Наталья Кутикина
Дидактическое пособие «Календарь сезонов»
▼ Скачать + Заказать документы
Работая над проблемой формирования знаний детей о сезонных явлениях, я сделала вывод о том, что наиболее эффективным и интересным методом является моделирование, на его основе я разработала и изготовила дидактическое пособие «Календарь сезонов».
Цель: формировать знания детей о сезонных явлениях; развивать речь детей, умение обобщать, систематизировать; воспитывать интерес к наблюдениям за природой.
Работа с календарем предполагает разные виды деятельности:
Публикация «Дидактическое пособие „Календарь сезонов“» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» декабрь 2014
Заполняя календарь сезонов, дети совместно с педагогом постепенно создают модель сезонов, учатся обобщать, систематизировать.
Деятельность по заполнению календаря позволяет наиболее эффективно сформировать знания о сезонных изменениях в природе
Работая с календарем, дети обобщают ежедневные наблюдения за природой в течение месяца.
Предполагают дальнейшие течения сезонных изменений
Составляют рассказы о сезонной жизни растений, животных, изменений погодных условий
Составляют обобщенные рассказы о сезонах и их протекания
Закрепляют знания последовательности протекания сезонов
Пособие может применяться для детей начиная со средней до подготовительной группы. Расположить пособие можно на стене, а также снять для работы на столе или на ковре по желанию детей и педагога. Для удобства использования пособие обернуто пленкой (из-за пленки страдает качество фото).
Пособие состоит из трех частей.
1часть представляет, графическую фиксацию дерева в разные сезоны, необходима для того, что бы ребенок увидел закономерность и последовательность смены сезонов, смог увидеть, что было до и будет после.
2часть отражает цветом сезоны, их последовательность, а так же дает детям представление что в сезоне 3 месяца, в месяце 4 недели, в недели 7 дней.
Цвета сезонов традиционные – голубой, зеленый, красный, оранжевый; месяцы разделены просто маркером; дни недели традиционно – цвета радуги.
3часть показывает, какие изменения происходят в неживой и живой природе в определённый сезон позволяет детям увидеть постепенность, закономерность и последовательность изменений природы в разные сезоны проследить взаимосвязь и взаимозависимость живой и неживой природы
Состоит 3часть из кармашков, выполненных из пленки. В кармашки постепенно помещаются карточки, которые отражают обобщенное представление о состоянии природы и характерных явлениях в текущем месяце, таким образом, создаются модели сезонов и всего года.
Карточки-модели в календаре могут видоизменяться, уточняться, по желанию детей и по мере развития их представлений о сезонных изменениях. По мере накопления знаний детей о сезонных явления природы в календарь постепенно вводятся новые объекты доступные восприятию детей (облачность, осадки, температура, птицы, животные, насекомые, долгота дня)
По мере накопления знаний будут изменяться и карточки, например дети средней группы, осенью отметят отлет птиц в теплые края, а в подготовительной уточнят, что первыми улетают птицы питающиеся насекомыми, затем те, кто питается семенами и в конце водоплавающие.
Многообразие природных явлений создает видимость их лёгкого познания, но растянутая во времени изменчивость сезонных явлений природы, незаметны для восприятия детей. В процессе наблюдений за сезонными изменениями нет места активной деятельности, которая помогла бы сформировать более устойчивые знания. Создаются объективные трудности их познания дошкольниками, мыслительная деятельность которых находится в становлении. Для преодоления этих трудностей я думаю вам поможет дидактическое пособие «Календарь сезонов».