Изюмова Наталья
Опыт работы «Детское портфолио как инновационная технология»
▼ Скачать + Заказать документы
«Основной смысл портфолио –
показать всё, на что способен ребёнок»
Новикова Т. Г.
Актуальность использования в практике работы с детьми технологии детского портфолио переоценить трудно.
На наш взгляд именно технология детского портфолио позволяет увидеть и оценить индивидуальные достижения детей всем участникам образовательных отношений – родителям, педагогам и в первую очередь самому ребёнку.
Публикация «Опыт работы „Детское портфолио как инновационная технология“» размещена в разделах
Цель технологии детского портфолио – создать условия для формирования личности ребёнка, открытия им своего образа «Я», отслеживание индивидуального развития ребёнка, его прогресса в образовательном контексте.
Задачи:
• создать ситуацию успеха для ребёнка;
• содействовать максимальному раскрытию его индивидуальных особенностей;
• развивать и расширять круг познавательных интересов;
• формировать установку на творческую деятельность;
• формировать положительные нравственные качества личности;
• способствовать приобретению и развитию умений рефлексии;
• создать условия практического применения приобретённых знаний и умений;
• наблюдать картину значимых образовательных достижений ребёнка.
Функции данной технологии :
• мотивировать к совместной деятельности самого ребёнка, его родителей (мотивационная);
• в процессе работы над портфолио охватывать разнообразное образовательное содержание и различные виды детской деятельности (содержательная);
• использовать огромный развивающий потенциал технологии (развивающая);
• уметь самому и учить ребёнка видеть цель (для чего ему нужно портфолио) и стремиться к её достижению (целеполагающая);
• портфолио показывает ребёнка не только в группе сверстников в детском саду, но и за его пределами (в бассейне, на танцах, с родственниками, тем самым способствует его успешной социализации (социообразующая);
• портфолио нужно для того, чтобы посторонний взрослый (учитель, психолог) смог составить представление о ребёнке, его семье, о том, как он развивался в дошкольном детстве (диагностическая);
• и, наконец, иметь сегодня портфолио – это престижно (рейтинговая).
Для успешной работы в технологии детского портфолио нужно соблюдать ряд условий, главное из которых – добровольность. Ни в коем случае мы не должны принуждать родителей и ребёнка к работе над портфолио, а только ненавязчиво рекламировать его очевидные плюсы и ожидаемые эффекты.
Ребёнок должен чётко осознавать, зачем ему портфолио.
Не бывает двух одинаковых портфолио, как не бывает двух одинаковых детей, каждое портфолио индивидуально и отличается от других оформлением, названиями и количеством рубрик и конечно содержанием.
Работа над детским портфолио обязательно ведётся в системе, недопустимо красиво оформить обложку и убрать на шкаф, забыв про него. С другой стороны, на наш взгляд, нельзя и определить, как часто портфолио будет пополняться (1 раз в неделю, в месяц или в квартал, всё зависит от ситуации.
Для ребёнка дошкольного возраста большое значение имеет внешняя привлекательность объекта или предмета и поэтому портфолио дошкольника должно быть красочным и ярким.
И последнее условие – детские портфолио должны быть в доступном для детей месте, для того, чтобы в любой момент ребёнок мог еще раз пережить приятные моменты собственных достижений, успехов с опорой на материальные объекты: грамоты, сертификаты, рисунки, фотографии.
Практика работы выявила типичные ошибки педагогов при работе с детским портфолио :
• нарушение принципа добровольности: работа над портфолио ведётся вместе с ребёнком, материалы отбираются с учётом его мнения;
• перенасыщение материалами и документами: папка «личных достижений» превращается в «зачётную книжку»;
• превращение портфолио в накопительную папку рисунков, аппликаций и т. д. ;
• изоляция ребёнка от работы с портфолио; нельзя забывать о том, что ребёнок – активный участник формирования своего портфолио, а воспитатель отвечает за сбор и систематизацию материалов;
• хранение портфолио в недоступном для детей месте;
• перенасыщение текстом; мы знаем, что дошкольники еще не умеют читать или читают плохо, поэтому оптимальное соотношение текста и визуальных объектов (рисунков, фотографий) 20 на 80, то есть 20 % - текста, а 80% всего остального.
Алгоритм запуска технологии детского портфолио :
1 шаг – мотивация к работе над портфолио, осознание ребенком, зачем ему портфолио;
2 шаг – определение времени работы над портфолио;
3 шаг – определение структуры портфолио вместе с ребёнком;
4 шаг – определение критериев оценивания;
5 шаг– определение способов оценивания и представления портфолио (презентации).
В качестве критериев мы выбрали всего 3 позиции:
- полнота и разносторонность представленных материалов;
- степень участия ребёнка в формировании и оформлении собственного портфолио;
- единство стиля, эстетика и оригинальность оформления.
Этапы работы :
I – постановочный (мотивация, структура портфолио, сроки работы, место хранения)
II – поисковый (сбор информации, её отбор, взаимодействие с семьёй, специалистами детского сада)
III – презентация портфолио родителям, сверстникам, детям другой группы и т. д.
Рубрики в портфолио могут быть самыми разнообразными, всё зависит от желания и креативности ребёнка и взрослых.
Примерный рубрикатор:
• «Здравствуйте, это я»
• «Моя группа»
• «Мои друзья»
• «Моё творчество» («Золотые ручки»)
• «Мои успехи»
• «Мои достижения»и т. д.
Если говорить о видах портфолио, то сегодня их уже несколько:
- это веб-портфолио (существуют специальные порталы, на которых можно его создать,
- электронные портфолио или портфолио-презентации.
- портфолио-раскраска, так как листы в нём напечатаны в черно-белом цвете и ребёнок самостоятельно их раскрашивает в процессе работы над портфолио.
- наиболее распространёнными и удобными являются печатные портфолио с готовыми титульными листами и разделителями, «пустографами», куда можно заносить информацию.
- полностью рукотворное портфолио.
С чего начать?
Рассказать детям о планируемой работе, максимально доступно объяснив цели и прогнозируемый результат. Показать детям уже готовые образцы, тем самым мотивируя их к совместной деятельности. Предложить самостоятельно оформить первый раздел портфолио (рубрики «Здравствуйте, это Я»,«Мои друзья», «Моя группа»).
Продолжить формировать детское портфолио, оформляя вместе с ребё нком рубрики: «Моё творчество», «Мои достижения», «Мои успехи». Вести работу в системе, постоянно пополняя детское портфолио не только его рисунками, но и фотографиями, образцами речетворчества (рассказы, стихи, сочинённые ребёнком, записями интересных случаев, произошедших с ребёнком в детском саду, фиксацией его успехов.
Надо постоянно напоминанать о необходимости пополнения портфолио, помня о том, что портфолио – важнейшая точка соприкосновения во взаимодействии «воспитатель-ребёнок».
Формы работы с детьми в технологии детского портфолио :
• самостоятельное рассматривание портфолио всеми детьми группы, возможность ребёнка ещё раз пережить приятные моменты, моменты успеха, радости, гордости с опорой на материальные объекты: грамоты, сертификаты и т. д. (детское портфолио хранится в группе в доступном для детей месте);
• мини-презентация рубрик портфолио детям группы с целью формирования навыков публичного выступления.
Итак, детское портфолио – это :
• технология, обеспечивающая личностно-ориентированный подход воспитания и образования детей;
• способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определённый период развития ребёнка;
• коллекция работ ребёнка, которая демонстрирует его усилия, прогресс, личные достижения, возможность для ребёнка ещё раз пережить моменты успеха;
• инструмент комплексной оценки уровня развития индивидуальных качеств, возможностей и способностей ребёнка, способ анализа индивидуальных достижений для выстраивания траектории развития;
• форма работы с детьми.
Работа в технологии детского портфолио позволяет воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребёнке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъективные проявления детей, что особенно важно для дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Материалы вебинара издательства «Учитель» «Портфолио дошкольника как инновационная технология в образовательном процессе и реализация преемственности между ДОО и начальной школой», ведущая вебинара Черноиванова Н. Н., старший методист издательства «Учитель» (2016 г.)
2. Материалы вебинара Межрегионального центра поддержки творчества и инноваций «Микс» использования технологии «Портфолио» в практике работы ДОО», ведущая вебинара Михайлова И. В., ассистент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования ФГБОУ ВО ПИ «ИГУ» (2016 г.)