Луиза Иванова
Доклад на родительском собрании «Школьная готовность»
▼ Скачать + Заказать документы
Школьная готовность.
Тема сегодняшнего родительского собрания выбрана нами не случайно. Приближается тот день, когда ваши дети впервые войдут в школьный класс. И сейчас вас волнуют вопросы: А готов ли мой ребёнок к школе? Как он будет учиться? Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности? Нам необходимо общими усилиями найти возможные пути преодоления трудностей в период адаптации наших детей к школе.
Публикация «Доклад на родительском собрании „Школьная готовность“» размещена в разделах
Предлагаю всем родителям выполнить небольшое задание: определить степень беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением своего сына или дочери. На столе лежат цветные полоски. Прошу выбрать, поднять полоску и обосновать свой выбор.
(чёрная полоска – сильное беспокойство; синяя полоска – умеренное беспокойство; красная полоска – ощущение радости, чувство уверенности).
Сегодня мы постараемся ответить на вопрос, волнующий всех родителей будущих первоклассников: Что значит «ребёнок готов к школе?» К сожалению, некоторые родители считают, что основное при подготовке к школе –научить ребёнка читать, считать, писать. Желая создать основу для школьных успехов, они водят ребёнка в школу раннего развития или занимаются с ним дома по программе первого класса. Безусловно, подготовка нужна, но её недостаточно для успешного обучения в школе – правильнее развивать познавательную активность будущего ученика.
Современная специальная литература даёт нам множество советов – как развивать речь ребёнка, подготовить его к обучению грамоте, счёту, письму, как проверить,нет ли у него нарушений, мешающих обучению и т. д. Нам кажется уместным поговорить не столько об интеллектуальной, сколько о душевной, психологической готовности к школе, от которой зависят не только школьные успехи, но и самочувствие ребёнка. Все мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми и успешно учились. Но всегда ли мы ясно понимаем, как во многом это зависит именно от душевного настроя ребёнка.
Психологическая готовность к школе – это, собственно, и есть желание ребёнка учиться. Для одних детей она выражается в стремлении обладать внешними атрибутами школьной жизни. Шестилеток завораживают портфель, форма, учебники, красивые письменные принадлежности. Если вы возьмёте своего ребёнка в магазин за такими покупками – доставите ему огромное удовольствие. Правда, со временем желание просто исполнять роль ученика (приходить в школу, резвиться на перемене, выполнять задания учителя) у таких детей часто не перерастает непосредственно в интерес к получению знаний, а это сразу же отражается на оценках.
Других детей привлекает возможность узнать что –то новое. Нередко им бывает скучно на уроках, потому что, например, упражнения по чистописанию не дают пищу уму, трудоёмки и механичны в исполнении. Дети быстро разочаровываются и теряют познавательный интерес к учёбе.
Психологическая готовность к школе представляет собой комплекс взаимосвязанных направлений развития ребё нка :
- мотивационная готовность;
- волевая готовность;
-интеллектуальная готовность;
-социальная готовность.
Уважаемые родители! Попробуйте сами определить, готов ли ваш ребёнок стать первоклассником.
Как же определить навскидку, готов ли ваш ребёнок к школе?
Мотивационная готовность. Купите или попросите на время у знакомых несколько новых игрушек. Позовите ребёнка посмотреть на них (не дольше минуты). Потом предложите прочесть сказку, но на самом интересном месте остановитесь. Спросите, чего сейчас больше хочется: поиграть или дослушать сказку. Ребёнок со сформировавшейся личностной готовностью к школе захочет узнать. что же произошло с героями сказки дальше; ребёнок, который ещё не готов учиться, предпочтёт продолжить игру. Вы можете также предложить ребёнку поиграть в школу – обратите внимание на то,какую роль он выберет. Дети, готовые к школе, как правило, выбирают роль ученика. Им интересно заниматься учёбой, писать и читать. Дети с несформированной учебной мотивацией, скорее всего, выберут роль учительницы. Играть будут в поход в столовую, перемены, рассаживание по местам, рисование мелом на доске.
Волевая готовность. Не всегда уроки в школе вызывают искренний интерес ребёнка. Для успешной учёбы ребёнок должен уметь «включать» волю - ему понадобится умение подчиняться правилам, внимательно слушать, выполнять задания, действовать по устным инструкциям учителя, самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительному образцу.
Волю можно тренировать в игре – пусть ребёнок срисовывает изображения с картинок (это развивает усидчивость, хороши и настольные игры, где необходимо соблюдать правила, и подвижные, например «зеркало» : стоя напротив, ребёнок выполняет все движения одновременно с вами, словно он – ваше отражение. Это довольно сложно, так что запаситесь терпением! По мере развития в игре восприятия, памяти, мышления у вашего ребёнка будут удаваться всё новые и новые задания, он начнёт выигрывать, получая вашу похвалу и одобрение, т. е. сначала мотивом станет выигрыш и похвала, затем ребёнок начнёт радоваться самому факту выполненного задания – это и есть зарождение познавательного интереса. Поэтому, если он совершил ошибку, не ругайте его, а разберитесь в её причине.
Занятия зарядкой по утрам в строго определённое время тоже способствуют развитию волевых качеств.
Интеллектуальная готовность к школе подразумевает определённый уровень развития мыслительных процессов. Ребёнок должен уметь обоб-
щать, сравнивать, классифицировать разные объекты, выделять существенные признаки вещей и явлений, делать выводы. Важен также уровень развития памяти.
Попробуйте сами оценить механическую память ребёнка. Чётко выговаривая слова, произнесите бессмысленный набор из 10 слов. Попросите ребёнка повторить те слова, которые он запомнил. По средним показателям для механической памяти детей 6 – 7 лет с первого раза ребёнок воспринимает не менее 5 слов из 10, после третьего, четвёртого прочтения воспроизводит 9 – 10 слов, через один час забывает не больше 2 слов, которые назвал раньше. Если ваши результаты похуже среднестатистических, тренируйтесь с ребёнком в каждую свободную минуту.
Чтобы подтянуть логическую память, назовите несколько цепочек слов, объединённых логической связью. Например : женщина – мужчина, река – море - океан и т. д. Предложите ребёнку запомнить 5 – 6 таких цепочек, произнеся их вслух. После этого скажите первое слово из цепочки и попросите малыша вспомнить остальные. Это упражнение больше похоже на игру, нравится детям и занимает совсем немного времени.
Чтобы ребёнок умел последовательно излагать события, описывать предметы, ориентируясь на их основные признаки, почаще просите его рассказывать, что он видит за окном, на картине, о чём был просмотренный мультфильм.
Способность обобщать хорошо тренировать в игре с картинками (которые можете нарисовать сами). Предложите ребёнку 4 картинки ( например: шкаф, кресло, стул, тарелка). На трёх из них предметы, которые можно объединить в одну группу – мебель, а один предмет не вписывается в этот ряд, поскольку относится к посуде. Поэтому такой рисунок откладывается в сторону. Пусть ребёнок прокомментирует выбор «лишней» картинки.
Память, как и внимание,можно тренировать во время прогулки. Проходя мимо какого – либо человека, попросите ребёнка внимательно посмотреть, во что тот одет, а потом, не оборачиваясь, вспомнить, какие вещи и какого цвета были на прохожем. Картинки типа «Найди 10 отличий» также подходят для развития памяти.
Социальная готовность предполагает сформированность у ребёнка таких качеств, которые помогут ему установить взаимоотношения с новым коллективом взрослых и сверстников. В детском саду общению детей друг с другом уделяется большое внимание, они учатся дружить, общаться, мириться. Но также очень важно, какое внимание этому вопросу уделяют родители, в каких условиях семейного общения живёт ребёнок, какое место в семье занимает, приветствуют родители общение своего ребёнка со сверстниками во дворе или изолируют от него, как оценивают его поведение.
Школьная готовность предполагает и готовность к большей, чем раньше, самостоятельности ребёнка. Чем же характеризуется самостоятельный ребёнок? Самостоятельность старшего дошкольника проявляется в его умении и стремлении действовать без помощи взрослого, в готовности искать ответы на возникающие вопросы. Самостоятельность всегда связана с проявлением активности, инициативы, элементов творчества.. Самостоятельный ребёнок – это ребёнок, который в результате опыта успешной деятельности, подкреплённой одобрением окружающих, чувствует себя уверенно. Опыт показывает, что первоклассник, у которого не развито это качество, испытывает в школе серьёзные нервно – психические перегрузки. Новая обстановка, новые требования вызывают у него чувство тревоги и неуверенности в себе. Привычка к постоянной опеке взрослого, исполнительская модель поведения, сложившаяся у такого ребёнка в дошкольном детстве, мешают ему войти в общий ритм работы класса, делают его беспомощным при выполнении заданий. Непродуманная тактика воспитания, стремление взрослого, даже из самых лучших побуждений, постоянно опекать и помогать ребёнку в элементарных делах заранее создают серьёзные трудности для его обучения. Адаптация к школе таких детей значительно затягивается.
Чтобы адаптация к школе прошла безболезненно, мы рекомендуем вам перед школой посещать курсы для будущих первоклассников. Детям надо знать, как обратиться к учителю, как ответить на вопрос. Научите своих детей здороваться и прощаться, говорить «спасибо» и «пожалуйста». Не стоит забывать, что основная задача родителей на этапе дошкольного воспитания состоит не в том, чтобы обучить кроху чтению и письму. Главное – сформировать и постоянно поощрять у ребёнка познавательный интерес. Знания предметные, зрительные – как выглядит мир, животные, растения – должны быть обязательно. Только после этого будут эффективны занятия, направленные на развитие мышления, памяти, внимания. Очень часто выясняется, что первоклашка не может рассказать о семье, толково объяснить не только где работают родители, но и как их зовут. Не забывайте, что к поступлению в школу ребёнок должен знать своё имя и фамилию, дату рождения, имена и отчества родителей, имена и отчества бабушек и дедушек; знать, где работают родители и кем.
Таким образом, психолого – педагогический феномен «готовность ребёнка к школе» складывается из различных видов готовности : физической, личностной,мотивационно – волевой, интеллектуальной, социальной.