Наталия Ворушило
Доклад из опыта работы на тему: «Изобразительная деятельность как метод воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые, коллеги, хочу поделиться опытом работы своего изо кружка.
Доклад мой на тему : «Изобразительная деятельность как метод воспитания»
Публикация «Доклад из опыта работы на тему: „Изобразительная деятельность как метод воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Считаю, что именно в детском саду закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка. Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком.
Для этого мы и должны создать условия. Поэтому уже несколько лет наш детский сад использует в своей работе приоритетное направление по художественно – эстетическому воспитанию.
На базе нашего детского сада в 2007 учебном году я начала свою работу по дополнительному образованию в ИЗО кружке «Карандашик».
Кружок посещают дети старшей и подготовительной к школе группы. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 25 минут.
Актуальность. Занятия в кружке позволяют развивать у детей коммуникативные навыки в процессе рисования.
Перед началом работы кружка была поставлена цель: развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художествественные способности в процессе комментированного рисования, формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.
Выделены задачи кружка:
Обучающая: учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе комментированного рисования.
Развивающая: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательная : формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
Новизна. Организуя работу кружка мною были изучены методические пособия и литература по обучению детей дошкольного возраста, теоретические основы художественно – эстетического воспитания, образования и развития детей, на основе которого по материалам можно сделать вывод, что специфика формирования эстетического отношения определяется в первую очередь способами восприятия мира ребенком и обуславливается особенностями его внутреннего мира такими, как :
- повышенная эмоциональная отзывчивость;
- острота видения;
- глубина художественных впечатлений;
- правдивость, искренность, содержательность, яркость, красочность воспринимаемых и создаваемых образов;
- стремление к экспериментированию при эстетическом освоении мира.
Продолжительное время основной задачей в работе кружка было обучение детей изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования, но практика работы с детьми и полученное мною образование по специальностям – «Дошкольное образование», воспитатель детей дошкольного возраста; руководитель изобразительной деятельностью; «Логопедия», учитель – логопед, подтолкнули меня к мысли, что для гармоничного развития личности необходимо иметь правильную речь.
Исходя из этого, для организации кружковой работы с детьми, мной в 2009 г была подобрана методика комментированного рисования (автор - Н. В. Микляева, которая ставит задачи развития не только изобразительных навыков, но речевого и интеллектуального развития детей. Главным содержанием видов деятельности в рамках данной методики выступает процесс «открытие мира» с использованием установки говорения на русском языке.
В ходе работы мною было отмечено, что у детей дошкольного возраста недостаточно развиты психические процессы: внимание, память, воображение, внимание; пальцы рук неловки, движения неточны. Детям трудно нарисовать задуманный сюжет. Поэтому дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия.
Для того чтобы малыши почувствовали уверенность в себе, мною проводилась специальная работа по развитию цветовосприятия и цветоразличения; по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных техник, развитие коммуникативных навыков.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии, речи.
Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивает речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками, свечей и др.
В процессе комментированного рисования, воспитанники вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.
При проведении занятий я придерживаюсь основным правилам:
1. Использование приема транслирования информации,
2. Отбор тематического содержания,
3. Главный герой рисования – ребенок,
4. Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка,
5. Педагог создает схематические изображения,
6. Не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показать посредством изобразительных действий,
7. В качестве «физкультминутки» - используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.
Все занятия строятся по коммуникативному принципу:
1. Создание оптимальных условий для мотивации детской речи,
2. Обеспечение главных условий общения,
3. Стимуляция и поддержание речевой инициативы,
4. Использование различных коммуникативных средств.
Занятия кружка имеют отличия в своей структуре:
1. Создание положительного отношения к теме и способу ее реализации,
2. Коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением создания и сюжета рисунка (не более 10 минут,
3. Динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики,
4. Рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной ситуации,
5. Словесные игры, игры – драматизации.
Итогом деятельности кружка является :
организация выставок;
оформление эстетической развивающей среды в группе;
создание в группе театрального, музыкального, национального и изобразительного уголков;
тесная связь и взаимодействие детского сада с семьей (выставки).
Гибкая форма организации детской творчества позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, уровень овладения навыками рисования и речи.
Два раза в год с детьми проводится диагностика уровня художественно – эстетического развития детей. Где мы можем видит результаты своей работы