Приложение МААМ

Доклад для педсовета «Трудовое воспитание в детском саду: структура, цели, задачи, условия трудовой деятельности»

Татьяна Акатова
Доклад для педсовета «Трудовое воспитание в детском саду: структура, цели, задачи, условия трудовой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

ДОКЛАД ДЛЯ ПЕДСОВЕТА

«ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ :

СТРУКТУРА. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ,

УСЛОВИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

Публикация «Доклад для педсовета „Трудовое воспитание в детском саду: структура, цели, задачи, условия трудовой деятельности“» размещена в разделах

В 1919 году на I съезде по дошкольному воспитанию было определено содержание труда и требование к нему.

Обязательный труд :

1. Труд по самообслуживанию

2. Работа в саду, огороде

3. Ручной труд с различными материалами

4. Привлечение детей к уборке стен

Требования :

1. Учитывать возрастные особенности

2. Труд должен быть посильным

3. Труд должен быть понятым по цели

4. Должен доставлять радость

В 1921 году на II съезде по дошкольному воспитанию была выделена задача : воспитание коллективизма в труд и игре.

В 1924 на III съезде по дошкольному воспитанию пересматривалось содержание работы в детских садах в связи с введением программы единой трудовой школы (1 класс и старшая группа). Предпочтение стало отдаваться общественному и производственному труду. Подчеркивалось важность совместного труда детей и взрослых.

В 1929 году IV съезд по дошкольному воспитанию рассматривалось методы трудового воспитания.

В 30-е-40-е годы намечается новое представление во взглядах : необхо-димость сочетать собственную деятельность детей с наблюдениями за трудом взрослых. Рассматривался вопрос о связи игры с трудом. «Игры и трудовые занятия в детском саду / 1953г. / Р. И. Жуковская.

В военные годы мало внимания уделяется трудовому воспитанию, но в программе воспитания 1962г., начиная с 3-его года жизни ребенка З. Н. Борисова и В. Г. Нечаева определили содержания систематического трудового воспитания, но акцент делался на наблюдение за трудом взрослых. Только исследования Я. З. Неве-рович экспериментально было доказано, что знания, несоединенные с практикой, не могут рождать мотивы собственной трудовой деятельности.

С 1961 года начинаются углубленные исследования проблемы трудового воспитания. В этих исследованиях рассматривались вопросы о содержании, методах, средствах, формах организации труда и его роли в воспитании личности ребенка.

Отличия труда от игры.

1. Ребенок при игре действует в воображаемом плане, а трудовая деятельность в реальной обстановке.

2. Труд – есть результат, игра – нет.

3. В игре ребенок не создает общественно значимых материальных ценностей.

4. Спецификой труда дошкольников является, то что он носит воспитывающий характер

5. Общественная значимость труда заключается в том, что удовлетворяется потребность в самоутверждении, познании собственных возможностей, труд сближает ребенка со взрослым.

Структура трудовой деятельности.

1. Цель: дети сами не могут ставить цель в труду, потому что они не могут удерживать в памяти учебную задачу. Действия их носят нецеленаправленный характер, а процессуальный (ведущая роль в младшем дошкольном возрасте принадлежит взрослому). Дети старшего дошкольного возраста в привычных ситуациях могут ставить цели сами, могут осознавать и отдаленные цели.

2. Мотивы

общественной значимости (сделать что-нибудь полезное для кого-то);

воспитательные мотивы;

получить положительную оценку взрослого;

повод вступить в общение со взрослым.

3. Планирование включает в себя организацию работы, исполнение, контроль и оценку, как отдельных компонентов, этапов, так и результат в целом. Ребенок должен представлять деятельность до конца.

4. Процесс труда. В процессе труда воспитываются трудовые навыки, настойчивость, потребность делать все аккуратно и правильно.

5. Результат труда. Для младших дошкольников важна положительная оценка взрослого. Старшего дошкольника интересует достижение практического материально представленного материала.

Задачи трудового воспитания.

1. Помощь ребенку в овладении трудовой деятельности, приобретение им трудовых навыков и умений.

2. Развитие личности ребенка в труде : развитие свойств и качеств личности, формирование взаимоотношений детей в процессе трудовой деятельности, приобретение социального опыта взаимодействия (стремление оказывать помощь друг другу).

Виды труда.

1. Самообслуживание – это труд, направленный на обслуживание самого себя. В младшем возрасте обязателен прием как показ способов выполнения действий, причем поэтапный и с объяснением; обязательно оказание помощи (доля помощи должна постепенно снижаться). Важна похвала, одобрение, обстановка, чтобы труд был в радость. У старших дошкольников в содержание самообслуживание входит и подготовка своего учебного места.

2. Хозяйственно-бытовой труд. Специфика – четко выраженная общественная значимость. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду. Содержание хозяйственно-бытового труда : труд по уборке помещения, стирка одежды для кукол, ремонт книг.

3. Труд в природе. Содержание труда : уход, выращивание растений. Специфика:

результат этого вида труда может быть выражен в материальном продукте (это сближает с трудом взрослых);

часто имеет отстроченный результат (надо ждать, у детей выраба-тывается выдержка, терпение);

ребенок имеет дело с живыми объектами, поэтому воспитательные задачи – осторожность, бережное отношение, ответственность.

позволяет развивать познавательные интересы: наблюдение за ростом и развитием растений, животных.

4. Ручной и художественный труд.

Специфика: направлен на удовлетворение эстетических потребностей. Этот вид труда развивает творчество, усидчивость, настойчивость. Художественный труд представлен в 2-х направлениях:

1. дети сами изготавливают поделки;

2. дети учатся украшать своими изделиями группу, участок.

5. Умственный труд. Этот вид труда выступает в виде логического решения какой-то задачи. Умственный труд сопровождает любой вид деятельности.

Формы и организация труда.

1. Поручение – первая форма организации трудовой деятельности. Поручения могут быть индивидуальными и групповыми, начинать надо с индивидуаль-ных. По продолжительности поручения могут быть кратковременными или длительными. По содержанию поручения должны соответствовать разным видам труда, должны быть доступными и понятными по мотивам и способам выполнения.

2. Дежурство – продолжительность дежурств бывает разной в зависимости от вида труда, возраста, воспитательной цели (разное дежурство, дежурство целый день, 2-3 дня максимум).

3. Совместный коллективный труд обеспечивает условия для формирования у детей умения согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы.

Общий труд предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребёнок выполняет какую-то часть работы самостоятельно, отвечает, имеет свой участок и отвечает только за себя.

Совместный труд предполагает взаимодействие детей и зависимость каждого от темпа качества работы других. Буре Р. М. распределяет детей по звеньям, каждое звено имеет своё трудовое задание.

Коллективный труд в нем наряду с трудовыми задачами решаются нравственные задачи : дети договариваются о разделении труда, помогают друг другу. Эта форма организации способствует воспитанию коллективных взаимоотношений.

Не каждый общий и совместный труд является коллективным, но коллективный труд является совместным. Рекомендуется, что общий труд возможен в средней группе, а совместным (коллективный) в старшей и подготовительной к школе группах.

Условия организации трудовой деятельности

1. Создание эмоционально положительной атмосферы (труд доставляет радость). Этому способствует музыкальное сопровождение : если дети заняты ручным трудом –тихая, спокойная музыка, при уборке помещений – бодрая, громкая.

2. Совместный труд детей со взрослыми (с родителями, с воспитателями)

3. Обсуждение результатов труда и пооощрение (значки, медали) .

4. Организация материальной среды и трудового оборудования.

Трудовое оборудование должно быть :

• подобрано в соответствии с возрастом;

• безопасно, не должно причинять вред здоровью и жизни ребёнка;

• хватать всем детям.

5. Учитывать индивидуальные интересы и склонности детей к тому или иному виду труда.

6. Трудом нельзя наказывать.

7. Трудовое воспитание служит фундаментом для формирования основ экономического воспитания.

Публикации по теме:

Презентация на тему «Помогаем каждый день, ведь трудиться нам не лень!» Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных.

Презентация «Трудовое воспитание в ДОУ» «Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад для педсовета «Трудовое воспитание в детском саду: структура, цели, задачи, условия трудовой деятельности»
Опубликовано: 19 апреля 2014 в 13:03
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад для педсовета «Трудовое воспитание в детском саду: структура, цели, задачи, условия трудовой деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Акатова (УИ 192156) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД