любовь пополитова
Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Скажи мне – я забуду
Покажи мне – и я запомню
Дай попробовать – и я пойму.
(китайская пословица)
С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991, «Об экологической безопасности России» (1993) и «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской федерации» (1994) созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которой является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.
Публикация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2014
«Экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут её содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу». С. Н. Николаева.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни. Игра - есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.
Проанализировав материал, и изменения, происходящие в современном мире и отечественном образовании, образовательный процесс строится на использовании современны личностно-ориетированных технологий, направленных на партнерство, сотрудничество и сотворчество педагога и ребенка.
В соответствии с современными требованиями, при организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников в своей деятельности широко использую дидактические игры с экологическим содержанием. Содержания данных игр помогает ребенку увидеть неповторимость не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой системы, так и за ее пределами.
Наиболее эффективными в системе работы с детьми являются дидактические игры, направленные на:
- обогащение экологических представлений (о многообразии и разнообразии природных объектов, о взаимосвязях в природе, о человеке как части природы, о культуре поведения в природе).
- воспитание эмоционально – ценностного отношения к природе (для развития эстетического восприятия природы, для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе).
- приобщение к экологически ориентированной деятельности.
Наиболее эффективными дидактическими играми в образовательном процессе являются:
1. Игры используемые во время организации НОД («Скорая помощь», «Необычные путешествия» «Теремок», «Я знаю…», «Друзья природы», «Что будет если…», «Скорая помощь», «Необычные путешествия») – направленных на приобщение детей к экологически ориентированной деятельности.
2. Игры используемые в режимных моментах :
- утренний прием («Парные картинки», «Лото», «Экологическое домино», разрезные картинки, пазлы, «Я знаю…», «Мир вокруг нас», «Кем был – кем стал») - направленные на обогащение представлений о разнообразии природных объектов
- прогулка («Путешествие в мир природы», «Хорошо – плохо», «Угадай по описанию», «Эмпатия», «Ты мой кусочек», «Один хорошо – много плохо», «Теремок», «1,2,3 к …беги») - направлены на обогащение представлений о взаимосвязях в природе и о человеке как части природы
- гигиенические процедуры («Наши помощники», «От какой пищи ты будешь здоров», «Ты часть – найди целое», «Хорошо плохо», «Съедобное и несъедобное») - направленные на развитие представлений о человеке
- совместная деятельность в вечернее время («Берегите природу», игры с картинками из серии «Хорошо – плохо», «Мир вокруг нас», «Назови одним словом») - направленные на формирование нравственно – оценочного опыта поведения детей в природе.
Вывод: В результате использования дидактических игр экологического содержания в работе с детьми дошкольного возраста наметились положительные тенденции в экоразвитии:
1. дети усвоили элементарные знания об окружающей действительности.
2. сформировались системные знания об окружающем мире.
3. дети бережно относятся к окружающему миру.
4. они понимают, что в природе все взаимосвязано и что человек не может существовать отдельно от природы.