МААМ-картинки

Дидактическая игра как средство формирования фонетико-фонематических процессов

Лариса Полунина
Дидактическая игра как средство формирования фонетико-фонематических процессов

В настоящее время стремительно увеличивается количество детей дошкольного возраста, имеющих различные речевые нарушения.

Без дополнительного вмешательства учителя-логопеда в процессе исправления звуков речи и развития фонематического слуха у детей дефекты речи не только не исчезают, но и усугубляются.

Так как фонематическое восприятие – это способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы, то для этого необходимо формировать у детей хорошую дикцию; подвижность артикуляционного аппарата, обеспечивающие четкое и ясное произношение каждого звука в отдельности, а также правильность и слитность произношения.

Публикация «Дидактическая игра как средство формирования фонетико-фонематических процессов» размещена в разделах

Ребенок должен осознать звуковой строй языка, т. е. умение слышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определенной последовательности. Если своевременно не обратить на это внимание, то все дефекты устной речи будут перенесены будущими школьниками в письменную речь.

Как не допустить этого? Проблемы такого характера решаются очень трудно, но при тесном взаимодействии педагога с семьей возможно ускорить данный процесс путем ежедневной, целенаправленной работы.

Чем могут родители помочь своему ребенку преодолеть фонетико-фонематические нарушения? Один из способов – это ежедневно, через речевые игры совершенствовать умения ребенка, поддерживать его, нацеливая на успех.

Начинать следует с игр на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия :

- «Что звучит?» (узнавание на слух музыкальных инструментов);

- «Шумовые баночки» (определение на слух вида крупы);

- «Помоги Красной Шапочке узнать, какой предмет звучит?» (ложка деревянная или металлическая, карандаш, молоток, мяч, стеклянный стакан, часы и др.)

Постепенно охватывать все звуки речи, входящие в звуковую систему языка:

- «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (А) среди других звуков (О, А, И, Ы, К, А)»;

- «Угадай, кто пришел?» (волк, медведь, заяц) – узнавание по ритмическому рисунку (стукнем 1 раз – волк, 2 раза – медведь, 3 раза - заяц);

- «Назови короткие и длинные слова».

Выполняя разнообразные задания, игры и упражнения, дети приобретают умения контролировать свое произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих.

Важно научить детей различать высоту, силу и темп голоса. Для этого можно использовать упражнения:

- «Угадай, чей голос?» (Мышка, медведь);

- «Гудок» (тихий, громкий);

- «Волк и семеро козлят» (голоса различной высоты).

Первостепенное значение для коррекции и формирования фонематической стороны и ее грамматического строя, формирования умения произносить слова сложной слоговой структуры имеет овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза слов ( выделение какого-либо звука из слова или последовательное называние звуков: к-о-т, м-а-к, к-а-ш-а).

Очень любят дети выполнять такие задания как «Измени букву» (санки-танки, пачка-тачка и т. д., «Потерялся первый звук» (крот-рот косы-осы).

Увлекают детей и игры «Доскажи словечко», «Определи количество слогов в словах», «Загадки - добавлялки» и др.

Все предложенные игры и упражнения направлены на выработку у детей правильного произношения звуков в словах, отчетливого и чистого произношения слов, пониманию и употреблению терминов СЛОВО и ЗВУК, выделению слов из общего речевого потока, вслушиванию в их звучание, самостоятельному установлению последовательности звуков и слогов как отдельных элементов слова.

Уважаемые родители, если вы хотя бы несколько минут в день посвятите своему ребенку и поиграете с ним в предложенные игры, это не только повысит уровень его речевого развития, но и мышления, памяти, воображения. Желаю успеха!

Публикации по теме:

Анкета «О развитии речи вашего ребенка» Анкета «О развитии речи вашего ребенка» 1. Как вы считаете, уровень развития речи связан с интеллектуальным развитием ребенка? 2. По каким.

Развитие фонематического слуха Развитие фонематического слуха у дошкольников. Многие родители считают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он будет грамотно читать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство формирования фонетико-фонематических процессов
Опубликовано: 16 апреля 2014 в 16:35
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД