Ольга Пашковская
Дизартрия — это приговор или своевременная помощь?
▼ Скачать + Заказать документы
«Дизартрия – это приговор или своевременная помощь?»
Пашковская О. П. ,
Учитель-логопед МБДОУ «Машенька»,
Высшей квалификационной категории
г. Сургут.
Статья раскрывает этапы логопедической работы по коррекции стертой дизартрии у детей дошкольного возраста.
Большое значение имеет ранняя диагностика речевой патологии, взаимосвязь в работе логопеда и родителей.
Многие современные семьи сталкиваются с нарушением произношения у ребёнка, с чем и обращаются к логопеду.
Публикация «Дизартрия — это приговор или своевременная помощь?» размещена в разделах
- Дизартрия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи и является самым распространенным речевым расстройством у детей, которое связано с различными поражениями отделов головного мозга. При этом нарушении ребёнок неясно произносит слова, хотя общий смысл и значение слов не меняется. Речь такого ребёнка характеризуется нечётким, смазанным звукопроизношением. Нарушена просодическая сторона речи (голос слабый, тихий, ритм дыхания нарушен, речь теряет свою плавность). Дети с дизартрией, как правило, едят медленно, не любят хлебные корочки, твёрдое яблоко, потому что им трудно совершать жевательные движения. Часто родители идут ребёнку на уступки - дают мягкую пищу, лишь бы ел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребёнка развития движений артикуляционного аппарата. Необходимо постепенно понемногу приучать ребёнка хорошо пережёвывать и твёрдую пищу.
Дети с дизартрией с трудом овладевают навыками самообслуживания: многие не могут самостоятельно одеваться и раздеваться, постоянно нуждаются в помощи взрослого.
Вопросами коррекции дизартрии занимались учёные : О. О. Правдина, Е. М. Мастюкова, К. А. Семёнова, Л. В. Лапатина; Н. В. Серебрякова, Е. Ф. Архипова, Э. Я. Сизова, Е. Ф. Соботович, Р. И. Мартынова и другие. Они считают, что основными направлениями в работе логопеда с детьми: приоритетно развитие общей и мелкой моторики, артикуляционной моторики, нормализации мышечного тонуса, а так же проведения дыхательных, голосовых упражнений, темпа речи, ритма и интонации. Нарушение артикуляции и фонация, затрудняющая, а иногда и полностью препятствующая чёткому звучанию речи, составляют так называемый первичный речевой дефект, который может привести к возникновению вторичных проявлений. Общение с окружающими очень ограничено, несмотря на то, что большинство детей способны понимать обращённую речь, сами они лишены возможности в словесной форме обращаться с окружающими. Речь таких детей доступна только для близкого окружения.
В последнее время в процессе логопедической практики встречаются дети с нарушениями звукопроизношения, вызванные избирательной неполноценностью некоторых моторных функций речедвигательного аппарата, а так же слабостью и вялостью артикуляционной мускулатуры.
Учитывая распространённость данного речевого нарушения среди детей дошкольного возраста и запросам от родителей можно сделать вывод, что это очень актуальная проблема оказания квалифицированной помощи детям с дизартрией.
В ходе логопедической помощи, необходимо обратить внимание на наличие неврологической симптоматики, а так же необходимо динамическое наблюдение в процессе коррекционной работы с ребёнком.
Причинами возникновения различной формы дизартрии во время беременности матери являются различные факторы: токсикоз, гипертония, хроническая гипоксия плода, острые и хронические заболевания, минимальное поражение нервной системы при резус-конфликтных ситуациях, лёгкая асфиксия, родовые травмы, затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца, инфекционные заболевания детей в раннем возрасте.
Коррекция речевых нарушений обычными методами и приёмами не приносит эффективных результатов, следовательно, встаёт вопрос о дополнительном и более детальном изучении причин и механизмов возникновения данных речевых нарушений.
При тщательном неврологическом обследовании детей с речевыми расстройствами и применением функциональных нагрузок выявляется неярко выраженная микросимптоматика органического поражения нервной системы (ЦНС). Наличие насильственных движений и оральных синкинезий в артикуляционной мускулатуре - частый признак дизартрии. Они искажают звукопроизношение, делая речь малопонятной, а в тяжёлых случаях - почти невозможной (обычно усиливаются при волнении, эмоциональном напряжении, отмечаются подёргивание и дрожание (тремор языка). Следующим признаком дизартрии - нарушение речевого дыхания и голоса, что связанно с нечёткой работой мышц языка, губ, мягкого нёба, голосовых складок, мышц гортани и двигательной сферы.
Для выработки прочных навыков во всей двигательной сфере, необходимо длительное время и применение разнообразных форм и приёмов обучения.
Особенности планирования коррекционной работы :
1. Нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата.
2. Нормализаия моторики артикуляционного аппарата.
3. Развитие общей и мелкой моторики.
4. Нормализация голоса и речевого дыхания.
5. Формирование просодической стороны речи.
6. Постановка и автоматизация звуков.
Для детей с гипертонусом и гиперкинезами учитель-логопед проводит расслабляющий массаж (при наличии сертификата). У данной категории детей наблюдается: анемичное застывшее лицо, напряженные губы, мышцы растянуты и прижаты к дёснам, язык толстый, бесформенный, вибрирующий, кончик языка не выражен.
Для детей с гипотонусом - рекомендуется укрепляющий массаж. У данной категории детей наблюдается: дряблые и рыхлые мышцы лица, открытый рот, вялые губы, тоненький язык лежит на дне полости рта. Учитель-логопед перед непосредственной коррекционной деятельности проводит глубокое растирание, поглаживание с усилием до 3 минут.
Развитие моторики артикуляционного аппарата
(выполняется ребенком дома с родителями по рекомендации учителя – логопеда) :
Развитие мелкой моторики руки:
Наблюдаются нарушения мелкой моторики рук, которые проявляются в нарушении точности движений, снижении скорости выполнения и переключения с одной позы на другую, замедленном включении в движение, недостаточной координации. Развитие мелкой моторики проводится учителем-логопедом в различных видах деятельности (штриховка, игры с пазлами, шнуровки). Произнесение слоговых сочетаний с одновременным движением пальцев рук способствует развитию мелкой моторики.
Нормализация голоса и формирование правильного речевого дыхания:
В ходе коррекционного воздействия по нормализации речевого дыхания работа проводится в определенной последовательности. Воспитание правильного диафрагмально-реберного дыхания по подражанию, с использованием контроля посредством ладони ребенка.
С целью закрепления диафрагмального типа дыхания, а также с целью
развития умения осуществлять короткий, лёгкий вдох и плавный, длительный выдох через рот, с ребёнком проводятся упражнения по дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха.
Формирование просодической стороны речи.
Просодика – сложный комплекс элементов, включающий ритм, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.
ПРОСОДИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ
Произнесение слогов с разной интонацией способствует формированию интонационной выразительности речи.
Постановка и автоматизация звуков.
Произношение ребенком слогов и слоговых сочетаний — очень важный момент в логопедической работе. Такая работа способствует расширению и обогащению его речевого опыта. Последовательная смена серий слогов развивает артикуляционный праксис, переключаемость артикуляционного аппарата и способствует выработке правильных артикуляционных укладов.
На слоговом материале можно одновременно развивать у детей фонематический слух, чувство ритма, внимание и слуховую память (запоминание заданного количества слогов, формировать умение выражать эмоции мимикой (дети «ссорятся», «мирятся», «убеждают», «угрожают».
Список использованных источников.
1. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми со стёртой формой
дизартрии. М. 1989.
2. Будённая Т. В. Логопедическая гимнастика. С-П. ,2000
3. Волкова Л. С., Лалаева Р. И., Логопедия. М. : Просвещение:
Владос!995.
4. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений
у дошкольников. С. -П: СОЮЗ,2001.
5. Лурия А. Р. Развитие значения слов Хрестоматия по теории и
методике развития речи у детей дошкольного возраста. М., Академия 1999.
6. Лопатина Л. В. Характеристика и структура речевого дефекта у
дошкольников со стёртой дизартрией. Санкт-Петербург. ,1996.
7. Мартынова Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих
лёгкими формами дизартрии. М. : ВЛАДОС, 1997.
8. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите играя. М. ,1983
9. Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. М. ,1996.
10. Светлова И. Н. Готовим руку к письму. М. ,2002.
11. Селивестров В. И. Игры в логопедической работе. М. ,1987.
12. Соботович Е. Ф., Чернопольская А. Ф., Проявление стёртых форм
дизартрии и методы диагностики., Дефектология 1974.№4.
13. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим
недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М. ,1993.