МААМ-картинки

Дидактические игры и лексические упражнения в развитии словаря детей

Громова Алена Валериевна
Дидактические игры и лексические упражнения в развитии словаря детей

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

К сожалению, сегодня у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. Проанализировав работу в этом направлении я решила что дидактические игры и лексические упражнения благотворно повлияют на развитие речи детей.

Публикация «Дидактические игры и лексические упражнения в развитии словаря детей» размещена в разделах

Роль дидактических игр в детском саду

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Дидактические игры — это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных ими знаний. В процессе дидактических игр дети учатся на практике самостоятельно применять полученные на занятиях знания об окружающем в новых, игровых условиях, что весьма благоприятно влияет на их умственное развитие, осознанное усвоение окружающего.

Виды дидактических игр

• В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр :

а) с игрушками и предметами;

б) настольно-печатные;

в) словесные.

• Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия.

Игры с игрушками и предметами

С большим интересом дети играют в игры с игрушками и предметами, например «Погода», «Театр сказок», «Алфавит». Благодаря игре «Алфавит» дети научились называть гласные и согласные звуки, упражнялись в мелкой моторике пальцев. В этой игре можно взять каждую букву, потрогать ее и выложить из букв «гусеницу».

В «Театре сказок» представлено 7 уже знакомых детям сказок и наши дети, используя деревянные красочные фигурки, научились придумывать свои, очень интересные и необычные по содержанию сказки.

В игре «Погода» есть фигурки мальчика и девочки. В процессе игры дети научились называть одежду по сезону, запомнили дни недели, времена года по месяцам.

Помогли развить словарь задания по связной речи с дидактическим материалом по окружающему миру – Коллекция кукол в народных костюмах. Удалось пополнить словарь детей благодаря изучению различных народов и особенностей их костюмов: названия одежды, разбор костюма, детали, особенности элемента наряда. Очень понравился раздел интересных историй об играх, игрушках и развлечениях региона, который представляла та или иная кукла. Дети, рассматривая кукол, учились рассказывать, описывать внешний вид, выполнять игровые действия с куклой.

В нашей группе есть еще несколько коллекций, которые также способствуют развитию словаря детей : «Дамы Эпохи», «Дворцы и усадьбы», «50 художников». Специально для мальчиков собирается коллекция «Автомобиль на службе». Благодаря этому дети учатся узнавать и называть марку автомобиля, называть какую службу он выполняет, люди каких профессий работают на них. Используя эти коллекции, я учила детей решать разнообразные мыслительные задачи: находить признаки сходства и различия, группировать по различным свойствам и признакам. Есть в нашей группе игра «Петербург на твоем столе» - используя цветные плоскостные фигурки, я знакомила детей с прошлым и настоящим Петербурга. Сейчас дети знают и называют основные достопримечательности города, памятники архитектуры.

Очень большой интерес у детей вызывает у детей игра «Играем в профессии», дети с удовольствием прибегают к имитации движений доктора, повара… В этой игре я ставила обучающую задачу: развивать речь, воображение, творчество. Словарный запас обогащался за счет слов, действий, предметов отображающих специфику той или иной профессии.

Игры настольно-печатные

Настольно-печатные игры — интересное занятие для детей, в ходе которого педагог решает задачи словарной работы с дошкольниками. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

В игре «Звук. Свет. Вода» словарный запас детей обогащался за счет изучения явлений природы, дети научились размышлять, обосновывать выбор той или иной картинки.

В играх «Большой-маленький», Лото «Собирайка», «Кто больше? Кто меньше?» дети научились классифицировать предметы, объединяли их в группы, выстраивали цепочки по различным признакам.

В дидактическом материале по окружающему миру в игре «Комнатные растения» дети получили знания о внешнем виде комнатных растений, особенностях их произрастания, условиях содержания, правильном уходе. Была развита память, любознательность, связная речь.

Игры словесные

В нашей подготовительной к школе группе в начале года большинство детей не умели читать, поэтому я использовала в совместной с детьми деятельности такие игры как : «Читаем и составляем слова», «Ребусы», «Звонкий – глухой». С помощью игр я учила составлять слова из одного, двух, трех слогов. Дети считали слоги и одновременно прохлопывали их в ладоши. Дети научились выделять в словах звонкие и глухие согласные. Особенно большой интерес вызвала игра «Ребусы», которая тренирует такие ценные качества, как память, сообразительность, находчивость.

Были использованы такие игры как : «Антонимы», «Подбери слова к рассказу». В начале играла индивидуально, а затем с небольшой подгруппой. Дети научились составлять предложения по парным картинкам с прилагательными, глаголами, существительными, предлогами, наречиями. С помощью этих игр закрепляла и уточняла понимание смысла антонимов, был сформирован навык их употребления в речи детей.

Систематическое использование игры «Играем с глаголами» позволило: развить фразовую речь, научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. У детей возникло желание высказываться, обогатился словарный запас, а это позволит в дальнейшем общаться при помощи устной речи, а в школе овладеть и письменной речью.

Использование лексических упражнений в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста

Лексические упражнения, которые проводятся как часть совместной образовательной деятельности, выполняют как бы двойную функцию: помогают развивать словарь и подготавливают к выполнению заданий по связной речи. Таким образом, лексическая работа важна и для развития произвольности речи, умения сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства, т. е. в конечном итоге служит развитию связности речи.

Лексические упражнения я использовала в своей работе потому, что у детей был ограничен словарный запас, наблюдалось расхождение объема активного и пассивного словаря. Систематически занимаясь с детьми, используя те или иные упражнения, удалось значительно активизировать словарь детей, нормализовать грамматически правильную речь, расширить словарный запас.

Таким образом, использование дидактических игр и лексических упражнений в развитии словаря детей в совместной образовательной деятельности помогли мне развить и активизировать словарь, связность речи у детей, использовать разные языковые средства. Это благотворно повлияло на мышление, воображение, эмоциональность, активность и потребность к общению со сверстниками и со взрослыми.

Публикации по теме:

Актуальность речевого развития Говорить умею все, но говорить правильно, лишь единицы из нас! Разговаривая с детьми, мы используем речь, как средство передачи своих мыслей.

Использование словесных игр для обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста Данная презентация -итог моей работы над темой самообразования. Словесные игры- часть огромной работы по овладению дошкольниками родной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры и лексические упражнения в развитии словаря детей
Опубликовано: 14 ноября 2014 в 02:00
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД