Получи документы

Дидактические игры по мотивам олонхо для дошкольников

Вера
Дидактические игры по мотивам олонхо для дошкольников

Слепцова Вера Аркадьевна, воспитатель

МБОУ «Уолбутская СОШ им. С. Ф. Маркова»,

дошкольное подразделение «Чуораанчык»

с. Кенг- Кюель, Абыйского улуса РС (Якутия)

Статья на тему "Дидактические игры

по мотивам олонхо для дошкольников"

Статья на тему "Дидактические игры по мотивам олонхо для дошкольников"

Автор:

Слепцова Вера Аркадьевна, воспитатель МБОУ «Уолбутская СОШ

Публикация «Дидактические игры по мотивам олонхо для дошкольников» размещена в разделах

им. С. Ф. Маркова», дошкольное подразделение «Чуораанчык»

с. Кенг- Кюель, Абыйского улуса РС (Якутия)

Аннотация:

В статье представлен обзор дидактических игр для дошкольников, разработанных на сюжетно-образном материале героического эпоса олонхо народов Якутии. Рассмотрены разные типы игр – сюжетно-ролевые, игры-путешествия в прошлое, игры на знакомство с элементами материальной культуры, упоминаемыми в олонхо. Показана роль таких пособий для приобщения детей к истории и культуре родного края.

Ключевые слова: Олонхо, дидактические игры, дошкольники, этнокультурное воспитание, Якутия, фольклор.

Олонхо - древний героический эпос народов Якутии. Его сюжеты, образы богатыров и сказочных персонажей широко используются в воспитании подрастающего поколения. Олонхо несёт глубокие нравственные ценности, знакомит детей с культурой и традициями предков.

В дошкольной педагогике Якутии разработаны специальные дидактические игры на материале олонхо для ознакомления детей с героическим эпосом в игровой форме. Такие игры помогают лучше понять сюжет, запомнить имена богатырей, особенности культуры народов Севера.

Среди таких игр - лото и пазлы с изображениями сцен и персонажей олонхо; игры на составление портретов богатырей из частей; игра на соотнесение атрибутов с конкретными персонажами.

Есть сюжетно-ролевые игры, где дети разыгрывают сценки олонхо, используя костюмы, маски, атрибуты. Это позволяет лучше понять взаимоотношения героев, их характеры.

Популярна игра на воссоздание родословной якутских богатырей, Айыы. Дети выстраивают генеалогическое древо, определяют родственные связи персонажей олонхо.

Такие игры не только знакомят дошкольников с культурным наследием Якутии, но и развивают память, речь, логику, творческое воображение, интерес к истории родного края.

Кроме игр на сюжеты и персонажей конкретных олонхо, разработаны обучающие игры на знакомство с атрибутами, предметами быта, жилищами, описываемыми в эпосах.

Например, дидактические игры на соотнесение различных видов якутского традиционного жилища ураса с его изображением и описанием из олонхо. Или игры на воссоздание образа богатырского коня - соответствующей раскраски, подбора амуниции (седла, поводьев и др., характеристики (масти, качеств, особых примет).

Ещё одна категория игр связана с традиционными ремёслами и декоративно-прикладным искусством якутов. С помощью дидактических пособий дошкольники знакомятся с национальной вышивкой, резьбой по дереву, ювелирными украшениями, элементы которых часто упоминаются в героических сказаниях.

Такие игры на материале олонхо позволяют детям как бы "окунуться" в культуру и быт народов Якутии много веков назад, что способствует формированию интереса к историческому прошлому родного края, воспитывает чувство гордости и уважения.

Таким образом, дидактические игры на материале героического олонхо являются эффективным средством приобщения детей дошкольного возраста к богатому фольклорному наследию Якутии, формирования у них интереса к истории и культуре народов региона. Благодаря образам и сюжетам олонхо ребёнок знакомится с традициями, этническими особенностями родного края. А игровая форма делает этот процесс увлекательным, способствует развитию любознательности, креативности, познавательной активности дошкольников. Поэтому дидактические игры по мотивам олонхо широко и активно используются педагогами Якутии в работе с детьми.

Список использованной литературы

1. Григорьева А. А., Сметанина В. И. Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада. – М. : Академия, 2003. - 106 с.

2. Кларина, Л. М. Детская проектная деятельность / Л. М. Кларина// Игра и дети. – 2006. - №4. – С. 2 -3

3. Степанова О. Н., Филиппова. П. И. Формирование этнокультурной компетентности дошкольников в поликультурной образовательной среде дошкольного учреждения / Степанова О. Н., Филиппова П. И. ; Ин – т повышения квалификации работников образования имени С. Н. Донского – 2. – Якутск: изд – во ИПКРО имени С. Н. Донского – 2, 2006. – 68 с

4. Чомчуук саас: ФГНУ “Научно-исследовательский институт национальных школ Республики Саха (Якутия)”№3 (23)2011. Ред. колл: Григорьева А. А., Николаева А. В., Ефимова Д. Г., Аммосова В. В., Иванова А. В.

5. Олонхо в игровой деятельности детей /[cост: Ю. В. Андросова, Н. П. Александрова].-Якутск: Бичик, 2013.-64 с

6. Оло хо эйгэтэ: (орто саастаах о5олорго аа5ар кинигэ) / Е. Чехордуна, Е. Иванова; [худож. Ю. Пестряков, С. Старостина].-Дьокуускай:Бичик, 2005.- 72 с.

Автор публикации:
Дидактические игры по мотивам олонхо для дошкольников
Опубликовано: 29 декабря 2023 в 20:55
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД