Елена Рухлина
Консультация для педагогов дошкольного образования «Изобразительное творчество и игра»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 116 "
Консультация для педагогов дошкольного образования на тему : " Изобразительное творчество и игра"
Выполнила:
воспитатель первой квалификационной
категории МБДОУ "Детский сад №116"
Рухлина Е. С.
2017г
Изобразительное творчество и игра
Публикация «Консультация для педагогов дошкольного образования „Изобразительное творчество и игра“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Известно, что игра занимает очень важное место в жизни ребенка. Она захватывает малыша, овладевая всеми его мыслями и чувствами. Педагоги и родители знают, с каким трудом дети, увлеченные игрой, переключаются на другие виды деятельности. Но значение игры не только в том, что это приоритетный вид деятельности ребенка, она очень важна для всестороннего развития растущей личности. Передавая в игре впечатления об окружающей действительности, дети заново переживают жизненные ситуации, свое отношение к происходящему. Чувства, эмоции ребенка углубляются и уточняются.
Игра имеет много общего с изобразительной деятельностью, и на основе этого появляются возможности установления связи между ними, способствующий углубление переживание детей, расширению их представлений их о мире, обогащение их творческой деятельности.
В жизни детей в детском включены разнообразные виды игр : сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические и подвижные. Все они доставляют малышам радость. Игра и изобразительная деятельность имеет много общего. Оба вида деятельности основываются на тех впечатления, которые дети получают из окружающей жизни и в процессе жизнедеятельности в детском саду и дома. Поэтому так важно взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой. Благодаря связи с игрой изобразительная деятельность становиться более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает у него яркие эмоциональный отклик, создает личность-значимый мотив деятельности, что, в свою очередь, обеспечивает её более высокую эффективность. Результат получается более высоким, так как ребенок не просто рисует, лепит, а передает изображениях образы игры, создает новые игры (дидактические, настольно-печатные).
Педагог прежде всего должен продумать возможность применения игровых приемов на занятиях, создание игровых ситуаций, которых дети принимают на себя роль тех или иных персонажей и действуют так. Как действовали бы герои. Например, дети становятся художниками и рисуют картины, выполняют роль народных мастеров и расписывают посуду, игрушки, части одежд и т. п. Игровые приемы обучения можно использовать на занятиях во всех возрастных группах детского сада (они принимаются также в процессе школьного обучения и дают положительные результаты).
В младшей группе можно разыграть следующую ситуацию: зверята (лисенок, зайка, бельчонок и другие) собрались в гости к куклам, а ехать не на чем. Воспитатель предлагает детям нарисовать для зверушек вагончики. Дети с радостью соглашаются. Для рисования уже приготовлены столы, которые поставлены в один длинный ряд. Малыши подходят к столам и стоя рисуют каждые свой вагончик (при этом используются синяя, красная, желтая, зеленая краски). Нарисованные вагончики воспитатель выставляет рядами на доске за паровозом, которые нарисовал сам, затем быстро «рассаживает» в вагончики (приклеивает на окошки мордочки) животных. Дети в восторге. Можно придумать множество игровых ситуаций подобного рода.
Игровая форма занятия захватывает детей, повышает их эмоциональную отзывчивость, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, так как все дети объединяются общей целью, единым положительным отношением к изобразительной деятельности. При этом создаются условия для содержательного общения детей с педагогами и друг с другом. Дети вместе с воспитателем обсуждают композицию работы: учатся договариваться, доброжелательно оценивать вклад каждого в общении дела, оказывать помощь: приобретают навыки сотрудничества. Вместе с тем каждый ребенок выполняет посильное и интересное для него изображение.
Изобразительная деятельность естественно связывается с игрой через игрушку. Предложение нарисовать, вылепить или вырезать и наклеить игрушку вызывает радость у детей всех возрастных групп. Изображая своих любимых мишек, кукол, зайчат, ребенок переживает те же добрые, радостные чувства, что и при игре с ними. А это, в свою очередь, вызывает стремление лучше изобразить любимцев. Таким образом, весь творческий процесс приобретает эмоционально положительную окраску.
Освоение детьми разнообразных способов изображения, новых материалов позволяет им передавать впечатления от игр. Отражение в рисунках содержания сюжетно-ролевых игр является ценным в воспитательном отношении моментом: обогащает содержание игр и изобразительной деятельности, углубляет познание жизни, закрепляет положительное отношение ребенка к её событиям и явлениям.
Изображать ход игр, игровые образы детям значительно интереснее, чем просто рисовать, вырезать или наклеивать что-либо. Пережитое в игре окрашивает художественную деятельность ребенка положительными эмоциями: своим рисунком, лепкой, аппликацией он рассказывает, во что и как играл. Дети стараются отразить свои игры в рисунках полнее и разнообразнее, а задача воспитателя - помочь им в этом, предлагая вспомнить наиболее интересные или легкие для передачи эпизоды. Знания наиболее распространенных в группе игр, наблюдения за играющими, подопечными, обогащение содержание игр, атрибутов позволят педагогу влиять на развитие изображаемого сюжета.
Большие возможности для решения задач всестороннего воспитания детей и развития детского творчества заключаются во взаимосвязи рисования, лепки, аппликации, конструирования и игр-драматизации.
Взаимосвязь изобразительной и театральной-игровой деятельности способствуют повышению активности детей, вызывает у них положительное отношение к игре, рисованию, лепке, аппликации, углубляет образное познание действительности и искусства. Предложение воспитателя нарисовать, вылепить или вырезать и наклеить картину о том, как они разыгрывали сказку, рассказ, вызывает у детей живой интерес; возникает личность-значимый для каждого ребенка мотив творческого изображения.
Игры, создаваемые детьми, имеют для них особое значение. Участвуя в такой работе, ребенок в деятельной форме познает и отражает предметы и их свойства. В процессе изготовления игр, а затем в самой игре у детей развивается эстетическое восприятие, формируются эстетические представления, образное мышление, воображение. Благодаря активному формированию мыслительных операций анализа, сравнения, уподобления, синтеза развиваются также когнитивные структуры мозга. И чем больше свойств предметов и явлений выделяет ребенок, тем активнее идет процесс развития мышления и когнитивных структур.
Остановимся на описании некоторых игр, создаваемых детьми на занятиях по изобразительной деятельности (на материале объектов природы).