Саржина
Дипломная работа «Переход из дошкольного возраста в младший школьный возраст»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность исследования заключается в том, что переход из дошкольного возраста в младший школьный возраст – важное событие для каждого ребенка в его жизни. У детей меняется образ жизни, его основная деятельность. Если в дошкольном возрасте основным видом деятельности была игра, то теперь игровая деятельность меняется на учебную. У каждого появляется ребёнка меняется досуг. Увеличивается физическая, психологическая нагрузки, изменяется объём памяти, так как размер получаемой информации возрастает. Также меняются взаимоотношения в новом обществе, появляются новые общественные и социальные связи.
Публикация «Дипломная работа „Переход из дошкольного возраста в младший школьный возраст“» размещена в разделах
Поэтому качественная подготовка ребёнка к школе необходимая часть дошкольного обучения, в которой должны принимать участие всё участники педагогического процесса. Родители и педагоги должны создать условия, в которых старший дошкольник будет комфортно себя чувствовать при изменении его деятельностей. Чтобы при переходе к младшему школьному возрасту у ребёнка не возникало препятствий и трудностей.
А так как игра выступает основным видом деятельности, то через неё и должен происходить переход. Она будет являться средством, благодаря которому ребёнок может учиться и применять на себя новую социальную роль.
Игра, особенно дидактическая является эффективным средством формирования знаний, умений и навыков, которые необходимы дошкольникам для успешного перехода к младшим школьникам и учебной деятельности.
Проблему готовности к обучению изучали такие ученые как А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, Е. Е. Кравцовой, Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Г. А. Цукерман, А. В. Запорожец, В. И. Слободчиков, В. В, А. Керн, Л. Ф. Берцфаи, Г. Гетцер, Н. И. Гуткиной, В. С. Мухина, Н. И Гуткина.
Лидия Ильинична Божович в своих работах, рассматривает готовность к обучению как связь психических функций, при недостаточной развитости которых, может отрицательно сказаться на участии в созданном школьном обучении. Л. И. Божович уверенна, что на готовность к обучению ребёнка к школе оказывают влияние множество факторов. Например, мотивационный уровень развития, социальные умения, самостоятельность, произвольность поведения, интеллектуальные способности детей.
Для Л. И. Божович самым главным в психологической готовности к обучению является мотивационный компонент. Лидия Ильинична Божович основным компонентом психологической готовности к школе считала мотивационную сферу старшего дошкольника ведущим условием формирования личности ребенка. Две группы мотивов учения были определены автором: социальные и познавательные.
Даниил Борисович Эльконин также рассматривал проблему готовности детей к обучению в школе. Автор уделяет в своей работе большое внимание на формирование предпосылок к учебной деятельности. Для Д. Б. Эльконина выделял следующие предпосылка для школьного обучения :
• Умение ребёнка ориентироваться систему правил;
• Умение слушать;
• Выполнение выполнять задания по инструкции;
• Выполнение работ по примерам.
Л. С. Выготского обосновал в своих исследованиях утверждение о том, что именно дошкольный возраст является периодом детства, когда формируются предпосылки для обучения в школе, такие как, представление о числе, количестве, природе, месте человека в обществе, интенсивное развитие получают память, восприятие, мышление, что является важным для дальнейшего обучения.
Е. Е. Кравцова при исследовании готовности ребёнка к обучению в школе, необходимо учитывать системность проявления индивидуальных характерных качеств деятельности.
В. С. Мухина в своих исследованиях считает, что желание и осознанность к получению знаний, является готовностью к обучению в школе. Автор говорит, что возникающие потребности к обучению, проявляются в социальной необходимости, противоречий внутри себя, которые в совокупности дают мотивационный потенциал учебной деятельности.
Детский психолог Леонид Абрамович Венгер более глубоко в своих работах рассматривает интеллектуальную готовность. Считая, что основными признаками готовности к школе являются умения обобщать, сравнивать, выделять общие признаки, то есть достаточно развитость мыслительных процессов. Также особую значимость в подготовке детей к школе занимает социальная и психологическая готовность детей, личностная, физическая подготовка, необходимый уровень речевой развитости. По мнению автора перечисленные компоненты выступают условиями готовности дошкольников к обучению к школе.
Н. И. Гуткина большое внимание уделила в своих работах зоне ближайшего развития. Автор говорит, что необходимый и достаточный уровень актуального развития детей, где учебная школьная деятельность переходит в зону ближайшего развития. То есть успешность обучения к школе зависит от актуального развития и перехода её в зоны развития. Особое внимание психолог уделяет сфере психического развития детей старшего дошкольного возраста. В сферу психического развития дошкольника относится – речь, считая что она неотрывна связана с интеллектуальными способностями и отображает общий уровень развития детей и способностями логического мышления.
В современной концепции Н. В. Нижегородцевой и В. Д. Шадриковым исследователи рассматривают формирование готовности детей к школе на основе методик системогенеза деятельности. Где готовность к школе является смежным свойством индивидуальности и особенности человека, который включен в процесс обучения, отражающее качественно-количественную характеристику его деятельности». Авторы выделяют в психологической структуре учебной деятельности пять блоков учебно-важных качеств, таких как: «личностно-мотивационный; принятия 10 учебной задачи; представления о содержании и способах выполнения учебной деятельности; информационная основа деятельности; блок управления деятельностью».
В современной концепции Е. Н. Полянского психологическая готовность к школьному обучению детей рассматривается, как не уровень готовности ребёнка к обучению, а тип готовности или индивидуальный, особенный его вариант. Автор выделяет ведущую характеристику готовности в особенности ребёнка к сотрудничеству к деловому общению. Способность умения выстраивать диалог с педагогом, реагирования на замечания и требования, действовать по указаниям – основное умение на этапе развития старшего дошкольного возраста.
Таким образом, было выявлено противоречие: между потребностью практики в формировании готовности дошкольников к школьному обучению и недостаточной разработанностью методик по подготовке детей дошкольного возраста к школе.
Выявление противоречия позволило обозначить проблему исследования: каковы пути организации игровой деятельности в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе.
Решение данной проблемы обусловило выбор темы нашего исследования: «Подготовка старших дошкольников к школе в дошкольной образовательной организации средствами дидактической игры».
Объект исследования: процесс подготовки к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является дидактическая игра, как средство формирования готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: разработать комплекс по эффективному использованию дидактических игр в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе.
Гипотеза: Процесс подготовки старших дошкольников к школьному обучению будет эффективным, если:
- в процессе подготовки будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей;
- процесс будет построен в тесном взаимодействии с родителями дошкольников;
- в основе подготовки будут лежать дидактические игры, как основное средство подготовки дошкольников к школе;
- будет реализован разработанный нами комплекс по использованию дидактических игр в подготовке детей к школе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по изучаемой проблеме и обосновать тему исследования.
2. Изучить уровень сформированности готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать в опытно-экспериментальной работе проект по формированию готовности детей к школе.
4. Представить результаты опытно-экспериментальной работы в таблицах, графиках и диаграммах.
Методологическая основа исследования:
теория личности – А. Н. Леонтьев
теория деятельности – Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн.
теория целостного педагогического процесса – В. А. Сластенин, Н. Д. Хмель.
Теория готовности к профессиональной деятельности – Н. И Гуткина.
Методы исследования:
– теоретические – анализ научной психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования;
– эмпирические – наблюдение; анкетирование; беседа; диагностика; констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент;
Положения, выносимые на защиту:
- Процесс подготовки детей к школе буде протекать более продуктивно при соблюдении их индивидуальных и возрастных особенностей;
- Родители ребенка являются важным компонентом педагогического процесса при подготовке дошкольников к школе;
Разработанный нами проект, включающий систематизированные дидактические игры, является эффективным средством подготовки дошкольников к школьному обучению.
Теоретическая значимость – проанализированы и систематизированы основы использования дидактических игр для формирования готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость – заключается в разработке и внедрении в педагогический процесс проекта использования дидактических игр для формирования готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста. Результаты исследования могут быть использованы в деятельности образовательных учреждений.
Структурно работа состоит из введения; двух глав; заключения; списка использованной литературы.
Теоретическая значимость – проанализированы и систематизированы основы использования дидактических игр для формирования готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость – заключается в разработке и внедрении в педагогический процесс комплекс по использованию дидактических игр для формирования готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста. Результаты исследования могут быть использованы в деятельности образовательных учреждений.
Структурно работа состоит из введения; двух глав; заключения; списка использованной литературы.