Ольга Столярова
Преимущество технологии «Портфолио» в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад из личного опыта воспитателя высшей категории группы «Лесная полянка»
Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании.
Преимуществом технологии «Портфолио» в ДОУ является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, коллег, представляя собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы.
Публикация «Преимущество технологии „Портфолио“ в ДОУ» размещена в разделах
В группе «Лесная полянка», стало уже традицией использовать в воспитательной и образовательной работе технологию портфолио дошкольника.
Портфолио дошкольника дает возможность осознания ребё нком своего Я: собственных чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий, а также, это необходимая и важная «копилка» личных достижений воспитанников в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные и волнующие моменты своей жизни.
Внедряя данную технологию в течение 7 лет, мною были выявлены важные особенности, которые отображают помощь воспитателю в педагогическом процессе.
1. Портфолио является способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений дошкольника в определенный период его обучения.
2. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, знаний и умений.
3. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые воспитанником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, а также является важным элементом практико-ориентированного, деятельного подхода к образованию, демонстрирует усилия, прогресс и достижения ребенка в различных областях.
Так, странички из портфолио : «Моя семья», «Мои питомцы», «Мои друзья», «Мои путешествия», «Моя мечта», являются в нашей группе незаменимой частью в составлении описательных рассказов, рассказов из личного опыта в образовательной деятельности и в свободном общении между сверстниками.
Страничка «Мои достижения» пополняется дипломами, грамотами и медалями после традиционных групповых конкурсов, районных и международных интернет-конкурсов, что позволяет моим воспитанникам делится впечатлениями, испытывать радость от проделанной работы и ее результатов, и, конечно, стремиться самим к дальнейшим победам и стимулировать других.
4. Использование такой формы оценки учебных достижений, как портфолио дошкольника, позволяет создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха.
Главная цель портфолио дошкольника мною рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду. Ведение портфолио позволяет целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.
«Портфолио дошкольника» становится первым и очень важным проектом. В процессе работы над ним, к подготовительной группе, неизбежно происходит процесс осмысления своих первых достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
Работая по данной технологии, важно обратить внимание на некоторые факторы:
1. Самое главное, ввиду возрастных особенностей, при его составлении дошкольнику требуется постоянная помощь взрослых.
2. Портфолио дошкольника – это всегда портфолио-собственность. Это его любимая книга, которую он сам создавал вместе с родителями, воспитателями. В ней он выразил свои интересы, желания, мечты.
3. При этом портфолио дошкольника может нести оценочную функцию – «портфолио как инструмент комплексной диагностики» (Л. И. Адаменко, но в этом случае основная роль в определении его структуры и содержания принадлежит педагогу.
Для ребенка дошкольного возраста особое значение имеет оформление портфолио. Портфолио должен привлекать, заинтересовывать. Вместе с тем страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы.
Портфолио может иметь несколько видов, на выбор родителей:
- Электронное портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.
Но не все педагоги и родители владеют компьютерной программой Power Point, и не в каждом учреждении, особенно в группе есть компьютер.
- Портфолио-раскраска.
- Портфолио традиционное - в виде папки.
В группе «Лесная полянка», портфолио представляет собой папку с файлами, что позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новыми материалами.
Родители наших воспитанников стали союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально я начала привлекать активных и неравнодушных родителей, показав на примере работы с предыдущими воспитанниками. Подготовила систему консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.
Научила наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать. С помощью портфолио родители увидели своего ребенка со стороны, его желания, интересы.
Портфолио также мною используется как дополнительный материал при изучении семьи – уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, отметила, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.
Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать, замечать происходящие изменения и систематизировать их.