Татьяна Петрищева
Диагностика уровня правовой культуры у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностика уровня правовой культуры у дошкольников.
Подготовила воспитатель Петрищева Т. В.
Опрос детей на тему «Права ребенка». Правильные ответы ребенка на 5-7 вопросов свидетельствуют о высоком уровне правовой культуры; 3-4 вопроса – о среднем уровне; если ребенок ответил менее чем на 3 вопроса, то это говорит о низком уровне сформированности правовой культуры данного дошкольника.
Публикация «Диагностика уровня правовой культуры у дошкольников» размещена в разделах
1. Знаешь ли ты, что у каждого ребенка есть свои права?
2. Как ты думаешь, что такое право?
3. Какие права есть у тебя и других детей?
4. Какие права ты считаешь самыми важными?
5. Кто у нас больше всего нуждается в праве на защиту?
6. Кто защищает права детей?
7. Можешь ли ты сам защитить свои права и права других детей?
Методика «Я имею право.». Выявляет наличие или отсутствие правовых знаний детей дошкольного и младшего школьного возраста по набору сюжетных картинок к статьям Конвенции ООН о правах ребенка. Методика обследования заключается в том, что дети поочередно выбирают те картинки, которые соответствуют статьям Конвенции ООН, и раскладывают около жетона-символа «Я имею право». Затем ребенок объясняет причину своего выбора.
Методика «Решение правовых ситуаций» – описание проблемных ситуаций, в которые может попасть ребенок дошкольного и младшего школьного возраста. Ребенку необходимо разрешить проблемные ситуации, ответить на вопросы педагога и дать оценку происходящего. А также высказать свое мнение по поводу правовой ситуации, спрогнозировать свое собственное поведение в подобной ситуации. По результатам ответов детей производится качественный анализ и выставляются количественные оценки: 0 баллов присваивается в случае полного нарушения моральных и правовых норм; 1 балл присваивается в случае незнания правовых норм, но при наличии размышлений ребенком и поиска правильного решения; 2 балла присваивается в случае незначительного нарушения правовых норм и действия только по моральным представлениям; 3 балла присваивается в случае правильного решения правовой ситуации и действия в соответствии с правовыми и моральными нормами.
Ситуация 1. Ребенок выехал на проезжую часть на велосипеде. Как могли дальше развиваться события? Правильно ли он поступил?
Ситуация 2. Дети играли с куклами в гостях. Одна девочка взяла кукольную посуду и спрятала, чтобы взять себе. Можно ли так поступать? Как это называется?
Ситуация 3. Мальчик подошел к девочке сзади и отстриг ей волосы. Можно ли так делать? Как назвать такой поступок? Мальчик нарушил права девочки?
Ситуация 4. Мальчик подошел к малышу и сказал: «Дай мне деньги или я не пропущу тебя идти дальше». Как это называется? Можно так поступать? Как по закону наказывают за это?
Ситуация 5. Дети играли вместе и нечаянно разбили дорогую вазу. Пришел папа и спросил: «Кто разбил?» Что ответили дети?
Ситуация 6. Мальчики кидали камни в дорогие автомобили во дворе. Зачем они это делали? Что им за это будет? Если хочется кидать камни, то куда их можно бросать?
Ситуация 7. Дети разрисовали красками двери парадной. Можно ли так поступать? Где можно рисовать?
Ситуация 8. Мальчик залез в чужую машину, пока водитель ее мыл. Как расценивается такой поступок? Мальчик нарушил закон? Как он может быть наказан?
Ситуация 9. Дети нечаянно разбили окно в школе, когда играли на улице в мяч. Что им будет за это? Что они должны сделать дальше?
Ситуация 10. Дети играли со спичками и разжигали огонь. Что могло случиться? Можно ли так делать?