Татьяна Ильичева
Детство как объект здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
ДЕТСТВО КАК ОБЪЕКТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Главным ресурсом любой страны, одним из гарантов её национальной безопасности является образование. Физическое и духовно-нравственное здоровье населения определяет уровень цивилизации государства, является индикатором устойчивого развития нации. Образовательное учреждение на современном этапе развития общества должно стать важнейшим звеном в формировании и укреплении здоровья детей. Охрану здоровья сегодня называют приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивают полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Публикация «Детство как объект здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
Здоровье выступает основой жизнедеятельности человека, представляет собой сложный многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психический, социальный и педагогический компоненты. Введение в педагогическую науку понятия «здоровье ребенка» становится общепризнанной ценностью и обеспечивает развитие педагогических исследований на поиск оптимальных условий воспитания у ребенка ценностного отношения к здоровью и проектированию условий его сохранения. Данные вопросы стали предметом изучения в работах Л. В. Абдульмановой, В. И. Бондина, В. В. Колбанова, Н. К. Смирнова, А. Г. Сухарева, Л. Ф. Трохимчук, А. Г. Трушкина и др. Авторы исследований предлагают различные пути сбережения здоровья детей в образовательном учреждении:
- физическое воспитание (В. И. Бондин, А. Г. Трушкин и др.,
- валеологизация образовательной среды и учебного процесса (Т. И. Бабенко,A.Г. Дрижика, Г. К. Зайцев, В. П. Казначеев, Н. К. Смирнов и др.,
- двигательная активность (Л. В. Абдульманова, Б. Б. Егоров, Н. Т. Лебедева и др.,
-индивидуальный подход к ребенку (И. А. Аршавский, М. В. Корепанова и др. ,
- гуманизация образовательного процесса (М. Н. Берулава, Е. В. Бондаревская, Т. Н. Таранова и др. ,
-проектирование здоровьесберегающей среды (М. М. Безруких, Р. М. Чумичева, И. С. Якиманская, Е. А. Ямбург и др.).
Н. К. Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьясбережения.
Существует много способов сохранения и укрепления здоровья детей. Однако сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья - не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Только общими усилиями педагогов, специалистов и семьи при комплексном использовании здоровьесберегающих технологий можно воспитать физически здоровых, крепких детей.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым дети учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого ребенка в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности ребенка, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю, становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Основными компонентами здоровьесберегающей технологии выступают :
аксиологический, формирование ценностно-ориентированных установок на здоровье, здоровьесбережение и здравотворчество, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и мировоззрения. В этом процессе у человека развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях.
гносеологический, развитие знаний, которые включают факты, сведения, выводы, обобщения об основных направлениях взаимодействия человека с самим собой, с другими людьми и окружающим миром. Они побуждают человека заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия для собственного организма и образа жизни.
здоровьесберегающий, формирование системы гигие-нических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также системы упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления ослабленных.
эмоционально-волевой, формирование опыта взаимо-отношений личности и общества. В этом аспекте эмоционально-волевой компонент формирует такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, долг, честь, достоинство. Эти ка-чества обеспечивают функционирование личности в обществе, сохраняют здоровье, как отдельного человека, так и всего коллектива.
экологический, осознание бытия человеческой личности в единстве с биосферой раскрывает зависимость физического и психического здоровья от экологических условий. Общение с миром природы способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в природной среде, микро- и макро-социуме.
физкультурно-оздоровительный компонент, освоение личностно-важных жизненных качеств, повышающих общую работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.
Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей. Здоровьесберегающие техно-логии— технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования — задачи сохранения, под-держания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в образовании применительно к ребенку — обеспечение высокого уровня реального здоровья ребенка и воспитание валеологической культуры; как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью человека, знаний о здоровье. Умение оберегать, поддерживать и сохранять высокий уровень реального здоровья, позволяющий ребенку самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Применительно к взрослым — содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профес-сионального здоровья педагогов и просвещению родителей.
Медико-профилактические технологии — технологии, обеспечивающие хранение и приумножение здоровья под руководством медицинского персонала образовательного учреждения в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
Физкультурно-оздоровительные технологии — технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка : развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры детей, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.
Здоровьесберегающие образовательные технологии -это, прежде всего технологии воспитания культуры здоровья детей, комфортное пребывание ребёнка в образовательном учреждении, которое не вызывало бы повышения тревожности.
Технологии обеспечения социально-психологичес-кого благополучия ребенка - технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов — технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Технологии просвещения родителей — задача данных технологий — обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников, технологии личностного взаимоотношения.
Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.