Приложение МААМ

Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе (8 фото)

Евгения Быкова
Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: определить уровень психологической готовности ребёнка подготовительной группы к обучению в школе.

Оборудование:

- протокол исследования для фиксации результатов;

- образец узора из точек, образец письменных букв, чистый лист для рисования фигуры человека (Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Иерасика);

Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе

- карточки «Прогрессивные матрицы» Равена;

Публикация «Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе» размещена в разделах

Цель определить уровень психологической Готовность к обучению в школе Консультации готовности ребёнка подготовительной группы к обучению в школе карточки Прогрессивные матрицы Равена Публикация Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе размещена в разделах Готовность к обучению в школе Консультации Диагностика Работа психолога в ДОУ Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая методическая разработка октябрь

- опросник Л. И. Божович и Н. И. Гуткиной;

- бланк для выполнения теста Пьерона-Рузера;

Фото №1 Гуткиной бланк для выполнения теста Пьерона Рузера

- 10 предметных картинок;

- бумага для рисования;

- простой карандаш, цветные карандаши.

В процессе занятия и после занятия психолог фиксирует данные исследования в протоколе, занимается анализом и обработкой результатов и намечает план коррекционно-развивающей работы с ребенком, если она необходима.

1. Подготовительный этап.

Во время собеседования с ребенком необходимо установить дружелюбный непринужденный контакт. Все задания должны восприниматься детьми как игры. Атмосфера игры помогает ребятам расслабиться, уменьшает стрессовую ситуацию. Если ребенок тревожный, боится отвечать, то со стороны экспериментатора необходима эмоциональная поддержка, вплоть до того, что можно обнять, погладить малыша и ласковым голосом выразить уверенность, что он очень хорошо справится со всеми играми. По ходу выполнения заданий надо постоянно давать ему знать, что он все делает правильно и хорошо.

2. Диагностика моторно-зрительной готовности.

Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Иерасека.

Первое задание – рисование мужской фигуры по памяти.

- Нарисуй, пожалуйста, человека. Так, как умеешь.

Второе - срисовывание письменных букв.

- Перед тобой узор из письменных букв. Попробуй срисовать его так, чтобы было похоже.

Третье - срисовывание группы точек.

- Рассмотри узор из точек. Попробуй срисовать его так, чтобы было похоже. (См. Приложение №1)

Ребенку раздаются листы бумаги с представленными образцами выполнения заданий. Все три задания направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки, эти умения необходимы в школе для овладения письменности. Также тест позволяет выявить (в общих чертах) интеллект развития ребенка. Задания срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек выявляет умение ребят воспроизводить образец. Эти также позволяют определить, может ли ребенок работать не которое время сосредоточенно, не отвлекаясь.

Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1 - высший бал; 5 - низший бал, а затем вычисляется суммированный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3 до 6 балов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 – как среднее, от 12 до 15 – ниже среднего. Дети, которые получили от 12 – 15 балов необходимо дополнительно обследовать.

3. Диагностика интеллектуальной готовности.

Прогрессивные матрицы Равена.

Каждая задача теста заключается в том, чтобы в ограниченное для всего теста время на место пробела в правом нижнем углу основного рисунка („матрицы“, представляющего собой геометрический узор, вставить один из 6 или 8 фрагментов, находящихся под основным рисунком. Тест имеет 5 серий, по 12 матриц в каждой, с увеличением порядкового номера сложность задания растет.

- Перед тобой волшебный коврик с узором. Но кто-то взял и вырезал из него кусочек. Посмотри на эти части и скажи, какую из них нужно вставить в коврик, чтобы он стал целым.

Методика позволяет оценить способность ребенка к установлению тождества в простых рисунках, установлению тождества в сложных рисунках, решению задач на простую аналогию.

Дети, относимые к 1 уровню успешности, решают задачи всех типов. Они самостоятельно анализируют простую наглядную ситуацию, выделяют в ней существенные признаки и осуществляют их мысленный синтез. При этом отмечаются внимательное выслушивание инструкции, целенаправленная мыслительная деятельность, самоконтроль.

Ребята, относимые ко 2 уровню, также справляются со всеми типами задач, однако для успешного выполнения задач третьего типа (выявление простых аналогий) им требуется помощь. В дальнейшем они усваивают принцип решения и действуют уже безошибочно.

Дети, выполняющие задание частично, относятся к 3 уровню успешности. Наибольшие трудности вызывают у них задания третьего типа. Задания второго типа решаются с переменным успехом. Ошибки, на которые обращают внимание, тут же исправляются. Задания первого типа выполняются самостоятельно и быстро.

К 4 уровню относят детей, которые справляются только с первым заданием. Выполняя задания второго и третьего типа они просто хаотично перечисляют возможные варианты, избегая интеллектуального усилия.

Четвертый лишний: мебель, овощи, транспорт, школьные принадлежности.

- Поиграем в игру «4 лишний». Я буду называть слова, ты внимательно слушай, а потом скажешь, какое одно слово лишнее, отличается от всех остальных, не подходит ко всем остальным.

Капуста, морковь, яблоко, картошка

Стол, дерево, шкаф, стул

Автомобиль, автобус, велосипед, самолет

Часы, ручка, пенал, карандаш

Игра позволяет выявить способность ребенка находить общие признаки и различия, обобщать, классифицировать.

4. Диагностика волевой готовности

Тест Пьерона-Рузера.

Для работы нужен простой карандаш и бланк с изображением геометрических фигур (4 типа, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга в квадратной матрице 10/10. Экспериментатор рисует на доске образец заполнения фигур. Условные обозначения ( символы: точка, плюс, вертикальная линия и т. п.) ставятся в трех фигурах. Четвертая фигура всегда остается «пустой». Образец остается до конца работы.

- Заполни фигуры так, как я сделала это на образце.

Тест используется для изучения произвольной регуляции деятельности (программирования ребенком собственных действий и их контроля, удержания инструкции, распределения внимания по ряду признаков) используется. Тест дает возможность проанализировать целенаправленность деятельности, способность удержать инструкцию, определить общее время работы, а также число фигур, заполненных за каждую минуту (динамику изменения темпа деятельности, и подсчитать количество ошибок.

5. Диагностика мотивационной готовности.

Сформированность «внутренней позиции дошкольника» (по Л. И. Божович, а также развитие мотивационно-потребностной сферы выявляются в свободной беседе с использованием опросника Л. И. Божович и Н. И. Гуткиной:

1. Ты хочешь идти в школу? Почему?

2. Ты хочешь ещё на год остаться в детском саду (дома?

3. Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду? Почему?

4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?

5. Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку?

6. Какие у тебя любимые книжки?

7. Работу, которая у тебя не получается, ты стараешься выполнить или бросаешь её?

8. Тебе нравятся школьные принадлежности?

9. Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а школу разрешат не ходить, устроит ли это тебя? Почему?

10. Если сейчас ты с ребятами будешь играть в школу, то кем бы ты хотел быть: учеником или учителем? Почему?

11. В игре в школу тебе хотелось бы, чтобы длиннее был урок или перемена?

Ответы ребенка фиксируются.

Считается, что у детей высокий уровень мотивационной готовности к обучению, если они объясняют свое желание учиться в школе тем, что «хотят быть умными», «много знать» и т. п. Таких детей относят к 1 уровню готовности. В игре в школу они предпочитают роль ученика, чтобы «выполнять задания», «отвечать на вопросы». При этом содержание игры они сводят к реальной учебной деятельности (чтение, письмо, решение примеров и т. п.).

Ко 2 уровню относят детей, также выражающих идти в школу, объясняемое, однако, внешними факторами: «в школе не спят днем», «в школе интересные переменки», «все пойдут, и я пойду». Такие дети обычно в играх предпочитают роль учителя: «учителем быть интереснее», «задания не хочу выполнять, а хочу говорить» и т. п.

К 3 уровню готовности относят ребят, демонстрирующих безразличие по отношению к этому вопросу: «не знаю», «если родители поведут, пойду» и т. п.

К 4 уровню относят детей, активно не желающих идти в школу. В большинстве случаев они объясняют это нежелание «негативным» опытом знакомых школьников («в школе трудно», «родители ругают за плохие оценки» и т. д., в игре в школу предпочитают роль учителя: «хочу быть главным».

6. Исследование памяти

(зрительной/слуховой, произвольной/непроизвольной).

Инструкция: Я буду выкладывать картинки, а ты называй, что на них изображено.

10 предметных картинок: автомобиль, автобус, рубашка, платье, собака, петух, чайник, виноград, стол, стул.

После ребенка психолог называет все картинки ещё раз, затем закрывает картинки и говорит: Назови картинки, которые ты запомнил.

Затем 2 попытка: Посмотри на картинки ещё раз. Запомни их. Если хочешь, назови вслух.

Опять закрываем. Фиксируем результаты обеих попыток.

10 слов – высокий уровень

6-9 слов – средний уровень

0-5 слов – низкий уровень

Сейчас я назову тебе несколько слов, ты внимательно слушай, запоминай.

Слова: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мёд.

Произносим слова четко, в среднем темпе.

Затем говорим: Назови слова, которые ты запомнил.

Ответы фиксируем.

10 слов – высокий уровень

6-9 слов – средний уровень

0-5 слов – низкий уровень

7. Исследование уровня пространственных представлений

Графический диктант

Инструкция: Я буду говорить, что где рисовать, а ты рисуй.

В правом верхнем углу листа рисуем – солнце.

В левом верхнем – птичку. Наверху посередине – облако. Внизу посередине, отступив немного от края, рисуем дом. Справа от дома – скамейку. Слева от дома – мяч. Справа от скамейки – дерево. Слева от мяча – куст. Под домом – цветы. Над домом - бабочку.

Отмечаем умение ориентироваться на листе бумаги и в пространстве, понимание предлогов.

8. Выводы

В ходе всего обследования можно выявить уровень общих знаний ребенка, задавая вопросы:

Какого цвета эти карандаши? Посчитай, сколько карандашей.

Какие ты знаешь времена года?

Ты знаешь, какая это буква? (например, печатные А, О, М)

На какой улице ты живешь?

С кем ты живешь?

В конце занятия психолог пишет рекомендации, т. е. направление дальнейшей работы в зависимости от того, какие показатели оказались низкими в результате обследования.

9. Прощание.

Психолог подмечает успехи ребенка и прощается с ним.

Фото №2 предметных картинок бумага для рисования простой карандаш цветные карандаши
Публикации по теме:

«На пути к школьному старту». Диагностика психологической готовности детей к школе Цель моей презентации: показать важность своевременной диагностической работы с детьми дошкольного возраста, преемственность детского сада.

Скоро в школу (мини-проект)Скоро в школу (мини-проект) Цели: содействие развитию интеллектуального потенциала детей и их готовности к школе; вовлечение родителей в совместный творческий процесс.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе
Опубликовано: 1 октября 2014 в 23:18
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Быкова (УИ 248379) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД