Наталья Булатова
Доклад на педагогическом совете «Формирование основ социальной компетенции у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Социальная компетентность - это процесс усвоения и дальнейшего развития ребенком социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций и правил.
В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, обществу необходим активный человек с высокоразвитым творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающими, конструктивно решающий возникающие проблемы.
Публикация «Доклад на педагогическом совете „Формирование основ социальной компетенции у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Приоритетным в формировании основ социальной компетенции детей младшего дошкольного возраста является воспитание ценностных, нравственных качеств ребенка способного к позитивному поведению в социуме.
В рамках реализации программы у малышей закладываются основы норм поведения, убеждений, привычек. У ребенка появляется социальная ориентация на точку зрения другого человека, на его эмоциональное состояние, отношение к действию другого как к поступку.
Ребенок открывает свое «Я», выделяет себя из мира, начинает осознавать, что не похож на других.
Ведущее место в реализации программного содержания принадлежит развивающим играм и речевым упражнениям, гуманному отношению к ребенку, принятие его как личности, представление самостоятельности, интенсивное освоение социальной культуры через игру, образовательную деятельность. Общение имеет решающее значение для социализации ребенка, которая происходит не только посредством накопления опыта поведения, но и путем освоения основ морали.
Главная задача этого направления состоит в том, чтобы содействовать становлению ребенка как маленькой личности, ее индивидуальности и неповторимости.
Решение этой задачи осуществляется практически на всех занятиях: математике, развитии речи, музыке, рисовании, познавательных играх.
В младшем дошкольном возрасте игра - основной вид деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Игру в жизни детей трудно переоценить. Именно в игре ребенок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни. Он учится взаимодействовать со сверстниками, чувствовать их, соизмерять и проявлять свои возможности. И от того, как у него это будет получаться, во многом будет зависеть формирование его успешного жизненного стиля. Важно отметить развивающую, профилактическую и корректирующую функции игр, особенно народных. Русский народ мудр, в созданных им играх тренируются смекалка, стремление быть первым, ловкость, умение соотносить свои желания с желаниями участников игр. Игра дает возможность моделировать разные ситуации, искать выход из конфликтов, обогащать социальный опыт. Игра, являясь любимой естественной деятельностью ребенка, помогает ему адаптироваться в сложном мире социальных отношений. В игре и ребенок, и взрослый конструирует самих себя, стараются быть лучше. В сюжетных играх решается основная проблема детства - поиск своего места среди взрослых людей. Через сюжетную игру ребенок устанавливает свою принадлежность к социальному миру, ищет для себя новые возможности. В ней отражаются представления ребенка об окружающем мире: мире вещей, людей и человеческих отношений. Развивается творческая активность: выдвижение идей; придумывание разнообразных сюжетов игр, оригинальных замыслов. В младшей группе интересы малышей еще неустойчивы, они часто переключаются с одной роли на другую, зачастую меняют сюжет игры. Поэтому обогащение детей новыми знаниями и представлениями необходимых для сюжетной игры, я старалась проводить доступно и занимательно. Для этого применяла, например, дидактические игры типа «Оденем куклу Машу на прогулку», «Кукла Таня заболела», которые отображают трудовые действия взрослых; использовала знакомые детям потешки и песенки. Так же в этом возрасте у детей возникает интерес к игре сверстников, который может вначале проявляться в отношении к игрушке. Так у одной куклы зачастую появлялись две мамы, у одной машины – два шофера, дети отбирают игрушки друг у друга. И не могут согласовать свои действия. Поэтому, я старалась увлечь их совместными действиями с игрушкой, т. е распределить роли, обговорить игровые действия персонажей, чтобы появились две куклы и две мамы, две машины и два шофера.
Таким образом, в работе с детьми 2-3 лет одной из важных задач является формирование простейших навыков совместной игры. Поэтому нужно помогать малышам развивать содержание игр.
Хорошую помощь в развитии в этом оказывают:
- наводящие вопросы,
- напоминания и советы,
- совместный подбор атрибутов,
- индивидуальная беседа,
- рассказ о том или ином действующем лице.
Нужно помнить, что если дети по-настоящему увлечены игровой роль, то они играют всерьез, искренне переживая все чувства своего героя. И именно поэтому надо стараться поддерживать интерес к роли, в ходе игры обучать малышей необходимым умениям, подсказывать какие-то действия. Ни в коем случае нельзя подавлять инициативу детей.
Все эти методы и приемы направлены на то, чтобы игра стала для детей интересной, увлекательной и самостоятельной деятельностью. Чтобы каждый ребенок мог проявить свои способности, умения устанавливать социально-положительные контакты со сверстниками.
Среди показателей социально-личностного развития дошкольников исследователи отмечают адекватные способы общения с близкими взрослыми, ориентировку в окружающем предметном мире, в представлениях о самом себе, о событиях собственной жизни и о своей деятельности, а также о явлениях общественной жизни. Усвоение ребёнком общественного опыта происходит также в процессе становления предметно-игровой деятельности, продуктивных её видов, обучения. Именно в этот период (с 2 до 3 лет) малыш начинает осознавать, что имеет индивидуальное имя, которое слышит, узнаёт, ласковые варианты которого знает. Ребёнок выделяет себя как персону.
Я пришла к выводу, что для формирования у малыша положительного отношения к себе нужно создавать такие условия, чтобы ребенок чувствовал свою значимость для окружающих, их любовь и был уверен в том, что всегда получит поддержку и помощь с их стороны. Такое позитивное отношение укрепляет доверие ребёнка к миру взрослых и обеспечивает возможность активно и эффективно его осваивать. Важно проявлять интерес к чувствам ребенка и предпочтениям, разговаривать с ним о родителях, о событиях в его жизни, любимых играх, игрушках. Педагоги и родители должны чутко реагировать на все переживания малыша, радоваться вместе с ним, сочувствовать при огорчении, помогать понять причину того или иного переживания, выразив её словами. Значительным достижением данного возрастного периода является развитие социальных навыков. Они формируются в ходе ежедневных процедур, которые занимают большую часть времени, проводимого малышом в детском саду. В процессе умывания, одевания, приёма пищи он обу чается различным действиям: брать мыло и намыливать руки, открывать кран, надевать колготки, застёгивать и расстёгивать застёжки на одежде, обуви. Постепенно дети учатся самостоятельно умываться, одеваться и т. п. Участвуя вместе с воспитателями в повседневных делах, следуя примеру взрослых, они приобретают социальные навыки. Главное, к чему должны стремиться воспитатели (и родители, проводя ежедневные процедуры, это создавать доброжелательную атмосферу сотрудничества (лучше с использованием потешек, прибауток). Приучая детей к самостоятельности, необходимо учитывать инди видуальные особенности каждого: не предлагать непосильные для малыша действия, не выполнять за него то, что он может сделать сам, называть ребёнка только по имени. Социальные навыки не должны рассматриваться как простое обеспечение физиологических нужд ребёнка. Все процедуры и то, как они проводятся, составляют важную часть педагогического процесса. В эти моменты открывается возможность индивидуального общения воспитателя (родителя) с малышом, повод побыть с ним один на один, поговорить. Их нужно использовать для установления доверительных отношений, укрепления эмоциональной связи между ребёнком и взрослым. В ходе ежедневных процедур, беседуя с малышом, взрослый называет предметы и действия, что-то объясняет, спрашивает, отвечает на вопросы, читает стихи — всё это способствует познавательно-речевому развитию ребёнка. Наиболее успешно разнообразные социальные навыки формируются у детей третьего года жизни в процессе сотрудничества со взрослыми, когда они наблюдают за их деятельностью и включаются в неё. Правила этикета дети легче усваивают, если взрослые в семье и в детском саду служат примером для подражания. Малыши учатся быть вежливыми, следуя правилам: здороваться при встрече и прощаться при расставании; благодарить за помощь, за подарок; пользоваться салфеткой и носовым платком; желать приятного аппетита и спокойной ночи; извиняться, если нечаянно причинил кому-то неприятность; спрашивать разрешения, если хочется присоединиться к игре других детей или взять чью-то игрушку, не перебивать старших. Социальный опыт приобретается ребенком постоянно, как под руководством взрослого, так и самостоятельно. Условием успешного социального развития дошкольника является разнообразное общение с взрослыми и сверстниками.
О выпускнике дошкольного учреждения можно сказать, что он социально-компетентен, если он:
- проявляет доброжелательное, заботливое отношения к окружающим: взрослым и сверстникам, умеет устанавливать и поддерживать отношения с ними;
- владеет представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо», соблюдает элементарные общепринятые нормы поведения;
- приобрел навыки общения, коммуникабельности, использует в речи выражения желаний и чувств, владеет формулами речевого этикета;
- умеет строить взаимоотношения с другими детьми, взрослыми в соответствии с нравственными нормами и общечеловеческими ценностями.