Лариса Полунина
Дидактическая игра как средство формирования фонетико-фонематических процессов
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время стремительно увеличивается количество детей дошкольного возраста, имеющих различные речевые нарушения.
Без дополнительного вмешательства учителя-логопеда в процессе исправления звуков речи и развития фонематического слуха у детей дефекты речи не только не исчезают, но и усугубляются.
Так как фонематическое восприятие – это способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы, то для этого необходимо формировать у детей хорошую дикцию; подвижность артикуляционного аппарата, обеспечивающие четкое и ясное произношение каждого звука в отдельности, а также правильность и слитность произношения.
Публикация «Дидактическая игра как средство формирования фонетико-фонематических процессов» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Ребенок должен осознать звуковой строй языка, т. е. умение слышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определенной последовательности. Если своевременно не обратить на это внимание, то все дефекты устной речи будут перенесены будущими школьниками в письменную речь.
Как не допустить этого? Проблемы такого характера решаются очень трудно, но при тесном взаимодействии педагога с семьей возможно ускорить данный процесс путем ежедневной, целенаправленной работы.
Чем могут родители помочь своему ребенку преодолеть фонетико-фонематические нарушения? Один из способов – это ежедневно, через речевые игры совершенствовать умения ребенка, поддерживать его, нацеливая на успех.
Начинать следует с игр на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия :
- «Что звучит?» (узнавание на слух музыкальных инструментов);
- «Шумовые баночки» (определение на слух вида крупы);
- «Помоги Красной Шапочке узнать, какой предмет звучит?» (ложка деревянная или металлическая, карандаш, молоток, мяч, стеклянный стакан, часы и др.)
Постепенно охватывать все звуки речи, входящие в звуковую систему языка:
- «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (А) среди других звуков (О, А, И, Ы, К, А)»;
- «Угадай, кто пришел?» (волк, медведь, заяц) – узнавание по ритмическому рисунку (стукнем 1 раз – волк, 2 раза – медведь, 3 раза - заяц);
- «Назови короткие и длинные слова».
Выполняя разнообразные задания, игры и упражнения, дети приобретают умения контролировать свое произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих.
Важно научить детей различать высоту, силу и темп голоса. Для этого можно использовать упражнения:
- «Угадай, чей голос?» (Мышка, медведь);
- «Гудок» (тихий, громкий);
- «Волк и семеро козлят» (голоса различной высоты).
Первостепенное значение для коррекции и формирования фонематической стороны и ее грамматического строя, формирования умения произносить слова сложной слоговой структуры имеет овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза слов ( выделение какого-либо звука из слова или последовательное называние звуков: к-о-т, м-а-к, к-а-ш-а).
Очень любят дети выполнять такие задания как «Измени букву» (санки-танки, пачка-тачка и т. д., «Потерялся первый звук» (крот-рот косы-осы).
Увлекают детей и игры «Доскажи словечко», «Определи количество слогов в словах», «Загадки - добавлялки» и др.
Все предложенные игры и упражнения направлены на выработку у детей правильного произношения звуков в словах, отчетливого и чистого произношения слов, пониманию и употреблению терминов СЛОВО и ЗВУК, выделению слов из общего речевого потока, вслушиванию в их звучание, самостоятельному установлению последовательности звуков и слогов как отдельных элементов слова.
Уважаемые родители, если вы хотя бы несколько минут в день посвятите своему ребенку и поиграете с ним в предложенные игры, это не только повысит уровень его речевого развития, но и мышления, памяти, воображения. Желаю успеха!