Светлана Курицына
Дидактическая игра «Составь предложение»
Дидактическая игра
Цель: Развитие лексико-грамматических средств языка.
Задачи:
-обогащение словарного запаса детей,
-обучение подбору однородных членов предложения (подлежащих, сказуемых, определений и т. д.) Например: снег- пушистый, искрящийся, мягкий, сверкающий…
-учить подбирать объект к названию действия. Например: кататься- коньки, лыжи, санки, ледянки…
Публикация «Дидактическая игра „Составь предложение“» размещена в разделах
-учить составлять простые предложения по модели : «Кто? Что делает?»
-учить расширять объём предложения за счёт введения однородных подлежащих, сказуемых, определений, дополнений и т. п. Например: Таня катается. Таня и Вова катаются; Таня взяла санки. Таня взяла санки и ледянку.
-учить составлять предложения с предлогами «на», «в», «под», «от», «с/со», «потому что», «чтобы», «из-за», «из-под», «над», «между».
- закреплять навыки построения различных типов предложения :
Описание игры:
игра состоит из четырёх этапов :
1). Обогащение словарного запаса по теме (подготовительный этап)
2). Совершенствование грамматического строя речи (подготовительный этап)
3). Знакомство с условными обозначениями (ознакомительно-подготовительный этап,
4). Составление предложений (основной этап) :
-по предложенным картинкам
(«На картинки посмотри, предложение сочини!»,
-с пропущенными картинками
(«Предложение почини, пропавшие слова верни!»,
-с заданным началом
(«Кто придумает конец, тот и будет молодец!»,
-без опорных картинок по заданию и самостоятельно,
- с элементами фантазии
(«Предложение сочини, фантазёрством удиви!», «Весёлые фантазёры»).
Первые два этапа подготовительные, третий – ознакомительно-подготовительный, четвёртый - основной.
Для игры предусмотрено два игровых поля.
Первое, для словарной работы 7х7.
Второе, для грамматической работы 4х9.
Плакат с условными обозначениями.
Полоса с десятью кармашками, для составления предложений.
Опорные картинки-карточки (точно такие, как на плакате с условными обозначениями).
Картинки с изображениями по теме «Зимние забавы» (снег, сосулька, дед Мороз, ель, зима, лыжи, коньки, лёд, санки).
1). Итак, первый подготовительный этап – словарная работа, обогащение словарного запаса.
Игровое поле представляет собой таблицу из 49 клеток, т. е. 7х7. На первый прямоугольник таблицы будет выставляться предъявляемое изображение ( одно из девяти: снег, сосулька, дед Мороз, ель, зима, лыжи, коньки, лёд, санки).
На игровое поле по обогащению словарного запаса ведущий (логопед или воспитатель) выставляет картинку с изображением. Далее ведущий предлагает называть слова - признаки, которые можно отнести к выставленному изображению. Для детей это задание формулируется так:
- Назовите по очереди все слова, которые опишут нам, КАКОЙ предмет изображён.
Например: лыжи. КАКИЕ? – быстрые, длинные, деревянные…
Дети по очереди называют слова-признаки и выкладывают на игровое поле свою карточку. Если игрок затрудняется подобрать признак, то по указанию ведущего, либо ход переходит к другому игроку, либо ведущий помогает игроку подобрать признак предмета, задавая наводящие вопросы. Всё зависит от особенностей детей-игроков и от преследуемых воспитателем-логопедом целей. Когда названы все признаки, изображённого объекта, ведущий выдаёт следующее задание.
- Назовите по очереди, что может ДЕЛАТЬ то, что изображено на картинке или, что можно делать с тем, что изображено на картинке.
Дети, называя слова-действия по очереди, выкладывают свои карточки на игровое поле. Например: снег. Что делает? – падает, ложится, укрывает…Ведущий, при затруднении игроков, либо помогает подобрать слова-действия наводящими вопросами, либо предоставляет право хода следующему игроку, в зависимости от особенностей игроков, преследуемых целей. После того, как все слова-действия названы, ведущий выдаёт следующее задание.
- Назовите по очереди слова, которые относятся к данному изображению, и про которые можно сказать КТО? или ЧТО? Например: ель – иголки, лапы, ствол, шишки…Ведущий регулирует словарную работу детей в соответствии с двумя предыдущими этапами.
После того, как подобраны слова-названия признаков, слова-названия действий, слова-названия предметов, подсчитываем карточки каждого участника. У кого карточек больше, тот победил на этом этапе. Можно выделить 1,2 и 3 место.
В игре подобраны следующие изображения:
-снег,
-сосулька,
-Дед Мороз,
-ель,
-зима,
-лыжи,
-коньки,
-лёд,
-санки
и приведены слова-признаки, слова-действия и слова-предметы. Когда дети только начинают осваивать игру, то игровое поле будет заполнено порой меньше, чем наполовину. Впоследствии возможна даже такая ситуация, что не хватит клеток на игровом поле в процессе игры (при такой ситуации игрок продолжает игру с первой клетки игрового поля). В этом случае следует обратить внимание детей на то, как хорошо они поработали, заложили в свою головку много новых слов.
2). После этапа «обогащение словарного запаса» переходим к этапу «совершенствование грамматического строя речи».
На игровое поле по грамматическому строю, игроки по очереди выкладывают свои карточки, проговаривая изменённое слово, предъявленное ведущим.
Игровое поле по совершенствованию грамматического строя речи состоит из четырёх столбцов :
-«Назови ласково» - образование существительных суффиксальным способом, уменьшительно-ласкательные суффиксы,
-«Один - много» - образование множественного числа имён существительных,
- «Один, два, три, четыре, пять» - согласование числительных,
- «Есть - нет» - образование родительного падежа имён существительных.
Строк в таблице по совершенствованию грамматического строя девять, по числу рассматриваемых в игре слов (см. выше). Сверху игрового поля свободный квадратик для карточки с изображением предмета, название которого игроки будут изменять.
Игроки по очереди изменяют, предложенные ведущим слова, выкладывая свои карточки на игровом поле при правильном ответе. Если игрок допускает ошибку, то ведущий может передать право хода следующему игроку или помочь исправить ошибку. По окончании игры подсчитываются карточки игроков, и подводятся итоги.
В игровых упражнениях дети обучаются:
• образованию форм родительного падежа множественного числа;
• преобразованию единственного числа имен существительных во множественное число;
• предложно-падежному управлению;
• согласованию прилагательных с существительными;
• согласованию имен существительных с числительными;
• образование уменьшительной формы имен существительных;
• образованию прилагательных от существительных;
• образованию однокоренных слов (Какие слова можно образовать от слова «снег» (снежный, снеговик, снежок, «зима» (зимний, зимовать, зимовье, позёмка);
3). На следующем этапе знакомим игроков с условными обозначениями, которые будут нами использованы при составлении предложений. Это можно организовать тоже в виде игры.
Предложить детям поиграть в разведчиков и зашифровать слово. Каждый на листочке пытается изобразить условным значком то слово, которое называет ведущий. Затем сравниваем то, что нарисовал ребёнок, с изображениями на плакате и договариваемся об условных обозначениях в игре, которые будем использовать при конструировании предложения.
Только после того, как проведена вся подготовительная работа по обогащению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи и выбора условных обозначений для слов переходим к составлению предложений. А подготовительная работа может быть продолжительной, длиться не один и не два дня, а порой недели в рамках лексической темы.
Всегда плакат с условными обозначениями у детей перед глазами. Например, на доске. На доске также расположены кармашки для вкладывания картинок при конструировании предложения.
Составление предложений (основной этап) :
-по предложенным картинкам
(«На картинки посмотри, предложение сочини!»).
Ведущий сам вкладывает в кармашки картинки, предъявляя участникам игры задание составить предложение. Кто хорошо справляется с заданием, получает карточки, которые были разыграны в самом начале игры. Для объективного подведения итогов игры.
-с пропущенными картинками
(«Предложение почини, пропавшие слова верни!»).
Ведущий вкладывает в кармашки картинки, таким образом, чтобы можно было составить предложение, причём оставляет пустым сначала один кармашек, затем два и т. д., с тем, чтобы игроки восстановили предложение. За правильное и быстрое выполнение задания выдаются карточки. Ведущий может направлять, помогать игрокам наводящими вопросами или передавать ход другому игроку.
-с заданным началом
(«Кто придумает конец, тот и будет молодец!»).
Ведущий вкладывает в кармашки картинки, позволяющие начать составлять предложение, а продолжает предложение игрок-ребёнок, который за быстрое и правильное составление предложения зарабатывает карточки. Дети по очереди предлагают свои варианты предложений.
-без опорных картинок по заданию и самостоятельно
(«Предложение сочини, в карман картинку положи!»).
Ведущий предлагает игрокам самостоятельно составить предложение, например
-из двух слов,
-из трёх слов…
-с заданным словом,
-с заданными словами,
-по заданной теме и т. д.
Дети-игроки зарабатывают карточки, при подсчёте которых в конце игры подводится итог, и выделяются игроки-победители.
- с элементами фантазии
(«Предложение сочини, фантазёрством удиви!», «Весёлые фантазёры»). Это этап самого высокого уровня сложности, где дети проявляют фантазию, активно пользуются воображением. За выполнение этого задания предлагаем выдавать по 2 карточки.
Например: Дети катались с на шоколадных лыжах.
Шёл пушистый снег из сладкой ваты, который дети сразу же съедали.
Первые два этапа подготовительные, третий – ознакомительно-подготовительный, четвёртый - основной.
В конце работы на каждом этапе ведущий с игроками подводят итоги работы, обсуждают, что удалось хорошо, над, чем ещё предстоит поработать, выделяют лидеров.
Главная особенность игры, что можно при составлении предложений оставлять некоторые кармашки пустыми, если нет условного обозначения этого слова на плакате, лишь проговаривать отсутствующее на модели слово, тем самым давая возможность ребёнку самостоятельно, творчески подходить к выполнению задания.
Необходимо учить детей согласовывать слова в предложениях (задания типа «Составь предложение с заданным словом», «Расширь предложение»).
При выполнении этих заданий необходимо обратить внимание на умение ребенка образовывать слова разных форм, выделять вспомогательные слова, правильно согласовывать слова в сложных грамматических конструкциях, умение составлять простые и сложные предложения.
При выполнении всех игровых заданий необходимо обратить внимание на умение ребенка самостоятельно, последовательно, обстоятельно составлять, конструировать предложения; создавать интересный сюжет в предложении с наличием однородных членов предложения, соблюдать логическую последовательность.