Папки-передвижки

Доклад на региональную научно-практическую конференцию Тема: «Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

Наталья Илюшина
Доклад на региональную научно-практическую конференцию Тема: «Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

Состояние здоровья детского населения России за последние годы приобрело явно негативные тенденции. Растет число детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Эта тенденция прослеживается и по контингенту воспитанников, поступивших в наше ДОО, по направлению Областного центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции.

Публикация «Доклад на региональную научно-практическую конференцию Тема: „Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ“» размещена в разделах

В 2012 году к нам поступило 152 ребенка. Из них 121 с ортопедической патологией, в 2013 году поступило 159 детей, из них 94 с ортопедической патологией, в 2014 году 165 детей, из них 106 детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Данная статистика состояния здоровья наших воспитанников помогла нам осознать, что главная задача, стоящая перед нами, –снижение риска развития хронических заболеваний, укрепление и развитие имеющегося ресурса здоровья. В 80-90-е годы прошлого столетия работа по оздоровлению детей дошкольников сводилась к закаливанию и профилактике простудных заболеваний. Но в современном мире ситуация изменилась, появились исследования В. Т. Кудрявцева, Б. Б. Егорова, И. В. Чупаха, Е. З. Пужаевой, И. Ю. Соколовой, которые занимались проблемой использования здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте. Исходный материал был нами изучен и адаптирован в соответствии с возрастными особенностями детей и их диагнозами. Все вышесказанное обусловило выбор темы доклада. В рамках этой темы мы попытаемся ответить на два вопроса:

1. Какие здоровьесберегающие технологии целесообразно использовать в ДОО при ортопедических патологиях?

2. Особенности использования здоровьесберегающих технологий в практике педагогов ДОО?

Данные вопросы будут рассматриваться нами параллельно.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. В своей работе с детьми нами используются три вида здоровьесберегающих технологий: технологии стимулирования и сохранения здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни и коррекционные технологии. Но особое внимание уделяем технологиям, способствующим профилактике и коррекции ортопедических патологий.

Дорожки здоровья. Известно, что на стопах расположено множество активных точек, стимулируя их, мы положительно воздействуем на процессы, происходящие в организме. При ходьбе босиком по «дорожке здоровья» происходит своеобразный массаж стопы и тем самым улучшается кровообращение, повышается иммунитет, снижается усталость. В основу положен принцип смены различных видов поверхности для воздействия на все биологически активные точки ступней. Но при внедрении этой технологии, мы столкнулись с материальными трудностями. Поэтому возникла необходимость изготовления дорожек здоровья своими руками. В ход пошло все, что было под рукой: пуговицы, крышки от бутылок, автомобильные массажеры, поролоновые губки, деревянные палочки. Стационарные дорожки здоровья есть на групповых участках и используются в теплый период. Такое оборудование вызывает у детей особый интерес к занятию, повышает их двигательную активность, развивает творческий потенциал.

Со старшего дошкольного возраста в работу по оздоровлению детей нами были включены элементы стоун – терапии, что в переводе означает терапия камнями.

Камень источник природной энергии, которая устраняет напряжение и стресс, нейтрализует мышечное напряжение и усталость. В связи с этим достойное место в нашей группе заняли: ванны с камешками разной температуры и тренажер «С кочки на кочку». Кроме этого, мы используем камни разной температуры для массажа биологически активных точек. Дорожки здоровья и элементы стоун – терапии используются нами ежедневно в динамических паузах, в гимнастике пробуждения.

Особенностью детей дошкольников является неустойчивость нервных процессов, быстрая утомляемость. Педагог должен знать, что признаки утомления у детей 3-4 лет появляются через 7-9 минут непрерывной образовательной деятельности, у детей 5-6 лет - через 10-12 минут, в 7-8 лет - через 12-15 минут! Одним из самых эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются динамические паузы. Нами подобраны комплексы физминуток, пальчиковой гимнастики в соответствии с комплексно-тематическим планированием группы. Что позволяет не только снять утомляемость, но и закрепить представления детей по изучаемой теме. Динамические паузы используются ежедневно во время НОД и по мере утомления детей.

Движение занимает важное место в жизни детей, поэтому мы обратили внимание на кинезотерапию - комплексное применение различных движений для оздоровления детей. Применение данной технологии неразрывно связано с формированием двигательного воображения у детей, которое обеспечивает одушевление движений. С этой целью мы используем специальные игровые задания такие, как: «Кошкины повадки», «Веселый зоосад», «Птицы перед взлетом», «Гимнастика для ежика» и др. Эти упражнения помогают регулировать мышечный тонус. Также нами успешно используются упражнения на различные виды ходьбы, упражнения на развитие координации движений, развивающие способность ориентироваться в пространстве и коллективе, умение ходить под музыкальное сопровождение разного темпа и ритма. Включение элементов кинезотерапии в оздоровительную работу с детьми, позволяет плодотворно работать с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, стимулируя их к выполнению упражнений. У детей старшего дошкольного возраста кроме двигательного воображения необходимо формировать и осознанное отношение к своему здоровью. Элементы кинезотерапии включены нами в утреннюю гимнастику, динамические паузы, гимнастику пробуждения, корригирующую гимнастику, подвижные игры.

Совершенствуя свою работу по внедрению здоровьесберегающих технологий, мы постоянно ищем новые эффективные средства и методы повышения двигательной активности детей. В связи с этим мы обратили внимание на технологию работы с коррекционными мячами, или фитболами. Данная технология способствует улучшению координации движений, снижению нарушений опорно-двигательного аппарата, активизации дыхательной системы, предупреждению нейроортопедических нарушений. Эта методика подробно изложена в книге Каштанова Г., Мамаева Е., Сливина О. «Лечебная физкультура и массаж: методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». Выбор упражнения по фитболу зависит от возраста детей и их индивидуальных особенностей. Игры организуются индивидуальным или подгрупповым способом, так как требуют большой площади. Разминка с фитболами входит в НОД по физическому развитию, элементы фитбола включены в корригирующую гимнастику.

Стимулируя осознанное отношение детей к своему здоровью, мы обратились к самомассажу - это применение массажных приемов на самом себе. В дошкольном возрасте мы можем говорить об «игровом самомассаже». Нами разработана картотека данного вида массажа. Поскольку у дошкольников преобладает конкретно-образное мышление, ко многим массажам придуманы стихотворные тексты. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребёнка возникал конкретный образ. Некоторые упражнения взяты из опыта работы М. Ю. Картушиной.

Ценность самомассажа в том, что он может быть организован взрослым и инициирован самим ребенком. Важным условием для этого является доступность массажеров. В нашей группе массажеры находятся в Центре физического развития и представлены не только традиционным, но и нетрадиционным оборудованием. Для профилактики нарушений осанки сделаны своими руками: гимнастические палки, массажеры «Орешек», «Стена здоровья», мешочки с крупой. Для профилактики плоскостопия и других патологий нижних конечностей: шнуры, массажеры «Ежик», «Лыжи», колючие мячи разного диаметра, лоскутки, губки, природный материал.

Таким образом, ежедневно используя весь спектр здоровьесберегающих технологий по коррекции ортопедических нарушений, мы получили такие результаты: снято с учета в 2012 г – 10 человек, улучшили состояние 62 ребенка. В 2013 снято - 12 человек, улучшили состояние - 68. В 2014 снято с учета 18 детей, улучшили состояние - 57 человек. В заключении хотелось бы сказать, что:

1. Правильно организованная работа по оздоровлению и применение здоровье сберегающих технологий способствует снижению заболеваемости и профилактике хронических заболеваний у дошкольников.

2. Педагоги дополнительного образования в своей работе могут использовать данные здоровьесберегающие технологии для профилактики и коррекции ортопедических нарушений у дошкольников в связи с их эффективностью и доступностью.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Доклад «Применение дидактических игр на занятиях по развитию речи» Количество детей с речевыми патологиями в последнее время сильно увеличилось. ОНР III уровня характеризуется нарушением формирования всех.

Конспект музыкального занятия. Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ» «Веселые нотки здоровья» Конспект музыкального занятия. Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ».

Конспект по ФЭМП в младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий Тема: «Приключения в Сказочном лесу» Цель: Развитие логического мышления, с помощью блоков Дьенеша. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, чувство товарищества,.

Методические рекомендации «Применение здоровьесберегающих технологий через проведение физминуток на занятиях с дошкольниками» Здоровьесберегающие образовательные технологии это системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного.

Отчет об использовании современных образовательных технологий, ИКТ и здоровьесберегающих технологий Принципы здоровьесбережения: - Не навреди! - Принцип триединого представления о здоровье. - Непрерывность и преемственность. - Соответствие.

Применение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками Без преувеличения каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, счастливым и успешным, но многие семьи с детьми дошкольного возраста.

Применение здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании Применение здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании. Неоспоримо, что основная задача Дошкольного образования - подготовить.

Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ Слайд1. Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Слайд 2. «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности,.

Применение здоровьесберегающих технологий в детском саду (фотоотчет)Применение здоровьесберегающих технологий в детском саду (фотоотчет) Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных.

Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном процессе. Разработала учитель-логопед Шакирова Полина Николаевна Цель: применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад на региональную научно-практическую конференцию Тема: «Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
Опубликовано: 19 июня 2016 в 21:17
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД