Папки-передвижки

Доклад на педагогическом совете «Формирование основ социальной компетенции у детей младшего дошкольного возраста»

Наталья Булатова
Доклад на педагогическом совете «Формирование основ социальной компетенции у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Социальная компетентность - это процесс усвоения и дальнейшего развития ребенком социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций и правил.

В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, обществу необходим активный человек с высокоразвитым творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающими, конструктивно решающий возникающие проблемы.

Публикация «Доклад на педагогическом совете „Формирование основ социальной компетенции у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Приоритетным в формировании основ социальной компетенции детей младшего дошкольного возраста является воспитание ценностных, нравственных качеств ребенка способного к позитивному поведению в социуме.

В рамках реализации программы у малышей закладываются основы норм поведения, убеждений, привычек. У ребенка появляется социальная ориентация на точку зрения другого человека, на его эмоциональное состояние, отношение к действию другого как к поступку.

Ребенок открывает свое «Я», выделяет себя из мира, начинает осознавать, что не похож на других.

Ведущее место в реализации программного содержания принадлежит развивающим играм и речевым упражнениям, гуманному отношению к ребенку, принятие его как личности, представление самостоятельности, интенсивное освоение социальной культуры через игру, образовательную деятельность. Общение имеет решающее значение для социализации ребенка, которая происходит не только посредством накопления опыта поведения, но и путем освоения основ морали.

Главная задача этого направления состоит в том, чтобы содействовать становлению ребенка как маленькой личности, ее индивидуальности и неповторимости.

Решение этой задачи осуществляется практически на всех занятиях: математике, развитии речи, музыке, рисовании, познавательных играх.

В младшем дошкольном возрасте игра - основной вид деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Игру в жизни детей трудно переоценить. Именно в игре ребенок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни. Он учится взаимодействовать со сверстниками, чувствовать их, соизмерять и проявлять свои возможности. И от того, как у него это будет получаться, во многом будет зависеть формирование его успешного жизненного стиля. Важно отметить развивающую, профилактическую и корректирующую функции игр, особенно народных. Русский народ мудр, в созданных им играх тренируются смекалка, стремление быть первым, ловкость, умение соотносить свои желания с желаниями участников игр. Игра дает возможность моделировать разные ситуации, искать выход из конфликтов, обогащать социальный опыт. Игра, являясь любимой естественной деятельностью ребенка, помогает ему адаптироваться в сложном мире социальных отношений. В игре и ребенок, и взрослый конструирует самих себя, стараются быть лучше. В сюжетных играх решается основная проблема детства - поиск своего места среди взрослых людей. Через сюжетную игру ребенок устанавливает свою принадлежность к социальному миру, ищет для себя новые возможности. В ней отражаются представления ребенка об окружающем мире: мире вещей, людей и человеческих отношений. Развивается творческая активность: выдвижение идей; придумывание разнообразных сюжетов игр, оригинальных замыслов. В младшей группе интересы малышей еще неустойчивы, они часто переключаются с одной роли на другую, зачастую меняют сюжет игры. Поэтому обогащение детей новыми знаниями и представлениями необходимых для сюжетной игры, я старалась проводить доступно и занимательно. Для этого применяла, например, дидактические игры типа «Оденем куклу Машу на прогулку», «Кукла Таня заболела», которые отображают трудовые действия взрослых; использовала знакомые детям потешки и песенки. Так же в этом возрасте у детей возникает интерес к игре сверстников, который может вначале проявляться в отношении к игрушке. Так у одной куклы зачастую появлялись две мамы, у одной машины – два шофера, дети отбирают игрушки друг у друга. И не могут согласовать свои действия. Поэтому, я старалась увлечь их совместными действиями с игрушкой, т. е распределить роли, обговорить игровые действия персонажей, чтобы появились две куклы и две мамы, две машины и два шофера.

Таким образом, в работе с детьми 2-3 лет одной  из важных задач является формирование простейших навыков совместной игры. Поэтому нужно помогать малышам развивать содержание игр.

Хорошую помощь в развитии в этом оказывают:

 - наводящие вопросы,

- напоминания и советы,

- совместный подбор атрибутов,

- индивидуальная беседа,

- рассказ о том или ином действующем лице.

Нужно помнить, что если дети по-настоящему увлечены игровой роль, то они играют всерьез, искренне переживая все чувства своего героя. И именно поэтому надо стараться поддерживать интерес к роли, в ходе игры обучать малышей необходимым умениям, подсказывать какие-то действия. Ни в коем случае нельзя подавлять инициативу детей.

Все эти методы и приемы направлены на то, чтобы игра стала для детей интересной, увлекательной и самостоятельной деятельностью. Чтобы каждый ребенок мог проявить свои способности, умения устанавливать социально-положительные контакты со сверстниками.

Среди показателей социально-личностного развития дошкольников исследователи отмечают адекватные спосо­бы общения с близкими взрослыми, ориентировку в окружающем предметном мире, в пред­ставлениях о самом себе, о событиях собственной жизни и о своей деятельности, а также о явлениях общественной жизни. Усвоение ребёнком общественного опыта происходит также в процессе становления предметно-игровой деятельности, продуктивных её видов, обучения. Именно в этот период (с 2 до 3 лет) малыш начинает осознавать, что имеет индивидуальное имя, которое слы­шит, узнаёт, ласковые варианты которого знает. Ребёнок выделяет себя как персону.

Я пришла к выводу, что для формирования у малыша положительного отноше­ния к себе нужно создавать такие условия, чтобы ребенок чувствовал свою значимость для окружающих, их любовь и был уверен в том, что всегда получит поддерж­ку и помощь с их стороны. Такое позитивное отношение укрепляет доверие ребёнка к миру взрослых и обеспечива­ет возможность активно и эффективно его осваивать. Важно проявлять интерес к чувствам ребенка и пред­почтениям, разговаривать с ним о родителях, о событиях в его жизни, любимых играх, игрушках. Педагоги и роди­тели должны чутко реагировать на все переживания малы­ша, радоваться вместе с ним, сочувствовать при огорчении, помогать понять причину того или иного переживания, выразив её словами. Значительным достижением данного возрастного пе­риода является развитие социальных навыков. Они фор­мируются в ходе ежедневных процедур, которые занимают большую часть времени, проводимого малышом в детском саду. В процессе умывания, одевания, приёма пищи он обу­ чается различным действиям: брать мыло и намыливать руки, открывать кран, надевать колготки, застёгивать и расстёгивать застёжки на одежде, обуви. Постепенно дети учатся самостоятельно умываться, одеваться и т. п. Уча­ствуя вместе с воспитателями в повседнев­ных делах, следуя примеру взрослых, они приобретают со­циальные навыки. Главное, к чему должны стремиться воспитатели (и ро­дители, проводя ежедневные процедуры, это создавать доброжелательную атмосферу сотрудничества (лучше с использованием потешек, прибауток). Приучая детей к самостоятельности, необходимо учитывать инди­ видуальные особенности каждого: не предлагать непосильные для малыша действия, не выполнять за него то, что он может сделать сам, называть ребёнка только по имени. Социальные навыки не должны рассматри­ваться как простое обеспечение физиологических нужд ре­бёнка. Все процедуры и то, как они проводятся, составляют важную часть педагогического процесса. В эти моменты открывается возможность индивиду­ального общения воспитателя (родителя) с малышом, по­вод побыть с ним один на один, поговорить. Их нужно ис­пользовать для установления доверительных отношений, укрепления эмоциональной связи между ребёнком и взрос­лым. В ходе ежедневных процедур, беседуя с малышом, взрослый называет предметы и действия, что-то объяс­няет, спрашивает, отвечает на вопросы, читает стихи — всё это способствует познавательно-речевому развитию ре­бёнка. Наиболее успешно разнообразные социальные навыки формируются у детей третьего года жизни в процессе со­трудничества со взрослыми, когда они наблюдают за их деятельностью и включаются в неё. Правила этикета дети легче усваивают, если взрослые в семье и в детском саду служат примером для подража­ния. Малыши учатся быть вежливыми, следуя правилам: здороваться при встрече и прощаться при расставании; бла­годарить за помощь, за подарок; пользоваться салфеткой и носовым платком; желать приятного аппетита и спокойной ночи; извиняться, если нечаянно причинил кому-то не­приятность; спрашивать разрешения, если хочется присо­единиться к игре других детей или взять чью-то игрушку, не перебивать старших. Социальный опыт приобретается ребенком постоянно, как под руководством взрослого, так и самостоятельно. Условием успешного социального развития дошкольника является разнообразное общение с взрослыми и сверстниками.

О выпускнике дошкольного учреждения можно сказать, что он социально-компетентен, если он

- проявляет доброжелательное, заботливое отношения к окружающим: взрослым и сверстникам, умеет устанавливать и поддерживать отношения с ними; 

- владеет представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо», соблюдает элементарные общепринятые нормы поведения; 

- приобрел навыки общения, коммуникабельности, использует в речи выражения желаний и чувств, владеет формулами речевого этикета

- умеет строить взаимоотношения с другими детьми, взрослыми в соответствии с нравственными нормами и общечеловеческими ценностями.  

Публикации по теме:

Основы социокультурной адаптации детей младшего возраста В современном российском обществе происходят радикальные изменения. Нет ни одной сферы общественной жизни, в которой не произошли бы значимые.

Формирование социальной компетентности дошкольников в игровой деятельности 1 слайд: Тема: «Формирование социальной компетентности дошкольников в игровой деятельности». 2. Актуальность: Игра дает возможность моделировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад на педагогическом совете «Формирование основ социальной компетенции у детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 21 октября 2014 в 19:59
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад на педагогическом совете «Формирование основ социальной компетенции у детей младшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Булатова (УИ 59751) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД