Наталья Стихина
Консультация «Для чего нужна игра»
▼ Скачать + Заказать документы
Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст возрастом игры. И это не случайно. Почти все, чем занимаются маленькие дети, предоставленные сами себе, они называют игрой. Это обозначает его саамы разнообразные занятия: насыпание песка в ёмкость, бросание мяча и других предметов, возню с приятелями, приготовление кукольного обеда и многое другое. Другими словами, для ребенка игра – это его независимая деятельность, в которой он реализовывает свои желания и интересы, столь свойственные миру взрослых.
Публикация «Консультация „Для чего нужна игра“» размещена в разделах
Для ребенка игра – это средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за пределы ограниченного пространства и построить свой собственный мир.
Но у ребенка есть и другие занятия, которые он игрой не назовет – это рисование, лепка, конструирование. Однако в отличие от игры, в них есть ощутимый, материальный результат – рисунок, постройка и т. д. – и от ребенка требуются изрядные усилия, чтобы преодолеть сопротивление самого материала, получить желаемые продукт.
Что же привлекает ребёнка в игре? Сам процесс действования. Но действие в игре – особое, ненастоящее. К 4-5 годам это различие настоящего действия и игрового уже четко формулируется ими: «Это же понарошку…», «Давай, как будто…» и т. п.
Эти «понарошку», «как будто», т. е. действие в воображаемой ситуации, и делают игру отличным средством самореализации для ребёнка. В игре он может делать все, что хочет, и все у него «получается». В игре ребенок такой, каким ему хочется быть, - добрый мальчик, красивая принцесса, путешественник; в игре ребенок там, где ему хочется быть, - на Луне, на дне моря, в школе. Он участник интересных и привлекательных событий – лечит больных, сражается с драконом, тушит пожар. Если он еще не ходит в школу, как старший брат или соседская девочка, - тоже не беда. Ведь он может учить своих плюшевых зайцев и медведей.
Игра помогает ребенку остановить мгновение, повторить и прожить его много раз. Например, он ездил с родителями на теплоходе, и теперь это приятное событие может постоянно повторятся в игре.
Игра помогает ребенку не только получить удовольствие, но и избавиться от неприятных переживаний, чувства неудовлетворенности, если что-то ему не удалось в действительности.
Таким образом, ребенку игра обеспечивает эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания, и прежде всего желание действовать как взрослый.
Достаточное ли это основание, чтобы поощрять, развивать у ребенка эту деятельность? У каждого на этот вопрос будет свой ответ, однако детская игра чрезвычайно важна для развития ребенка. Итак, что же дает игра для психического развития ребенка?
Прежде всего, в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребенок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, а сделать это он может только с помощью условных действий. Расширение содержания игры и невозможность реализовать его только через предметные действия с игрушками влечет за собой переход к использованию изобразительных, речевых и воображаемых действий. Способность оперировать образами «в уме» создает основу для дальнейшего перехода к сложным формам творческой деятельности.
Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. В игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится понимать свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.
В игре ребенок получает и опыт произвольного поведения – учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры со сверстниками. Уже без контроля со стороны взрослых.
Из всего сказанного ясно, что игра имеет огромное значение для общего развития и воспитания ребенка. Но она помогает решать и более узкие педагогические задачи. Однако это уже требует специальной педагогической организации детской игры – включения в нее такого содержания, которое потребовало бы от ребенка актуализации определенных знаний, выполнения определенных действий. Можно, например, так построить игру в школу, что ребенок будет с большим интересом и охотой осваивать азбуку, а специально организованная игра в магазин может помочь закреплению элементарных счетных навыков. Но эти задачи могут быть решены только в совместной игре детей со взрослым.
Для того чтобы игра стала генератором развития, ребенок должен овладеть этой деятельностью во всей ее полноте, стать человеком играющим, т. е. научится играть. А взрослый может ему в этом помочь.