Лучший педагог года

Доклад «Мы не должны забывать о своем прошлом» Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным

Светлана Ощепкова
Доклад «Мы не должны забывать о своем прошлом» Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад «Березка» поселок Малые Арбаты

655746, Республика Хакасия, Таштыпский район, поселок Малые Арбаты,

ул. Советская 40 А e-mail : berezka_1953@mail.ru тел. 8-390-46-2-73-82

Доклад

«Мы не должны забывать о своем прошлом»

Подготовила:

Ощепкова С. И.

воспитатель

МБДОУ детский сад «Березка»

п. Малые Арбаты

«Воспитание, если оно не хочет быть

бессильным, должно быть народным»

Публикация «Доклад „Мы не должны забывать о своем прошлом“ Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным» размещена в разделах

К. Д. Ушинский.

Важнейшим составляющим музейной педагогики я считаю, является формирование любви к родному краю, к настоящему и прошлому страны и приобщение детей к истокам народной культуры. Каждый народ во все времена умел прививать качества и навыки, необходимые в жизни. Одной из основных причин недостатков в воспитании дошкольников в современном обществе является отрыв от этой самой национальной культуры, ослабление в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей. Проблема музейной педагогики и нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Каждый человек с момента своего рождения познает окружающий мир: маму с ее теплотой и ласковой заботливостью, детский уголок с игрушками, улицу с обитателями, луг, леса, где он бегает и играет, где впервые знакомится с множеством предметов, явлений, событий. Достичь этого возможно при создании развивающей, эстетической, полихудожественной среды.

Я поставила перед собой задачу донести до воспитанников, что они являются носителями культуры, национальных традиций и обычаев своего народа и народа,

проживающего на нашей территории.

Работая по программе развития и воспитания детей «Детство» и опираясь на рекомендации авторов этой программы по нравственно-патриотическому воспитанию, в детском саду мною и работниками детского сада

разработаны были и составлены рабочие программы по нравственно-патриотическому воспитанию и музейной педагогике. Созданы уголки национальной культуры: мини-макеты «Русская изба» и «Хакасская юрта».

Я думаю, что система работы по

музейной педагогики требует организации определенных условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Поэтому совместно с педагогами школы и педагогами детского сада было принято решение создать народный музей. В результате кропотливой работы был открыт музей, который знакомит с тремя национальными культурами, проживающими на нашей территории: русской, хакасской, немецкой и особая гордость- это наш небольшой раздел музея, а точнее самостоятельный музей боевой славы, где по крупицам были собраны бесценные экспонаты времен Великой Отечественной войны.

Каждый раздел музея представлен по-своему. Русский быт воссоздан в обстановки русской избы. Войдя в «избу» попадаешь в сказочный, необычный мир. Деревянные стены увешаны расписными рушниками, на полках посуда, игрушки, отразившие все разнообразие народных промыслов : золотая хохлома, снежно-голубая гжель, расписные деревянные ложки. На полу расстелены домотканые половики. Есть печка, чугуночки, сито, коромысло с ведрами, тяжелые чугунные утюги. У печи стоит расписной сундук, именно в нем бабушки хранили приданное. А рядом – настоящая старинная прялка.

Рядом с «русской избой» расположилась немецкая комната, с её знаменитой швейной машинкой «Зингер», приспособлением для производства колбасы, полка с немецкой старинной библией и

книгами, кровать с расшитыми подушками; на стене висит ковер с вышитой немецкой надписью.

Войдя в хакасскую юрту можно сразу же увидеть в центре чайник, подвешенный над костром; хакасские платья, рубахи; хакасскую «морду» для ловли рыбы, посуду с хакасскими орнаментами и расшитые одеяла на топчане.

Музей «боевой славы» - это бережно хранимые нами боевые и трудовые награды ветеранов ВОВ, письма и фотографии, подлинные вещи тех лет.»

Прежде чем начать работу по музейной педагогике с детьми дошкольного возраста я составила перспективные планы по двум национальностям: русской и немецкой. Планы в процессе реализации дополняются и изменяются. Все занятия объединены в тематические блоки:

I блок - русская изба «Горенка»;

II блок – немецкая комната «В гостях у бабушки Катрин»;

В русской избе «Горенка» я знакомлю детей с историей и культурой русского народа.

На специальных занятиях дети узнают о предметах быта, о пословицах, поговорках, потешках и играх; читаем сказки; провожу занятия по народной декоративной росписи и т. д. Одним из главных средств приобщения детей к национальной культуре являются

праздники. В детском саду я провела праздники:

1. Физкультурный досуг «Богатырская сила», «Праздник

русской рубахи».

1. Веселые старты «Мы едем спасать Елену Прекрасную».

2. Выпускной вечер «Емеля спешит в школу».

3. Фольклорный праздник «В Горенке».

4. Развлечения «Масленица», «Коляда, коляда на кануне

рождества».

5. Развлечение «Масленица».

Знакомя детей с культурой немецкого народа, проводила экскурсию по немецкой комнате; знакомила с предметами быта, домашней утварью, одеждой; научила здороваться и прощать по-немецки. В комнате читала немецкие сказки: «Горшочек каши», «Метелица» и др. ; разучивали немецкие стихи, играли в игры.

Итогом проделанной работы стали: развлечение «Праздник урожая» (совместно с первым классом школы, утренник «Новогодний сапожок»,открытое занятие «В горенке» на районном методическом объединении, участие в районном конкурсе «Воспитатель года», выступление на районном форуме «Образование глазами родителей, общественности и молодежи», на районном методическом объединении (на базе нашего детского сада) по нравственно-патриотическому воспитанию, на республиканском семинаре «Проблемы создания и развития музеев в образовательном учреждении», районной конференции по гуманной педагогике.

Особое эмоциональное впечатление, имеющие духовно-нравственное, патриотическое воспитательное значение дети получают от общения с нашими уважаемыми ветеранами Великой Отечественной войны. На 9 мая дети своими руками делали подарки,

посещали участником ВОВ на дому, приглашали на утренник к себе в музей, выступали на концерте в СДК, вместе с ветераном ВОВ Молодецким Николаем Ивановичем, возложили цветы к памятнику, погибших воинов ВОВ.

Тесный контакт поддерживаю и с родителями воспитанников, так как именно в семье закладываются первые представления ребенка об окружающем мире, добре, справедливости и долге. Для них проводились тематические родительские собрания: посиделки «Праздник чая в семейном кругу», познавательно-игровая викторина «Мы дети- планеты Земля», выставки «Дары осени», консультации. И мне очень приятно видеть, что и у родителей появляется интерес к истории своего народа, любовь к Родине. Любовь к Родине… и важно, и сложно, и нужно.

Вся такая система работы – богатейший материал для развития культурно-творческого и эмоционального потенциала каждого ребенка, его познавательной и интеллектуальной сферы.

Продуктивной деятельности, личностного, нравственно-патриотического развития, при котором складывается национальное мировоззрение, необыкновенное чувство любви и уважение к родным корням и многие другие качества, которые трудно, а Рис. 6

подчас и невозможно воспитать без подобной системы работы.

1. «Музейная педагогика». : под ред. Морозовой А. Н., Мельниковой О. В., М. :-2006.

2. Князева О. Л., «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Детство-Пресс,2000.

3. «Центр немецкой культуры»., №3, 2000.

Публикации по теме:

Конспект НОД во второй младшей группе «Должно быть всем понятно — чистым быть приятно!» Программное содержание: закрепить название предметов туалета и их назначение, развивать речь детей, умение называть характерные признаки.

У всех детей должно быть Детство! У каждого ребёнка должна быть семья!У всех детей должно быть Детство! У каждого ребёнка должна быть семья! Я- рядовой педагог дополнительного образования, работаю в Иркутском детском доме-интернат для умственно отсталых детей: веду студию "ЛоконЪ".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Мы не должны забывать о своем прошлом» Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным
Опубликовано: 26 мая 2015 в 04:29
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД