Гульназ Субханова
Дидактическая игра по татарскому языку «Увлекательное путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание оборудования.
Данное методическое пособие под названием «Увлекательное путешествие» представляет собой конструкцию из пластика в виде колеса с возможностью вращения. Также в комплект входят коробочка, куда помещены предметные и сюжетные картинки по разделам на темы: «Савыт-саба», «Тслр», «Гаил», «Кием-салым», «Саннар», «Яшелчлр», “Ашамлыклар” и т. д. Имеется плоскость для размещения общей картинки с приспособлением липучки. Также есть корзинки, которые могут прикрепляться к колесу обозрения.
Описание материалов.
Публикация «Дидактическая игра по татарскому языку „Увлекательное путешествие“» размещена в разделах
Настоящее игровое пособие является частью УМК по обучению и закреплению дошкольников татарскому языку. Следовательно эта игра составлена на основе УМК:
1. Балалар бакчасында рус балаларына татар теле йрт : программа, методик кишлр, диагностика/ авт. -тз. : З. М. Зарипова, Р. С. Исаева, Р. Г. Кидрячева. б. – Казан: Беренче полиграфия компаниясе, 2013. – 112б.
2. Изучаем русский язык : программа, методические рекомендации, диагностика/ авт. -сост. : С. М. Гаффарова, Ч. Р. Гарафиева. – Казань: Первая полиграфическая компания, 2013. – 120с.
3. Закирова К. В. Балалар бакчасында дп-хлак трбиясе: методик кулланма/ К. В. Закирова, Р. Кадыйрова, Г. М. Сафиуллина. – Казан: Беренче полиграфия компаниясе, 2013. – 424с.
4. Закирова К. В., Мортазина Л. Р. й уйныйбыз, уйныйбыз. Балалар бакчасында хрктле уеннар: балалар бакчасы трбиячелре м физкультура инструкторлары чен методик кулланма. – Казан: Беренче полиграфия компаниясе, 2013. – 224б.
5. Зарипова З. М. стерешле уеннар: методик кулланма/ З. М. Зарипова, Р. С. Исаева. – Казан: Беренче полиграфия компаниясе, 2013. – 128б.
Ход игры.
На основании колеса обозрения прикрепляются сюжетные картинки на тему, которую предстоит закрепить («Савыт-саба», «Тслр», «Гаил», «Кием-салым», «Саннар» и т. д.). В коробочке имеются предметные картинки относящиеся к той или иной теме. Дети должны будут сами подобрать предметные картинки на заданную тему, поместить на корзиночки и назвать каждый рисунок на татарском языке. Затем составить с данными картинками предложения. Также дети могут закрепить счет от 1 до 6 и цвета на татарском языке, так как корзины пронумерованы и разноцветные (красный, желтый, зеленый, синий, розовый, белый).
Тема: “Одежда”.
Цель: 1. Учить называть и отличать национальную одежду, ее особенности.
2. Развивать речь, словарный запас, логическое мышление.
3. Воспитывать интерес к изучению национальной одежды татарского народа.
Лексика: чалбар, клмк, тбтй, алъяпкыч, читек.
Тема: “Моя семья”.
Цель: 1. Закрепить знания детей по теме “Семья”.
2. Развивать самостоятельное мышление и связную речь.
3. Воспитывать уважение к взрослым.
Лексика: би, бабай, ти, ни, малай, кыз.
Тема: “Продукты питания”.
Цель: 1. Учить составлять предложения при помощи картинок, активизировать словарный запас детей.
2. Развивать логическое мышление, мировоззрение.
3. Воспитывать уважительное отношение к людям, которые растили хлеб; воспитать бережное отношение к хлебу.
Лексика: ипи, ст, чк-чк, чй, аш, ботка.
Тема: “Овощи и фрукты”.
Цель: 1. Закрепить лексику, относящееся к данной теме.
2. Развить и активизировать монологическую речь детей.
3. Обогащать словарный запас детей.
4. Продолжать воспитывать интерес к изучению татарского языка.
Лексика: кишер, суган, кыяр, кбест, брге, алма
Тема: “Посуда”.
Цель: 1. Закрепить слова по теме “Посуда”.
2. Учить составлять предложения со словами “Кашык”, “чынаяк”, “тлинк”. “чйнек”, “чнечке”.
Лексика: кашык, чынаяк, тлинк, чйнек, чнечке
Тема: “Числа”.
Цель: закрепить счет на татарском языке от 1 до 6.
Лексика: бер, ике, ч, дрт, биш, алты.
Тема: “Цвета”.
Цель: 1. Закрепить изученные цвета “кызыл”, “сары”, “яшел”, згр”.
2. Изучить с детьми новый цвет “ал”.
3. Учить составлять предложения со словами “кызыл”, “сары”, “яшел”, згр”, “ал”.
Лексика: кызыл, сары, яшел, згр, ал.
Тема: “Животные”.
Цель: 1. Закрепить домашние и дикие животные.
2. С помощью этих слов учить составлять небольшие предложения.
3. Воспитывать любовь к животным.
Лексика: песи, эт, ат, бре, тлке, аю.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №7 «Росинка»
Бугульминского муниципального района Республики Татарстан
Дидактическая игра
«Увлекательное путешествие»
“Мавыктыргыч сяхт” дидактик уены
(подготовительная группа)
Авторы: Субханова Гульназ Ильдаровна
Серова Ирина Викторовна
иазлауга тасвирлама.
“Мавыктыргыч сяхт” методик кулланмасы пластиктан ясалган бора кыяфтенд. Ул з вакытында йлн ала. Шулай ук бу комплектка «Савыт-саба», «Тслр», «Гаил», «Кием-салым», «Саннар», «Яшелчлр», “Ашамлыклар”, “Хайваннар” темаларына кагылышлы сюжетлы м предметлы рсемнр тупланган тартмачык та кер. Гомуми темага кагылышлы рсемнрне куяр чен яссылык бар. Бу рсемнр магнит яис махсус материал белн ябыштырыла. Бу уен комплектында крзиннр д каралган. Алар з чиратында йлн торган борага беркетел. Ул крзиннрг предметлы рсемнр куела.
Кулланылган материал.
леге сбап укыту-методик комплектыны (УМК) бер леше булып тора. Кулланма УМК нигезенд тзелгн:
1. Балалар бакчасында рус балаларына татар теле йрт : программа, методик кишлр, диагностика/ авт. -тз. : З. М. Зарипова, Р. С. Исаева, Р. Г. Кидрячева. б. – Казан: Беренче полиграфия компаниясе, 2013. – 112б.
2. Изучаем русский язык : программа, методические рекомендации, диагностика/ авт. -сост. : С. М. Гаффарова, Ч. Р. Гарафиева. – Казань: Первая полиграфическая компания, 2013. – 120с.
3. Закирова К. В. Балалар бакчасында дп-хлак трбиясе: методик кулланма/ К. В. Закирова, Р. Кадыйрова, Г. М. Сафиуллина. – Казан: Беренче полиграфия компаниясе, 2013. – 424с.
4. Закирова К. В., Мортазина Л. Р. й уйныйбыз, уйныйбыз. Балалар бакчасында хрктле уеннар: балалар бакчасы трбиячелре м физкультура инструкторлары чен методик кулланма. – Казан: Беренче полиграфия компаниясе, 2013. – 224б.
5. Зарипова З. М. стерешле уеннар: методик кулланма/ З. М. Зарипова, Р. С. Исаева. – Казан: Беренче полиграфия компаниясе, 2013. – 128б.
Уен эчтлеге.
йлн торган бора яссылыгына аерым темага карата ясалган сюжетлы рсемнр беркетел. Тартмачыкта “Гаил”, “Ашамлыклар”, “Савыт-саба”, “Кием-салым”, “Яшелч м илк имешлр” темасына кагылышлы предметлы рсемнр урнаштырылган. Балалар теге яки бу темага карата булган предметлы рсемнрне сайлап алып, йлнмле борага терклгн крзиннрг ябыштыралар м шул рсемнрне татар теленд дрес итеп атарга тиеш булалар. Соыннан леге сзлр белн мллр тзилр. Шулай ук бу конструкция ярдменд 1дн алып 6га кадр саннарны м тслрне ныгытырга ммкин, чнки крзиннр нумерациялнгн м трле тст ясалган (кызыл, сары, яшел, згр, ал,ак).
Тема: «Кием-салым».
Максат: 1. Милли киемнрне аера м аларны исемнрен, зенчлеклрен йт белерг йртне двам ит.
2. Балаларны сйлм телен, фикерл слтен, танып бел активлыгын стер.
3. Балаларда милли киемнрг карата кызыксыну уяту.
Лексика: чалбар, клмк, тбтй, алъяпкыч, читек.
Тема: «Минем гаилм».
Максат. 1. Гаил турындагы белемнрен ныгыту.
2. лкннрне хрмт итрг йрт.
3. Бйлнешле сйлмне м мсткыйль фикерл слтен стер.
Лексика: би, бабай, ти, ни, малай, кыз.
Тема: “Ашамлыклар”.
Максат: 1. Кечкен рсемнрне бйлнешле сйлмне формалаштыруга булышлык ит, темага кагылышлы сзлек запасын активлаштыру.
2. Кзаллау, логик фикерл слтен стер.
3. Икмк стерчелрг ихтирам, ашамлыкларга сак караш трбиял.
Лексика: ипи, ст, чк-чк, чй, аш, ботка.
Тема: “Яшелчлр м илк-имешлр”.
Максат: 1. Яшелчлр темасын кабатлау, ныгыту.
2. Монологик сйлм кнекмлрен активлаштыру, стер.
3. Татар телен мхббт трбиял, балаларны тел байлыгын арттыру.
Лексика: кишер, суган, кыяр, кбест, брге, алма.
Тема: Савыт-саба”.
Максат: 1. Темага кагылышлы сзлрне ныгыту.
2. “Кашык”, “чынаяк”, “тлинк”. “чйнек”, “чнечке” сзлре белн мллр тзерг йрт.
Лексика: кашык, чынаяк, тлинк, чйнек, чнечке.
Тема: “Тслр”.
Максат: 1. “Кызыл”, “сары”, “яшел”, “згр” сзлрен ныгыту.
2. “Ал” сзен йрн.
3. “Кызыл”, “сары”, “яшел”, “згр”, “ал” сзлре белн омллр тз.
Лексика: кызыл, сары, яшел, згр, ал.
Тема: “Саннар”.
Максат: балалар белн 1дн 6га кадр санауны ныгыту.
Лексика: бер, ике, ч, дрт, биш, алты.
Тема: “Хайваннар”.
Цель: 1. Йорт хайваннарын м кыргый хайваннар темасына кагылышлы сзлрне ныгыту.
2. Шул сзлр белн кыска мллр тзерг йрт.
3. нлеклрг карата мхббт хислре тудыру.
Лексика: песи, эт, ат, бре, тлке, аю.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №7 «Росинка»
Бугульминского муниципального района Республики Татарстан
Дидактическая игра
«Увлекательное путешествие»
“Мавыктыргыч сяхт” дидактик уены
(подготовительная группа)
Авторы: Субханова Гульназ Ильдаровна