научиться реализовывать его вместе с ребёнком.
Для педагогов:
- научить родителей выстраивать детско-родительские отношения на основе сотрудничества через осуществление исследовательской проектной деятельности: помощь в сборе материалов, проведении опытов, создании конечного продукта;
- создать методические материалы в соответствии с темой проекта.
Игровая ситуация «Откуда варежка пришла?»
Утром, придя в группу, дети обнаружили на подоконнике варежки и перчатки. Варежки — тёплые, нарядные, яркие, а перчатки – тонкие, простенькие. Дети задумались: варежки и перчатки необходимы для того, чтобы ручки не замерзали. Но варежки удобнее и красивее. Стали предполагать, почему они разные. Кто придумал варежки, и какими они бывают?
Так начинается работа над проектом.
Примерный план реализации проекта
Описание проекта
Предварительная работа
1. Гипотеза. Гипотезы выдвигались разные, но в итоге остановились на одной: шерстяные вещи очень нужны человеку. А вот, как появляется шерсть, нам предстояло выяснить в ходе проекта.
2. Модель трёх вопросов.
В проектной деятельности использую модель трёх вопросов. Ответы детей были записаны в таблицу, которая приведена ниже.
3. Составление плана реализации проекта.
План составляется по итогам анкетирования родителей, бесед с детьми, учитывая интересы детей.
Основной этап
День первыйВведение в проблему
Загадка о варежке. Рассматривание их.
Проблема: из чего сделаны варежки?
Решение проблемной ситуации
1). Исследовательская деятельность «Что такое шерсть?».
Детям предлагаются карточки с символами сбора информации, они делятся на группы по интересам: одни делают зарисовки, другие – ищут информацию в Интернете, третья группа – собирают материал из книг, журналов.
Систематизация собранных материалов.
2). Презентация «Откуда варежка пришла?».
День второй
Введение в проблему
Словесная игра «Кто кем был или что чем было».
Цель: расширение словаря существительных и знаний об окружающем.
Педагог задает детям вопросы. Кем или чем раньше были: цыплёнок (яйцом, лошадь (жеребёнком, лягушка (головастиком, бабочка (гусеницей, ботинки (кожей, рубашка (тканью, рыба (икринкой, шкаф (доской, хлеб (мукой, велосипед (железом). А чем раньше были рукавички?
Проблема: как появляется шерсть?
Решение проблемной ситуации
1). Исследовательская деятельность «От овечки к рукавичке».
Детям предлагаются карточки с символами сбора информации, они делятся на группы по интересам: одни делают зарисовки, другие – ищут информацию в Интернете, третья группа – собирают материал из книг, журналов.
Систематизация собранных материалов.
2). Д/и «Найди одинаковые предметы».
3). Эксперимент «Почему в варежках тепло?».
4). Чтение художественной литературы.
День третий
Введение в проблему
Виртуальная экскурсия «Музей варежек».
Последний слайд: фото варежек из искусственной и натуральной шерсти.
Назвать сходство и различие.
Проблема: почему рукавички разные?
Решение проблемной ситуации
1). Сбор информации разными способами.
2). Наблюдение «Сравнительная характеристика варежек».
3). Рисование «Варежка для Маши».
День четвёртый
Введение в проблему
Игра «Звери в рукавичку».
Проблема: какие произведения написаны о рукавичках?
Решение проблемной ситуации
1). Литературная гостиная.
Чтение сказки «Рукавичка».
2). Аппликация «Варежка для зверят».
День пятый
Введение в проблему
Проблемная ситуация «Что будет, если …».
Проблема: какая бывает шерсть?
Решение проблемной ситуации
1). Исследовательская деятельность на тему «Особенности шерсти»: сбор информации разными способами (дети делятся на группы по интересам).
2). Презентация «Русские валенки».
3). Д/и «Собери узор».
Дети делятся на две команды. Каждая команда придумывает и составляет свой узор.
День шестой
Введение в проблему
Мультфильм «Варежка».
Проблема: какая сказка похожа по содержанию на этот мультфильм?
Решение проблемной ситуации
1). Настольный театр «Рукавичка».
2). Презентация «Эта удивительная шерсть».
Заключительный этап (2 дня)
Дети заранее договариваются, что они будут делать тематическую выставку «От прялки до наших дней». Для более быстрой работы они делятся на компании и выбирают, кто за что отвечает.
Работа проводится по подгруппам, воспитатель помогает при необходимости.
Вместе с родителями и педагогами оформляется мини-музей «Шерстяной мир».
В итоге дети проверяют свою гипотезу:
Действительно, шерсть очень нужна людям. Её нам дают домашние животные. Путь от овечки до рукавички трудоёмкий и интересный.
Предполагаемый результат:
Для детей:
1. Сформируется стремление к исследованию объектов природы, понимание неразрывной связи человека с природой.
2. Дети будут совершенствовать умения проводить наблюдения, анализировать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
3. Повысится уровень знания воспитанников о шерсти, об изделиях из неё.
4. У детей будут развиваться познавательная активность, наблюдательность, любознательность, коммуникативные навыки, связная речь; способность к поисковой деятельности.
Для педагога:
1. Будутсформированы детско-родительские отношения на основе сотрудничества через осуществление исследовательской проектной деятельности: помощь в сборе материалов, проведении опытов, создании конечного продукта.
2. Будут созданы методические материалы в соответствии с темой проекта.
Для родителей:
1. Совершенствуются навыки исследовательской деятельности совместно со своим ребёнком в рамках реализации проекта.
2. Поймут назначение исследовательского проекта и научатся реализовывать его вместе с ребёнком.
Оценка результатов проекта:
В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:
1. Дети узнали много интересного о шерсти, о её значении для жизни человека и пришли к выводу, что действительно, шерстяные вещи очень удобные и тёплые.
Также дети научились вести наблюдения, анализировать, делать выводы. Исследовательская деятельность вызвала у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
2. Родители воспитанников с удовольствием приняли участие во всех предложенных мероприятиях, успешно взаимодействовали со своими детьми, помогая им работать по проекту.
3. Были созданы:
- новые пособия для образовательной деятельности;
- альбом «Эта удивительная шерсть»;
- картотеки наблюдений.
4. Участники проекта проверили свою гипотезу и пришли к заключению, что она верна.