елена прокопова
Детское изобразительное творчество Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Детское изобразительное творчество можно рассматривать как сознательное отражение ребенком окружающей действительности на основе накопленного опыта и переработанного им, как способность создать образ и выразить своё отношение к нему.
В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но, прежде всего, обогащает его представления о мире. Непременные составные творчества : самостоятельность, активность, инициатива.
Публикация «Детское изобразительное творчество Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
За основу можно взять следующие показатели наличия творческого начала в художественной деятельности детей:
отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве;
способы творческих действий;
качество детской продукции.
В первую группу входят:
• искренность, правдивость, непосредственность переживаний;
• развитое творческое изображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт; способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства в условные ситуации;
• увлеченность, захваченность деятельностью;
• специальные художественные способности (образное видение, поэтический и музыкальный слух);
• видоизменение мотивов деятельности, доставляющей детям удовольствие своими результатами;
• возникновение потребностей, интересов к творчеству.
Вся группа представленных показателей проявляется на всех этапах творческого процесса : зарождение замысла, его развития и реализации, восприятия и анализа конечного продукта.
Вторая группа выявляет качество способов творческих действий. В неё входят:
• дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала, создание новой комбинации из усвоенных, старых элементов, применение известного в новых ситуациях;
• самостоятельные поиски наилучшего решения задания;
• нахождение новых приемов решения (когда старых недостаточно, самостоятельность и инициатива в их применении, нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий;
• быстрота реакций, находчивость в действиях.
Большинство из этих показателей проявляется в процессе деятельности, что требует от взрослого целенаправленного наблюдения за детьми, анализа их проведения, понимания внутреннего состояния, сопереживания, сочувствия, содействия им, если в этом есть необходимость.
Третья группа – показатели качества продукции детского художественного творчества. В неё входят:
• нахождение адекватных (соответствующих) изобразительно-выразительных средств для воплощения образа;
• индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения;
• соответствие детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения;
• соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.
Последний показатель можно конкретизировать, выделив такие качества детского рисунка (поделки, как выразительность, грамотность и оригинальность образа в единстве и с учетом специфики взаимодействия этих качеств.
Все показатели творческого начала в деятельности детей могут быть использованы при анализе деятельности конкретного ребенка или в целом группы детей. Развитие творчества как качества личности дошкольника должно стать одной из основных задач в системе воспитания ребенка. Система обучения и воспитания детей в дошкольных учреждениях, а затем в начальной школе должна обеспечить преемственность в развитии творческих основ личности.
На каждом возрастном этапе детства должно происходить преобразование задач, содержания, методов, форм работы с детьми с учетом и в связи со спецификой, своеобразием того или иного возрастного периода (доминирующих потребностей детей данного возраста, ведущего вида деятельности, магистральных линий развития, новообразований каждого возрастного периода).
В дошкольный период не только в условиях игры, но и в изобразительной деятельности целенаправленно развивается фундаментальное психологическое новообразование дошкольного детства – творческое воображение. Значение творческого воображения – непреходяще, что крайне важно для последующего развития в более зрелые годы и обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека.
Линия развития творческого мышления, воображения в условиях изобразительной деятельности как самостоятельная задача сохраняется и в начальной школе. Дошкольник познает мир в форме особых образов, через воображение, а школьник в процессе мышления – в форме абстрактных понятий.
Преемственность в творческом развитии детей дошкольного и школьного возраста может осуществляться по двум линиям:
1. Развитие творческого воображения, доминирующего в дошкольный период и продолжающегося развиваться в младшем школьном возрасте в разных видах и формах изобразительной деятельности.
2. Развитие творческого мышления у школьника в рамках учебной деятельности, опирающегося на достигнутый в дошкольном возрасте уровень творческого воображения, как базовое, фундаментальное новообразование дошкольного периода жизни ребенка.
В начальной школе, к сожалению, не учитывается опыт творческого развития детей в дошкольном возрасте и не подвергается дальнейшему развитию. Нередко учитель, не зная образовательной программы детского сада, полностью дублирует задачи, содержание изобразительной деятельности, реализуемые в дошкольном образовательном учреждении, использует методы и приемы обучения, из которых дети «выросли». Соотношение репродуктивных и креативных способов освоения ребенком изобразительной деятельности далеко не всегда является проблемой, осознаваемой и решаемой школьным учителем. Поэтому преемственность в художественном воспитании детей нередко носит внешний характер. Очень важно достижения в художественном развитии детей сохранять и развивать при последующем обучении в начальной школе.