Папки-передвижки

Опыт работы «Детское портфолио как инновационная технология»

Изюмова Наталья
Опыт работы «Детское портфолио как инновационная технология»

«Основной смысл портфолио –

показать всё, на что способен ребёнок»

Новикова Т. Г.

Актуальность использования в практике работы с детьми технологии детского портфолио переоценить трудно.

На наш взгляд именно технология детского портфолио позволяет увидеть и оценить индивидуальные достижения детей всем участникам образовательных отношений – родителям, педагогам и в первую очередь самому ребёнку.

Публикация «Опыт работы „Детское портфолио как инновационная технология“» размещена в разделах

Цель технологии детского портфолио – создать условия для формирования личности ребёнка, открытия им своего образа «Я», отслеживание индивидуального развития ребёнка, его прогресса в образовательном контексте.

Задачи:

• создать ситуацию успеха для ребёнка;

• содействовать максимальному раскрытию его индивидуальных особенностей;

• развивать и расширять круг познавательных интересов;

• формировать установку на творческую деятельность;

• формировать положительные нравственные качества личности;

• способствовать приобретению и развитию умений рефлексии;

• создать условия практического применения приобретённых знаний и умений;

• наблюдать картину значимых образовательных достижений ребёнка.

Функции данной технологии :

• мотивировать к совместной деятельности самого ребёнка, его родителей (мотивационная);

• в процессе работы над портфолио охватывать разнообразное образовательное содержание и различные виды детской деятельности (содержательная);

• использовать огромный развивающий потенциал технологии (развивающая);

• уметь самому и учить ребёнка видеть цель (для чего ему нужно портфолио) и стремиться к её достижению (целеполагающая);

портфолио показывает ребёнка не только в группе сверстников в детском саду, но и за его пределами (в бассейне, на танцах, с родственниками, тем самым способствует его успешной социализации (социообразующая);

портфолио нужно для того, чтобы посторонний взрослый (учитель, психолог) смог составить представление о ребёнке, его семье, о том, как он развивался в дошкольном детстве (диагностическая);

• и, наконец, иметь сегодня портфолио – это престижно (рейтинговая).

Для успешной работы в технологии детского портфолио нужно соблюдать ряд условий, главное из которых – добровольность. Ни в коем случае мы не должны принуждать родителей и ребёнка к работе над портфолио, а только ненавязчиво рекламировать его очевидные плюсы и ожидаемые эффекты.

Ребёнок должен чётко осознавать, зачем ему портфолио.

Не бывает двух одинаковых портфолио, как не бывает двух одинаковых детей, каждое портфолио индивидуально и отличается от других оформлением, названиями и количеством рубрик и конечно содержанием.

Работа над детским портфолио обязательно ведётся в системе, недопустимо красиво оформить обложку и убрать на шкаф, забыв про него. С другой стороны, на наш взгляд, нельзя и определить, как часто портфолио будет пополняться (1 раз в неделю, в месяц или в квартал, всё зависит от ситуации.

Для ребёнка дошкольного возраста большое значение имеет внешняя привлекательность объекта или предмета и поэтому портфолио дошкольника должно быть красочным и ярким.

И последнее условие – детские портфолио должны быть в доступном для детей месте, для того, чтобы в любой момент ребёнок мог еще раз пережить приятные моменты собственных достижений, успехов с опорой на материальные объекты: грамоты, сертификаты, рисунки, фотографии.

Практика работы выявила типичные ошибки педагогов при работе с детским портфолио :

нарушение принципа добровольности: работа над портфолио ведётся вместе с ребёнком, материалы отбираются с учётом его мнения;

перенасыщение материалами и документами: папка «личных достижений» превращается в «зачётную книжку»;

• превращение портфолио в накопительную папку рисунков, аппликаций и т. д. ;

• изоляция ребёнка от работы с портфолио; нельзя забывать о том, что ребёнок – активный участник формирования своего портфолио, а воспитатель отвечает за сбор и систематизацию материалов;

• хранение портфолио в недоступном для детей месте;

• перенасыщение текстом; мы знаем, что дошкольники еще не умеют читать или читают плохо, поэтому оптимальное соотношение текста и визуальных объектов (рисунков, фотографий) 20 на 80, то есть 20 % - текста, а 80% всего остального.

Алгоритм запуска технологии детского портфолио :

1 шаг – мотивация к работе над портфолио, осознание ребенком, зачем ему портфолио;

2 шаг – определение времени работы над портфолио;

3 шаг – определение структуры портфолио вместе с ребёнком;

4 шаг – определение критериев оценивания;

5 шаг– определение способов оценивания и представления портфолио (презентации).

В качестве критериев мы выбрали всего 3 позиции:

- полнота и разносторонность представленных материалов;

- степень участия ребёнка в формировании и оформлении собственного портфолио;

- единство стиля, эстетика и оригинальность оформления.

Этапы работы :

I – постановочный (мотивация, структура портфолио, сроки работы, место хранения)

II – поисковый (сбор информации, её отбор, взаимодействие с семьёй, специалистами детского сада)

III – презентация портфолио родителям, сверстникам, детям другой группы и т. д.

Рубрики в портфолио могут быть самыми разнообразными, всё зависит от желания и креативности ребёнка и взрослых.

Примерный рубрикатор:

«Здравствуйте, это я»

«Моя группа»

«Мои друзья»

«Моё творчество» («Золотые ручки»)

«Мои успехи»

«Мои достижения»и т. д.

Если говорить о видах портфолио, то сегодня их уже несколько:

- это веб-портфолио (существуют специальные порталы, на которых можно его создать,

- электронные портфолио или портфолио-презентации.

- портфолио-раскраска, так как листы в нём напечатаны в черно-белом цвете и ребёнок самостоятельно их раскрашивает в процессе работы над портфолио.

- наиболее распространёнными и удобными являются печатные портфолио с готовыми титульными листами и разделителями, «пустографами», куда можно заносить информацию.

- полностью рукотворное портфолио.

С чего начать?

Рассказать детям о планируемой работе, максимально доступно объяснив цели и прогнозируемый результат. Показать детям уже готовые образцы, тем самым мотивируя их к совместной деятельности. Предложить самостоятельно оформить первый раздел портфолио (рубрики «Здравствуйте, это Я»,«Мои друзья», «Моя группа»).

Продолжить формировать детское портфолио, оформляя вместе с ребё нком рубрики: «Моё творчество», «Мои достижения», «Мои успехи». Вести работу в системе, постоянно пополняя детское портфолио не только его рисунками, но и фотографиями, образцами речетворчества (рассказы, стихи, сочинённые ребёнком, записями интересных случаев, произошедших с ребёнком в детском саду, фиксацией его успехов.

Надо постоянно напоминанать о необходимости пополнения портфолио, помня о том, что портфолио – важнейшая точка соприкосновения во взаимодействии «воспитатель-ребёнок».

Формы работы с детьми в технологии детского портфолио :

• самостоятельное рассматривание портфолио всеми детьми группы, возможность ребёнка ещё раз пережить приятные моменты, моменты успеха, радости, гордости с опорой на материальные объекты: грамоты, сертификаты и т. д. (детское портфолио хранится в группе в доступном для детей месте);

• мини-презентация рубрик портфолио детям группы с целью формирования навыков публичного выступления.

Итак, детское портфолио – это :

технология, обеспечивающая личностно-ориентированный подход воспитания и образования детей;

• способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определённый период развития ребёнка;

• коллекция работ ребёнка, которая демонстрирует его усилия, прогресс, личные достижения, возможность для ребёнка ещё раз пережить моменты успеха;

• инструмент комплексной оценки уровня развития индивидуальных качеств, возможностей и способностей ребёнка, способ анализа индивидуальных достижений для выстраивания траектории развития;

• форма работы с детьми.

Работа в технологии детского портфолио позволяет воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребёнке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъективные проявления детей, что особенно важно для дошкольного возраста.

Список литературы:

1. Материалы вебинара издательства «Учитель» «Портфолио дошкольника как инновационная технология в образовательном процессе и реализация преемственности между ДОО и начальной школой», ведущая вебинара Черноиванова Н. Н., старший методист издательства «Учитель» (2016 г.)

2. Материалы вебинара Межрегионального центра поддержки творчества и инноваций «Микс» использования технологии «Портфолио» в практике работы ДОО», ведущая вебинара Михайлова И. В., ассистент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования ФГБОУ ВО ПИ «ИГУ» (2016 г.)

Публикации по теме:

«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.

Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольниковЦветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.

Дидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗДидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗ Семинар- практикум для педагогов ДОУ. Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.   Античная поговорка В современноммире активно происходят процессы.

Консультация для педагогов «Игровая инновационная технология «Лэпбук»Консультация для педагогов «Игровая инновационная технология «Лэпбук» Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует нас, педагогов, на создание благоприятных условий для.

Консультация для педагогов «Технология портфолио дошкольника» В условиях постоянного обновления системы образования важным инновационным направлением является внедрение в образовательный процесс современных.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Педагогический опыт и портфолио воспитателяПедагогический опыт и портфолио воспитателя Педагогический опыт и портфолио воспитателя МБДОУ «Кемлянский детский сад «Радуга» комбинированного вида» Шароновой Лидии Борисовны «Дидактическая.

Портфолио дошкольника «Мой опыт работы»Портфолио дошкольника «Мой опыт работы» Каждому педагогу хорошо известно, что такое портфолио, какие цели оно преследует и для чего нужно в целом. Портфолио –это своеобразный.

Тико-конструктор как эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возрастаТико-конструктор как эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста Работая в детском саду, мы постоянно применяем инновационные игровые технологии. С ТИКО – конструктором «Фантазёр», наши дети познакомились.

Электронное портфолио педагога на международном образовательном портале MAAM как инновационная педагогическая технология Электронное портфолио педагога на международном образовательном портале Maam как инновационная педагогическая технологияМузыкальный руководитель.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Опыт работы «Детское портфолио как инновационная технология»
Опубликовано: 28 апреля 2020 в 05:30
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД