МААМ-картинки

Девиантное поведение детей дошкольного возраста

Маргарита Косых
Девиантное поведение детей дошкольного возраста

Отклоняющееся поведение – это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам, не удовлетворяющие социальных ожиданий данного общества. Каковы же причины возникновения девиации у детей?

1. Медико-биологические (наследственные, врожденные и приобретённые). Это причины, вызванные генными мутациями, нарушение умственного развития (ЗПР, внутриутробное поражение плода и др.

Публикация «Девиантное поведение детей дошкольного возраста» размещена в разделах

2. Социально-психологические причины возникают при семейном неблагополучии (неполная семья, конфликтные семьи и др).

3. Психологи-педагогические причины, к ним относится: искажение взрослыми представлений ребёнка о номах поведения, злоупотребление вседозволенностью, отрицательный пример взрослых.

Агрессивное поведение – одно из самых распространённых нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Прежде всего стоит развести понятия «агрессия» и «агрессивность».

Агрессия – это поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающий у них психологический дискомфорт.

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.

Индивидуальные особенности человека, социально-культурный статус семьи,гипер-/гиппоопека, демонстрация сцен насилия, все это влияет на появление агрессивности.

Считается, что решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка играет семейная среда и воспитание, характер эмоциональных отношений и одобряемые формы поведения, широта границ дозволенного и типичные реакции на те или иные поступки и действия. Примеры агрессивного поведения (вербально, физически) со стороны родителей могут сформировать у ребенка повсеместные проявления агрессии и стать в итоге чертой характера.

Агрессивность может быть физически и психологически обусловленной:

- несформированность функций самоконтроля и произвольности, незнание нравственных правил и норм;

- период возрастного кризиса;

- внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников;

- ощущение тревоги ;

- неудовлетворенная потребность в любви;

- форма протеста против ограничений потребностей ребенка (активная деятельность, движение).

В более легких случаях агрессия выполняет защитную функцию. Но иногда реакция на травмирующею ситуацию закрепляется, что приводит к формированию устойчивого агрессивного поведения.

Агрессия может выражаться как в словестной (вербальной, так и в физической форме (драка, разрушение и др)

Можно выделить пять видов агрессии:

- физическая;

- вербальная;

- косвенная (злые шутки направленные на других детей, косвенная ненаправленная (крики в толпе);

- негативизм (оппозиционная мера поведения);

- раздражение (вспыльчивость, грубость).

Агрессия может быть защитной, деструктивной, демонстративной.

Как выявить девиантное поведение?

Для выявления девиантного поведения используются эмперические исследования эмоционально-волевой сферы дошкольников.

На первом этапе проводится беседа с воспитателем группы, а так же можно применить проективные методики.

На втором этапе проводятся методики по подтверждению у детей девиантного поведения, например методика «Лесенка»(диагностика самооценки), «Несуществующее животное», «Кактус», методика «Рене Жиля».

Профилактика девиантного поведения.

Коррекция агрессивного поведения ребенка наиболее эффективна при использовании индивидуальной или групповой игротерапии. Эффективными методами являются проигрывание ситуаций с последующим анализом, использование рисуночных методик, песочная терапия (игры с песком и водой, беседы с детьми о физических ощущениях агрессии.

Основное внимание в работе по профилактике девиантного поведения было уделено такой форме как «Сказкотерапия».

В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на изобразительном искусстве, так же в психокоррекции детей с эмоциональным нарушением широко используется музыкотерапию.

Публикации по теме:

Безопасное поведение детей в зимний период Сегодня сама жизнь доказывает нам необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Естественная.

Консультация «Безопасное поведение детей зимой» Безопасное поведение детей зимой Зимнее время омрачает радость детей и родителей очень распространенными травмами. Обезопасить себя от.

Консультация «Девиантное поведение детей» Составила старший воспитатель Зрелякова Е. В. Девиантное поведение –это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных,.

Девиантное поведение у детей дошкольного возраста Девиантное поведение у детей дошкольного возраста Происходящие в современном обществе изменения способствуют появлению множества проблем,.

Конспект занятия «Поведение детей в общественных местах. Ориентирование детей в районе детского сада» Тема: ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ. ОРИЕНТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ В РАЙОНЕ ДЕТСКОГО САДА Цель: продолжать изучать основные правила поведения.

Консультация для родителей «Безопасное поведение детей в зимнее время года» Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Естественная.

Отчёт о проделанной работе «Безопасное поведение детей на льду»Отчёт о проделанной работе «Безопасное поведение детей на льду» В нашем детском саду прошла неделя, посвященная безопасному поведению на льду. Мною была проведена следующая работа: 1. Провела консультацию.

Презентация «Агрессивное поведение детей дошкольного возраста» Агрессивное поведение детей дошкольного возраста. Предотвращение агрессивного поведения. Возможные причины агрессивного поведения или агрессивных.

Родительское собрание в подготовительной группе «Девиантное поведение» «Девиантное поведение детей дошкольного возраста- причины и способы преодоления» Дата проведения: 01.12.2017 г. Вступительное слово Актуальность.

Занятие «Поведение детей на улице» Цель: познакомить детей с основными правилами поведения на улице. закрепить знания о ПДД. воспитывать у детей внимательность (особенно на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Девиантное поведение детей дошкольного возраста
Опубликовано: 5 марта 2019 в 20:36
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД