Ольга Юркина
Формирование действий с предметами-орудиями у детей второго года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
В начале второго года жизни у ребенка на основании повседневной практики действий с игрушками и бытовыми предметами складываются представления об их функциональном назначении, но он еще не владеет способами действий с ними.
Заботясь о полноценном психическом развитии маленького ребенка, мы должны помочь ему овладеть способами действия и применения предметов-орудий.
Задачи:
1. Создать условия для перехода детского любопытства в любознательность, познавательную потребность.
Публикация «Формирование действий с предметами-орудиями у детей второго года жизни» размещена в разделах
2. Развивать способность действовать с предметами-орудиями в соответствии с их свойствами и назначением.
3. Формировать у детей способность воспроизводить в игре действия с предметами-орудиями, наблюдаемые у взрослых.
4. Обобщать накопленный опыт и применять его в различных условиях.
Деятельность с предметами-орудиями формирует координацию движений: дети оценивают зрительно пространственные соотношения предметов и в соответствии с этим начинают действия их становятся более четкими, развивается глазомер. Игры-занятия с предметами-орудиями способствуют умственному развитию детей раннего возраста, формируют у них ряд новых полезных навыков, воспитывают настойчивость, направленность деятельности, способствуют обогащению словаря, стимулируют общение детей друг с другом и с воспитателем.
Формы работы : совместная деятельность с детьми (в процессе непосредственно-образовательной деятельности, на прогулке и режимных моментах, самостоятельная деятельность детей.
На втором году жизни во время режимных моментов становится задача научить ребенка пользоваться ложкой так, чтобы к полутора годам он мог самостоятельно кушать первые и вторые блюда.
Во время обучения используют:
Метод пассивных движений.
Фиксируют руку ребенка в своей руке; не позволяя переворачивать ложку, учит доносить ее до рта в горизонтальном положении.
Метод неоднократного повторения.
Отпускаем руку ребенка с пустой ложкой, и он погружает ее в тарелку, вновь наполняя. Когда навык закрепится (ребенок способен сам горизонтально донести ложку до губ и снять с нее пищу, можно считать, что обучение действиям приема пищи состоялось.
Далее с каждым приемом пищи умение будет оттачиваться. Проводим игры-занятия «Покорми мишку», «Кормление куклы».
Учим пользоваться расческой, показываем функциональное назначение расчески и формируем навык ее использования, переносим навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой).
С детьми от 1года до 1г 6месяцев, умеющими ходить, надо проводить игры-занятия, на которых они знакомятся с простейшими приспособлениями: веревочками, привязанными к игрушкам, палками-рукоятками, закрепленными на каталках. На каталках укреплены игрушки и дети с удовольствием катают петушка, бабочку, наблюдая их в движении.
Игры-занятия «Звени, колокольчик!», «Покатаем куклу»; игры с автомобилем подготавливают ребенка к использованию предметов-орудий.
С детьми от 1г6месяцев надо проводить игры-занятия с простейшими вспомогательными предметами : "Достань колечко», «Что в трубке лежит?», «Достань шарик», «Поехала куколка в гости»; игры с водой и игры с песком. Игры – занятия с водой знакомят детей со свойствами воды, создают у них хорошее настроение, вызывают радость.
Игры с водой:
«Уточка и утята»
«Переливание воды из чашечки»
«Забавное ситечко»
«Ловись, рыбка»
«Дождь идет»
Игры с водой проводятся в умывальной комнате или летом на прогулке.
В теплое время года организуются для детей игры с песком, показываем детям сухой и влажный песок, обращаем их внимание на то, что сухой сыплется, а влажный песок остается на ладошках. Дети должны научиться целенаправленно использовать совок, формочку, ведерко, уметь копать песок совочком, насыпать совочком песок в ведерко или формочку, «печь пироги» из песка с помощью формочки. Для игры песок обязательно должен быть увлажнен. Игры с песком проводятся в течение лета во время прогулки.
Игры с песком:
- Насыпаем горку для мышки.
- Насыпание песка совочком в ведерко. Строим высокую горку.
Показав способ употребления того или иного предмета, воспитатель следит, чтобы каждый ребенок научился правильно употреблять предмет, понял бы, что палочкой или иным подходящим предметом можно достать другой, отдаленный или труднодоступный для проявления самостоятельности ребенка, его смекалки и умелости.