Доклад на региональном семинаре для работников дошкольных учреждений «Формирование временных представлений у дошкольников»

Каримова Гульназ Ринатовна
Доклад на региональном семинаре для работников дошкольных учреждений «Формирование временных представлений у дошкольников»

«Время ни на миг не остановишь…», – поется в известной песне.Всем известна пословица: «Делу - время, а потехе – час»

В век стремительного развития науки и современных технологий особенно актуально уметь ориентироваться и ценить время.

Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых человеку в повседневной жизни. Поэтому детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо самим научиться ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.

Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуться и «показать».

Время не имеет определенной формы, не подлежит чувственному созерцанию, поэтому воспринимается оно через движение или какую-нибудь деятельность, связанную с определенным временем, или через чередование каких- либо постоянных явлений.

Примерно с полутора лет начинается речевое отражение категории времени (сейчас, с начала, потом). По мере накопления опыта ориентировки во времени, дошкольник устанавливает более существенные признаки, как показатель времениначинают использоваться некоторые объективные явления: «Сейчас уже утро, светло, солнышко встает, а ночь это когда темно, все спят».

Это объясняется тем, что эпизодические занятия, на которых детей знакомят с признаками частей суток, заучивают последовательность дней недели, месяцев, не дают им необходимость знаний о времени - о его текучести, необратимости, о ритме, темпе и периодичности. Получаемые детьми знания остаются на поверхности сознания, не раскрывают временных отношений.

Ознакомление детей со временем в разных возрастных группах

Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности. В повседневном домашнем обиходе и в детском саду у детей рано складываются более или менее определенные представления о реальной продолжительности таких промежутков времени как, утро, день, вечер, ночь. Следовательно, воспитатель имеет возможность уточнить конкретизировать знания детей о частях суток, формировать навыки распознавание и умения называть эти части суток уже в младшей группе. В средней группе необходимо углублять и расширять эти знания и давать представления о последовательности суток, и о сутках в целом, знакомить со значением слов вчера, сегодня, завтра.

В старшей и подготовительной группе на основе имеющихся у детей знаний можно знакомить их с помощью календаря с неделей, месяцами, годами. Параллельно надо развивать и само чувство времени. Научить пользоваться такими приборами измерения времени, как песочные и обычные часы. Учить детей самостоятельно вычленять временную последовательность в рассматриваемых явлениях, действиях, а также самостоятельно восстанавливать ее или устанавливать заново.

Методика формирования временных представлений в разных возрастных группах детского сада

Ознакомление с частями суток

Ознакомление детей с частями суток начинается со второй младшей группы. В этом возрасте надо научить детей различать и обозначать словами все четыре части суток (утро, день, вечер, ночь). Конкретным определителем времени для детей является их собственная деятельность. Среди разнообразных видов деятельности, которые ежедневно повторяются,в режиме дня ребенка есть постоянные: это приход в детский сад, зарядка, обед, и т. д.,есть и вариативные: игра, умывание и т. д. Они так же могут быть использованы в качестве показателей частей суток. Закрепление умений определять части суток следует осуществлять на занятиях, полезно чтение отрывков из рассказов, стихов, можно использовать словесные игры для активизации словаря. В средней группе надо закрепить у детей умения называть части суток и расширить их представления об этих отрезках времени. Здесь уже можно показать, что происходит и чем занимаются утром, днем, вечером и ночью не только дети, но и взрослые. С этой целью можно использовать картинки с более широким содержанием. Рассматриваются и серии картинок, на которых изображено все, что бывает, например, вечером. После того как дети научатся определять части суток по разной деятельности, их внимание следует сосредоточить на объективных показателях, символизирующих время. В конце года, когда уже у детей сформированы знания о частях суток, целесообразно раскрыть значение слова сутки. Не давая количественной характеристики этой меры. Слово сутки должно выступать как обобщение. В процессе работы у детей средней группы начинают складываться элементарные понятия о текучести и непрерывности времени.

Ознакомление с календарем

У детей старшего дошкольного возраста при отсутствии систематической работы по ознакомлению со временем и способами его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о календарном времени. Заучивание названий и последовательности дней недели, месяцев не дает представлений о длительности, емкости времени, его текучести, необратимости, смене и периодичности. Нет сомнения о том, что необходимо систематически знакомить детей дошкольного возраста с календарем. С помощью календаря определяется время наступления праздников. Знакомство с календарем поможет осознать также последовательность времен года. В старшем дошкольном возрасте развивается интерес к разным параметрам времени. Знакомство с календарем необходимо и в плане подготовки детей к школе. Знакомство детей с календарем должно происходить в старшей группе, потому что в этом возрасте у дошкольников уже есть необходимый запас количественных представлений, дети уже знакомы с продолжительностью суток. Детям старшей группы уже возможно в комплексе дать знания о числах месяца, днях недели, недели и месяцах. В подготовительной к школе группе, продолжив эту работу, можно дать знания о календарном годе. Знакомя детей с календарем, необходимо так строить работу, чтобы они, активно действуя с материалом модели календаря и переживая длительность всех представленных промежутков времени, осознано овладели эталоном времени. Необходимо провести четыре организованных занятия для детей старшей и подготовительной групп, на которых сообщить необходимые знания о временных эталонах, связанных с календарным временем. Усвоение и дальнейшее закрепление полученных знаний должно происходить в повседневной жизни и активной самостоятельной деятельности с моделью календаря. Систематическая работа с детьми по усвоению календаря в течении полутора лет способствует формированию у детей знаний не только о текущей дате, но и о текучести времени, его периодичности, повторяемости календарного года и его необратимости (прошедший год не возвращается, а начинается следующий, новый). Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста. Для развития у детей чувство времени необходимо создавать специальные ситуации, заостряя внимание дошкольников на длительности различных жизненно важных временных интервалов, показывать, что можно успеть сделать за эти отрезки времени, приучать в процессе деятельности измерять, а потом и оценивать временные промежутки, рассчитывать свои действия и выполнять в заранее установленное время:

1. Значение временных эталонов.

2. Переживание времени - чувствование длительности временных интервалов.

3. Развитие у детей умения оценивать временные интервалы без часов.

Обучение детей умению определять время на часах и ознакомление со строением часов желательно осуществлять на занятии. В качестве раздаточного материала используется макеты часов. В процессе любого занятия в детском саду есть возможность упражнять детей в умении выполнять работу точно в рамках указанного времени, учить их самих определять продолжительность той или иной деятельности и заранее планировать возможный объем работы на тот или иной отрезок времени, в пределах 5 -30 минут. В таких условиях дети более организованно работают, меньше отвлекаются, регулируют темп своей деятельности и более успевают. У них не пропадает время на ожидание отстающих, все стремятся заканчивать работу одновременно, что крайне важно при подготовке к школе.

Формирование понимания отношений временной последовательности

В сущности объективного времени различного события, явления, действия следуют одно за другим, поэтому можно вычленить их временную последовательность и руководствоваться ею при планировании, и организации своей деятельности. Нужны специально разработанные и в веденные в процессе обучения приемы, направленное на вычленение, восстановление и установление временной последовательности, которые вооружают детей необходимыми способами действий. Материал, на котором детей учат устанавливать временную последовательность, должен быть хорошо знаком им, выделяемые в нем звенья - значительными и несущими определенную информацию. Надо выбирать такие значения или виды деятельности, которые повторяются так, что с одним и тем же наглядным материалом можно провести работу на всех этапах обучения. Временную последовательность ряда звеньев ребенок может установить тогда, когда он будет практически действовать с предложенными звеньями.

Обучение детей старшего дошкольного возраста установлению временнойпоследовательности осуществляется по следующему плану:

1) Материал объясняется в той последовательности, которая необходима.

2) Вычленяется временная последовательность содержания материала.

3) Первоначально сам воспитатель, а по мере обучения дети самостоятельно воспроизводят временную последовательность на модели с помощью символов или самих предметов.

4) Дети сами устанавливают временнуюпоследовательность на модели:

• Воспитатель ставит первое звено, а дети продолжают.

• Дети самостоятельно устанавливают последовательность всех звеньев и рассказывают о нем.

• Воспитатель раскладывает на модели звеньев, нарушая последовательность некоторых из них, а дети восстанавливают эту последовательность.

5) Дети выполняют задания без модели в предложенной последовательности.

Опыт проведения занятий по обучению детей устанавливать последовательность показывает, что в таких условиях дошкольники чувствуют себя увереннее, работают планомернее и самостоятельнее.

Публикации по теме:

Педагогический проект «Играем Вместе» В настоящее время наблюдается постепенное реформирование российской педагогики, в том числе и дошкольной. Сегодня наиболее актуальным является.

Времена годаВремена года Как поется в известной песне: "у природы нет плохой погоды". Так и в каждом времени года есть прекрасные моменты, когда хочется сказать:.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Доклад на региональном семинаре для работников дошкольных учреждений «Формирование временных представлений у дошкольников»
Опубликовано: 28 апреля 2014 в 20:04
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 мая. День муравьев на МААМ

Самым большим труженикам из мира насекомых посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям о муравьях и увлечь их интересным...

17 мая. Международный день детского телефона доверия

«Доверься! Скажи о чём молчишь» – под этим девизом ежегодно проходит Всемирный день детского телефона доверия. Если возникли трудности, о которых не хочется говорить с членами своей семьи или друзьями, то...


Горячие темочки