Ольга Чижикова
Консультация «Ребёнок имеет талант»
▼ Скачать + Заказать документы
«Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
В. А. Сухомлинский.
Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.
Публикация «Консультация „Ребёнок имеет талант“» размещена в разделах
Все дети талантливы от рождения. Каждый ребенок имеет какой-нибудь талант. Но у каждого талант свой. Один талантлив в рисовании, другой хорошо поет, а третий любит возиться с машинками.
Главное, разобраться и развить именно тот талант, который есть у ребенка.
Какие же задачи стоят перед педагогом в решении этого вопроса?
Задача 1 – «Найти».
Как же «узнать», найти, выявить ребенка талантливого, одаренного? Взгляды психологов и педагогов совпадают, талантливый ребенок всегда отличается высокой познавательной и творческой активностью, часто нестандартностью и глубиной мышления, стремлением к поиску новых путей, стремлением к самовыражению, к творческой и поисковой деятельности, а также высоким темпом развития.
Задача 2 – «Создание условий для личностного (интеллектуального, творческого) роста».
Взрослый должен для ребенка выстроить своеобразную систему движения вперед, т. е. «систему роста». Нужно приучать ребенка к ежедневной, кропотливой работе над собой. Ничего не дается сразу и ничего не приходит само собой – закон жизни. Ребенок должен это понять. Например, интеллектуальная деятельность – поисковая, исследовательская предполагает постановку целей и задач, составление плана, методичную работу по сбору, систематизации, обобщению материала, наблюдение. Спорт – каждодневные тренировки, и так с любой другой сферой деятельности талантливого ребенка. Но это все невозможно, конечно, без особой атмосферы творчества – когда ребенок чувствует себя заметным, когда ощущает, что он может достичь большего, когда его деятельность вызывает одобрение взрослого, уважение сверстников. Без поддержки родителей также не обойтись.
Задача 3 – «Явить миру»
Талантливый ребенок должен быть заметным. Дети нуждаются в ситуации успеха, в соревновательных моментах, возможности «показать себя» на всех уровнях. Это всевозможные конкурсы, мероприятия, проекты, выставки районного и городского уровня. Следует постоянно создавать условия для участия в мероприятиях различной направленности. «Веселые старты» театральные игры, олимпиады, квесты и др.
Задача 4 – «Всеобщая поддержка и тесная связь»
В работу по развитию талантливых детей должно включиться все общество – в первую очередь семья, детский сад, учреждения культуры, общественные организации и т. д. Что это дает? Возможность быть замеченными школой, кружками дополнительного образования, а также дает поддержку, развитие и поощрение детей.
Все мы – родители и педагоги, желаем, чтобы наши дети пошли в школу и научились петь, танцевать, лепить, рисовать, выступать в театральных представлениях, участвовать в творческих выставках, спортивных соревнованиях.
Для детей с интеллектуальным и академическим типом одарё нности можно создать специальную развивающую среду: в уголке природы (огород на окне, мини - лаборатория, книжный уголок, конструкторское бюро, занимательный. Ребята учатся познавать суть явлений, находить логические связи и создавать новое.
Библиотека «Почитай-ка», предоставляющая детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей.
Например, в целях углубления связи с природой создаем экологический уголок «Друзья природы». Можно создать условия для формирования и удовлетворения познавательного интереса, для развития экологической культуры детей. НОД проводим в форме игр – путешествий, КВН, викторин, конкурсов, турпоходов, исследовательских опытов, защите экологических проектов.
У творческой одаренности много различных вариантов: есть дети, проявляющие незаурядные творческие возможности в любой деятельности, за которую они берутся, но бывают и такие воспитанники, у которых такое нестандартное видение проявляется достаточно ярко лишь в одной сфере. Для ребят творческих в детском саду интересны праздники, развлечения, фестивали. Воспитанники принимают активное участие в конкурсе чтецов, где показали хорошие результаты.
Важно, что родители заинтересованы в развитии своих детей. Поддерживают и помогают разнообразить пространство ребенка, дети посещают секции дополнительного образования.
Психомоторная одаренность проявляется в двигательных навыках, спорте, на занятиях физкультурой, во время спортивных соревнований и досугов. В группах имеются спортивные уголки «Кладовая здоровья», где находится традиционный и нетрадиционный материал. Отделение дошкольного образования оснащено всем необходимым оборудованием, включая и детские тренажёры. Желательно в тёплое время года проводить спортивные соревнования, мини-эстафеты и т. д. Мини-спортивная база позволяет развивать двигательную активность детей в любое время года. Воспитанники второй год подряд принимают участие в спортивных соревнованиях «Веселые старты», проходящих на районном уровне, где занимают призовые места.
Еще один тип одаренности, лидерская или коммуникативная. Синонимом к этим словам будет являться понятие «организаторские способности». Эта одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими в игре. Умение организовать игру и брать на себя главную роль. Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию.
С детьми можно организовать игры на современном уровне, такие сюжетно-ролевые игры, например, «Школа» (обучение по раскраскам, азбукой, книгам) «Салон красоты» (парикмахерская, «Интернет кафе» (компьютерные и сенсорные игры, «Супермаркет» (магазин, «Центр здоровья» (больница, «Путешествие»(моряки, автобус, такси) «Служба спасения» (пожарные, скорая помощь, «Салон связи» (мегафон, МТС и пр.) «Цирк» (включая спортивный уголок, которые помогают развивать у детей социальный опыт, формировать познавательную активность, коммуникативные навыки и раскрыть свои неповторимые индивидуальные личностные качества.
Помимо дошкольного образования, дети получают семейное образование, этот факт можно пронаблюдать в беседе с родителями, с воспитанниками дома занимаются, они активны на занятии, любознательны, делятся впечатлениями из личного опыта. По итогам проведения «Круглого стола» с родителями воспитанников выявилось: в семьях большинства детей отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере обуславливающим развитие высоких способностей и развитие таланта ребенка.
Талант — присущие от рождения определённые способности, и мы стараемся раскрыть этот дар природы, чтобы каждый ребёнок знал, на что он способен, нашёл своё место в жизни, был успешен и счастлив в дальнейшем.
2 часть – Дискуссия на тему «Ребёнок имеет талант…»
Педагоги делятся на 2 команды, каждой из которых нужно защитить психологический портрет ребёнка, имеющего определённые способности.
1-ая команда:
- ребёнок имеет музыкальный
талант,
- ребёнок имеет спортивный талант.
2-ая команда:
- артистический талант,
- художественные способности.
Каждая из команд заслушивает соперника, предлагает, дополняет, отстаивает свою точку зрения