Лучший педагог года

Дидактические игры по экологии

Оксана перегородиева
Дидактические игры по экологии

Дидактические игры по экологии

1. Кто быстрее?

Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растения.

Игровая задача: найти картинку с изображением определенного растения.

Материал для игры : карточки с изображением растений (по нескольку карточек каждого растения).

Публикация «Дидактические игры по экологии» размещена в разделах

Ход игры : Воспитатель раскладывает в групповой комнате карточки с изображением разных растений. Называет одно из имеющихся растений. Например, одуванчик. Дети собирают все карточки с изображением одуванчика. Побеждает тот, кто быстрее найдет названное растение.

2. Найди по описанию

Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида растений, учить детей самостоятельно описывать растение.

Игровая задача: найти растение по перечисленным признакам.

Материал: карточки с изображением растений.

Ход игры : Ведущий называет характерные особенности того или иного растения, не называя его. Дети отыскивают его изображение среди карточек. Побеждает тот, кто быстро и правильно найдет или назовет отгадку.

3. Горячо — холодно

Цель: поддерживать интерес детей к растениям, закреплять их названия.

Игровая задача: найти, где спрятался игровой персонаж.

Правило: нельзя переворачивать карточки.

Материалы: карточки с изображением растений, изображение игрового персонажа.

Ход игры : Ведущий прячет персонажа (Капитошку, Лешонка, Гномика

и т. п.) под карточку с изображением одного из растений. Дети в это время стоят, закрыв глаза. После условного сигнала играющие ходят между карточками, а ведущий при приближении или удалении к загаданной карточке говорит: «Тепло, холодно или горячо». Можно давать подсказки. Например: «Капитошка спрятался под деревом», «Капитошка спрятался среди луговых растений». Выигрывает тот, кто быстрее найдет игровой персонаж.

4. Лото «Что где растет?»

Цель: закреплять умение детей классифицировать растения по месту произрастания; развивать внимательность.

Игровая задача: заполнить игровое поле.

Материалы: игровые поля — луг, лес, водоем, болото. Карточки с изображением растений, произрастающих в данных экосистемах.

Ход игры : Дети выбирают игровые поля. Ведущий перемешивает карточки и, доставая по одной, называет растение. Играющие дети забирают те карточки, которые соответствуют их игровому полю. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит игровое поле.

5. Скорая помощь (экологическая игра на природе)

Цель: воспитывать заботливое отношение к растениям, желание оказывать помощь, развивать наблюдательность.

Игровая задача: осмотреть «пациентов» — деревья и кустарники, заметить изувеченные ветки и оказать необходимую помощь.

Материалы: палочки, веревочки, тряпочки, ножницы.

Ход игры : дети обходят участок детского сада — «делают обход»; если есть «больные», им оказывается необходимая помощь.

6. Юные художники

Цель: уточнить особенности внешнего вида растений, учить передавать свое отношение к изображаемому.

Игровая задача: нарисовать портрет растения.

Материал: любые изобразительные материалы.

Ход игры : Игра проводится на прогулке. «Художник» принимает заказ — нарисовать «портрет» того или иного растения и старается точно передать особенности внешнего вида. По окончании работы организуется выставка детских рисунков.

7. Следопыты

Цель: развивать познавательный интерес к живой природе, наблюдательность, учить детей делать элементарные выводы.

Игровая задача: разгадать тайну природы.

Материал: для игры на участке детского сада готовится полоса почвы или песка, свободного от растительности.

Ход игры : Играющие осматривают полосу и определяют, «кто мог оставить свои следы». Это могут быть не только следы животных, но и листья, сучки, семена растений. Воспитатель подводит детей к заключению о том, как сюда могли попасть эти объекты. Например: как сюда попали шишки, если поблизости нет елки или сосны? Кто мог разбросать на дорожке ягоды рябины? Семена каких растений и откуда принес ветер?

Познавательные вопросы

Для активизации детской любознательности используется прием познавательных высказываний, которые отличаются краткостью и, как правило, начинаются со слов «А знаете ли вы, что.». Этот прием можно использовать как на занятиях, так и на прогулках и в свободном общении с детьми. Можно создать целую копилку интересных фактов. Замечательно, если к этой работе вы подключите своих воспитанников и их родителей.

Проблемные вопросы

Психологи считают, что побудительным стимулом мыслительной деятельности ребенка выступает познавательная задача, которая определяется как противоречие между знанием и незнанием и решается путем поиска ответа на возникающий вопрос. Воспитатель создает ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя имеющиеся знания и навыки. Каждое новое знание должно возбуждать интерес и вызывать новые вопросы. Воспитатель может использовать разные типы вопросов: вопросы-сравнения, вопросы-провокации, вопросы-предположения, вопросы этимологического характера, вопросы на классификацию; вопросы, побуждающие задавать вопросы самих детей. Детские вопросы к взрослому являются показателем познавательного интереса ребенка и его умственной активности.

Возможные вопросы:

— Как растения добывают пищу, ведь у них нет ни рук, ни ног?

— Почему растения-хищники вынуждены охотиться?

— Как путешествуют растения, ведь у них нет ног?

— Как растения защищаются от врагов?

— Как растения защищаются от зимней стужи?

— Почему деревья боятся весенних заморозков, а зимой стойко выдерживают лютые морозы?

— Почему береза не боится весенних заморозков?

— Почему ветви у деревьев зимой хрупкие, а весной, летом, осенью гибкие?

— Почему облетают листья?

— Почему у ели ветки не ломаются под тяжестью снега, а другие деревья часто страдают от этого?

Почему их так называют: мать-и-мачеха, иван-чай, подорожник, тысячелистник, росянка, пастушья сумка, лютик, пушица, черника, голубика, мокрица?

— Почему растения весной быстро растут?

— Почему нельзя сжигать старую траву?

— Растет ли дерево зимой?

— Что случится, если цветы перестанут пахнуть?

— Что случится, если не будет растений?

— Что случится, если на лугах не будет насекомых?

— Почему растения называют «детьми солнца»?

— Что должен сделать каждый, уходя из леса с места отдыха?

— Какие действия человека в лесу несут в себе опасность для лесны

Материал для чтения и рассказывания

БЕРЕЗА

Загадки о березе

Стоят столбы белы,

На них шапки зелены.

На полянках девчонки

В белых рубашонках.

На плечах платочки зеленые,

В ушах сережки посеребренные.

Летом девица, зимой молодица,

Настанет весна, потечет слеза.

ЗЕЛЕНЫЕ УШКИ

Из кочки на снежной опушке

Торчат любопытные ушки.

Не мышки и не лисички —

Зеленые листья бруснички.

Укрыла я снегом кочку,

Не видно теперь ни листочка.

Брусничка, спи под подушкой,

А то отморозишь ушко.

КИПРЕЙ (ИВАН-ЧАЙ)

Загадка

Вырос Ивашка:

Красная рубашка,

Зеленые ладошки,

Зеленые сапожки.

В гости приглашает,

Чаем угощает.

КРАПИВА

Загадки о крапиве

Не огонь, а жжется.

Не шмель, не пчела, а жалит.

Без костра обжигает.

Растет зеленый кустик.

Дотронешься — укусит.

МАТЬ-И-МАЧЕХА

Загадки

И матушка родная, и мачеха злая

Бок о бок живут — через стеночку.

На откосе, на лугу,

Босиком на снегу,

Первые цветочки —

Желтые глазочки.

МОРОШКА

Спелою морошкой поросли все кочки.

У морошки нашей розовые щечки,

У морошки нашей тоненькая ножка.

Вот она какая, барышня-морошка.

— Царевна-морошка,

Подари лукошко.

— Поклонись с почтеньем,

Награжу вареньем,

Награжу ватрушкой,

Только будь послушной.

ПОДОРОЖНИК

Загадки о подорожнике

Лег пластом у дороги, разметал руки-ноги.

Его бьют сапогами, его мнут колесом,

Ему все нипочем.

У дороги вырос лекарь,

Вдоль тропинки луговой;

Он для нас с тобой аптекарь.

Догадайся, кто такой?

.ОДУВАНЧИК

Загадки об одуванчике

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом.

А дунет ветерок —

Остался стебелек.

Над лугом парашютики

Качаются на прутике.

* Одуванчик — очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке — одуванчик на восток смотрит, поднимется в зенит — одуванчик поднимет головку кверху, приблизится к закату — одуванчик не спускает с заката взгляда. И так всю жизнь, пока не поседеет. А станет седым, распушится — и полетят по ветру пушинки-парашютики с семенами, увидят хорошую полянку, опустятся, зернышко спрячется в какую-нибудь впадинку и пролежит до весны.

РОМАШКА

Загадки о ромашке

Белый лепесток, посередине — желток. Какой это цветок?

Шел я лугом, по тропинке,

Видел солнце на травинке.

Но совсем не горячи

Солнца жгучие лучи.

Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички.

На верхушке стебелька —

Солнышко и облака.

Белая корзинка, золотое донце,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце.

Стоит в поле кудряшка —

Белая рубашка,

Сердечко золотое,

Что это такое?

Упрятав мордашки в широких панамах,

Ромашки выходят гулять на полянах.

У каждой ромашки расшита рубашка

С зеленым листочком-платочком в кармашке.

Посади сосну —

Вместе встретите весну,

Вместе зиму зимовать,

Вместе лето обживать.

А как осень —

День рожденья

Вместе будете справлять.

Посади сосну.

Лучше не одну —

Вместе с кленом,

Елкой, вязом,

Посади их вместе

Разом

Публикации по теме:

Дидактические игры «Деревья» ДЕРЕВЬЯ БЕРЕЗА — ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья округлой формы. СОСНА — ствол толстый, стройный, коричневый, вместо веток.

Дидактические игры по безопасности ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. 1.     "Источники опасности" Дидактическая задача: Закрепить знания детей о предметах, которые могут быть источником.

Дидактические игры по ДПИ Дидактические игры «Узнай элементы узора» Дидактическая задача. Уточнить из закрепить представления об основных элементах росписи, учить.

Дидактические игры по математике «Геометрическое лото» Дидактическая игра для детей среднего – старшего возраста. Цель: закреплять знание детей о геометрических фигурах,.

Дидактические игры по экологии «Угадай, какой ты зверь» Дидактическая задача. Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках, приспособленности.

Дидактические игры по экологии 1. «Садовые и луговые цветы» Цель. Учить детей узнавать садовые и луговые цветы по внешнему виду. Закрепить их название, развивать внимание,.

Дидактические игры по экологии для детей старшего дошкольного возраста 1. «ЧТО ГДЕ РАСТЁТ?» Цель. Учить детей понимать происходящие в природе процессы; показывать зависимость всего живого на земле от состояния.

Дидактические игры по экологии в средней группе Картотека дидактических игр по экологии Что в корзинку мы берем. Дидактическая задача: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают.

Фотоотчет «Дидактические игры и игры развивающего характера своими руками на тему «Знакомим детей с трудом взрослых»Фотоотчет «Дидактические игры и игры развивающего характера своими руками на тему «Знакомим детей с трудом взрослых» В нашем детском саду прошел смотр самодельных дидактических игр и игр развивающего характера на тему "Знакомим детей с трудом взрослых".

Музыкально-дидактические игры ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Игра для развития звуковысотного слуха и закрепления программного материала Где мои детки? Игровой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры по экологии
Опубликовано: 25 марта 2019 в 12:15
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД