Получи документы

Доклад на региональную научно-практическую конференцию Тема: «Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

Наталья Илюшина
Доклад на региональную научно-практическую конференцию Тема: «Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Состояние здоровья детского населения России за последние годы приобрело явно негативные тенденции. Растет число детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Эта тенденция прослеживается и по контингенту воспитанников, поступивших в наше ДОО, по направлению Областного центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции.

Публикация «Доклад на региональную научно-практическую конференцию Тема: „Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ“» размещена в разделах

В 2012 году к нам поступило 152 ребенка. Из них 121 с ортопедической патологией, в 2013 году поступило 159 детей, из них 94 с ортопедической патологией, в 2014 году 165 детей, из них 106 детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Данная статистика состояния здоровья наших воспитанников помогла нам осознать, что главная задача, стоящая перед нами, –снижение риска развития хронических заболеваний, укрепление и развитие имеющегося ресурса здоровья. В 80-90-е годы прошлого столетия работа по оздоровлению детей дошкольников сводилась к закаливанию и профилактике простудных заболеваний. Но в современном мире ситуация изменилась, появились исследования В. Т. Кудрявцева, Б. Б. Егорова, И. В. Чупаха, Е. З. Пужаевой, И. Ю. Соколовой, которые занимались проблемой использования здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте. Исходный материал был нами изучен и адаптирован в соответствии с возрастными особенностями детей и их диагнозами. Все вышесказанное обусловило выбор темы доклада. В рамках этой темы мы попытаемся ответить на два вопроса:

1. Какие здоровьесберегающие технологии целесообразно использовать в ДОО при ортопедических патологиях?

2. Особенности использования здоровьесберегающих технологий в практике педагогов ДОО?

Данные вопросы будут рассматриваться нами параллельно.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. В своей работе с детьми нами используются три вида здоровьесберегающих технологий: технологии стимулирования и сохранения здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни и коррекционные технологии. Но особое внимание уделяем технологиям, способствующим профилактике и коррекции ортопедических патологий.

Дорожки здоровья. Известно, что на стопах расположено множество активных точек, стимулируя их, мы положительно воздействуем на процессы, происходящие в организме. При ходьбе босиком по «дорожке здоровья» происходит своеобразный массаж стопы и тем самым улучшается кровообращение, повышается иммунитет, снижается усталость. В основу положен принцип смены различных видов поверхности для воздействия на все биологически активные точки ступней. Но при внедрении этой технологии, мы столкнулись с материальными трудностями. Поэтому возникла необходимость изготовления дорожек здоровья своими руками. В ход пошло все, что было под рукой: пуговицы, крышки от бутылок, автомобильные массажеры, поролоновые губки, деревянные палочки. Стационарные дорожки здоровья есть на групповых участках и используются в теплый период. Такое оборудование вызывает у детей особый интерес к занятию, повышает их двигательную активность, развивает творческий потенциал.

Со старшего дошкольного возраста в работу по оздоровлению детей нами были включены элементы стоун – терапии, что в переводе означает терапия камнями.

Камень источник природной энергии, которая устраняет напряжение и стресс, нейтрализует мышечное напряжение и усталость. В связи с этим достойное место в нашей группе заняли: ванны с камешками разной температуры и тренажер «С кочки на кочку». Кроме этого, мы используем камни разной температуры для массажа биологически активных точек. Дорожки здоровья и элементы стоун – терапии используются нами ежедневно в динамических паузах, в гимнастике пробуждения.

Особенностью детей дошкольников является неустойчивость нервных процессов, быстрая утомляемость. Педагог должен знать, что признаки утомления у детей 3-4 лет появляются через 7-9 минут непрерывной образовательной деятельности, у детей 5-6 лет - через 10-12 минут, в 7-8 лет - через 12-15 минут! Одним из самых эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются динамические паузы. Нами подобраны комплексы физминуток, пальчиковой гимнастики в соответствии с комплексно-тематическим планированием группы. Что позволяет не только снять утомляемость, но и закрепить представления детей по изучаемой теме. Динамические паузы используются ежедневно во время НОД и по мере утомления детей.

Движение занимает важное место в жизни детей, поэтому мы обратили внимание на кинезотерапию - комплексное применение различных движений для оздоровления детей. Применение данной технологии неразрывно связано с формированием двигательного воображения у детей, которое обеспечивает одушевление движений. С этой целью мы используем специальные игровые задания такие, как: «Кошкины повадки», «Веселый зоосад», «Птицы перед взлетом», «Гимнастика для ежика» и др. Эти упражнения помогают регулировать мышечный тонус. Также нами успешно используются упражнения на различные виды ходьбы, упражнения на развитие координации движений, развивающие способность ориентироваться в пространстве и коллективе, умение ходить под музыкальное сопровождение разного темпа и ритма. Включение элементов кинезотерапии в оздоровительную работу с детьми, позволяет плодотворно работать с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, стимулируя их к выполнению упражнений. У детей старшего дошкольного возраста кроме двигательного воображения необходимо формировать и осознанное отношение к своему здоровью. Элементы кинезотерапии включены нами в утреннюю гимнастику, динамические паузы, гимнастику пробуждения, корригирующую гимнастику, подвижные игры.

Совершенствуя свою работу по внедрению здоровьесберегающих технологий, мы постоянно ищем новые эффективные средства и методы повышения двигательной активности детей. В связи с этим мы обратили внимание на технологию работы с коррекционными мячами, или фитболами. Данная технология способствует улучшению координации движений, снижению нарушений опорно-двигательного аппарата, активизации дыхательной системы, предупреждению нейроортопедических нарушений. Эта методика подробно изложена в книге Каштанова Г., Мамаева Е., Сливина О. «Лечебная физкультура и массаж: методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». Выбор упражнения по фитболу зависит от возраста детей и их индивидуальных особенностей. Игры организуются индивидуальным или подгрупповым способом, так как требуют большой площади. Разминка с фитболами входит в НОД по физическому развитию, элементы фитбола включены в корригирующую гимнастику.

Стимулируя осознанное отношение детей к своему здоровью, мы обратились к самомассажу - это применение массажных приемов на самом себе. В дошкольном возрасте мы можем говорить об «игровом самомассаже». Нами разработана картотека данного вида массажа. Поскольку у дошкольников преобладает конкретно-образное мышление, ко многим массажам придуманы стихотворные тексты. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребёнка возникал конкретный образ. Некоторые упражнения взяты из опыта работы М. Ю. Картушиной.

Ценность самомассажа в том, что он может быть организован взрослым и инициирован самим ребенком. Важным условием для этого является доступность массажеров. В нашей группе массажеры находятся в Центре физического развития и представлены не только традиционным, но и нетрадиционным оборудованием. Для профилактики нарушений осанки сделаны своими руками: гимнастические палки, массажеры «Орешек», «Стена здоровья», мешочки с крупой. Для профилактики плоскостопия и других патологий нижних конечностей: шнуры, массажеры «Ежик», «Лыжи», колючие мячи разного диаметра, лоскутки, губки, природный материал.

Таким образом, ежедневно используя весь спектр здоровьесберегающих технологий по коррекции ортопедических нарушений, мы получили такие результаты: снято с учета в 2012 г – 10 человек, улучшили состояние 62 ребенка. В 2013 снято - 12 человек, улучшили состояние - 68. В 2014 снято с учета 18 детей, улучшили состояние - 57 человек. В заключении хотелось бы сказать, что:

1. Правильно организованная работа по оздоровлению и применение здоровье сберегающих технологий способствует снижению заболеваемости и профилактике хронических заболеваний у дошкольников.

2. Педагоги дополнительного образования в своей работе могут использовать данные здоровьесберегающие технологии для профилактики и коррекции ортопедических нарушений у дошкольников в связи с их эффективностью и доступностью.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Доклад «Применение дидактических игр на занятиях по развитию речи» Количество детей с речевыми патологиями в последнее время сильно увеличилось. ОНР III уровня характеризуется нарушением формирования всех.

Конспект музыкального занятия. Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ» «Веселые нотки здоровья» Конспект музыкального занятия. Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ».

Конспект по ФЭМП в младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий Тема: «Приключения в Сказочном лесу» Цель: Развитие логического мышления, с помощью блоков Дьенеша. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, чувство товарищества,.

Методические рекомендации «Применение здоровьесберегающих технологий через проведение физминуток на занятиях с дошкольниками» Здоровьесберегающие образовательные технологии это системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного.

Отчет об использовании современных образовательных технологий, ИКТ и здоровьесберегающих технологий Принципы здоровьесбережения: - Не навреди! - Принцип триединого представления о здоровье. - Непрерывность и преемственность. - Соответствие.

Применение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками Без преувеличения каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, счастливым и успешным, но многие семьи с детьми дошкольного возраста.

Применение здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании Применение здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании. Неоспоримо, что основная задача Дошкольного образования - подготовить.

Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ Слайд1. Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Слайд 2. «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности,.

Применение здоровьесберегающих технологий в детском саду (фотоотчет)Применение здоровьесберегающих технологий в детском саду (фотоотчет) Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных.

Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном процессе. Разработала учитель-логопед Шакирова Полина Николаевна Цель: применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад на региональную научно-практическую конференцию Тема: «Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
Опубликовано: 19 июня 2016 в 21:17
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад на региональную научно-практическую конференцию Тема: «Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Илюшина (УИ 413612) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД