Светлана Ильющенкова
Доклад «Создание ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе младшего школьника»
▼ Скачать + Заказать документы
Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?
Публикация «Доклад „Создание ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе младшего школьника“» размещена в разделах
Чтобы ребенок с желанием ходил в школу и стремился самостоятельно добывать знания необходимо строить образовательный процесс, ориентируясь на создание наиболее оптимальных условий для развития личности ребёнка. Задача учителя – создать каждому учащемуся ситуацию успеха, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить возможность самореализации, чтобы ребёнок был заинтересован в получении новых знаний, тогда будет происходить саморазвитие личности.
Вышесказанное обусловило перед нами проблему: «Создание ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе младшего школьника».
Как же создать ситуацию успеха в учебно-воспитательном процессе?
Главный смысл деятельности Учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха.
Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания. Радость или, точнее, её ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка. Для школьника ожидание радости – источник его движения вперёд. Радость сама по себе не возникает. Её горючее – успех. Обязательный и непременный успех, который окрыляет человека. А ребёнка тем более.
Ситуация успеха может стать спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Особенно если это касается учебы.
Важным принципом работы является принцип комфортности и стремление убедить ребёнка, в том, что он может хорошо учится. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке необходимо для того, чтобы учащийся ощущал себя на занятиях комфортно и учился с удовольствием. Ведь если человек занят делом, которое действительно нравится, результаты будут самыми наилучшими. Многоэтапность и высокий темп уроков даёт возможность не только охватить больший объём материала, но и позволяет разнообразить виды речевой, игровой деятельности.
Рекомендуется использование нестандартных форм и методов работы с детьми, повышающие качество знаний, творческую активность, интерес к учению. Этому способствует работа учащихся в парах, в группах, создание специальных ситуаций интеллектуального затруднения и их разрешение.
Создавать ситуацию успеха нужно не только в учебной деятельности, но и во внеклассной работе. Во внеурочное время нужно оказывать детям помощь в подготовке к олимпиадам, конкурсам, поиске информации в Интернете, в разработке творческих проектов, исследовательской деятельности. Ученики должны активно участвовать в различных конкурсах, викторинах, соревнованиях.
Обязательно нужно предлагать ребятам выполняли и творческие проекты, так как метод проектов очень актуален, он направлен на развитие самостоятельного мышления ребёнка и позволяет не просто запоминать и воспроизводить знания, которые даёт ему школа, а уметь применить их на практике.
Основная цель воспитательной работы в классе – формирование учащегося как личности, способной к саморазвитию, самоорганизации и самоопределению. В коллективе создаются благоприятные психологические условия для саморазвития личности каждого ребёнка и для раскрытия потенциала ученика и формирование сплочённого коллектива учащихся.
В своей работе разумно использовать различные формы организации внеклассной работы: классные часы, беседы, праздники, конкурсы, уроки мужества, викторины, походы, экскурсии.
Невозможно создать ситуацию успеха для ребенка без активного участия родителей. С родителями следует анализировать проблемы и планировать деятельность. Нужно проводить родительские собрания на темы: «Как раскрыть способности своего ребенка», «Алгоритм создания ситуаций успеха в семье», «Роль самооценки в формировании личности» и др.
Благодаря личностно-ориентированному подходу, созданию ситуаций
успеха в деятельности учащихся ученики станут более активными, начнут свободно высказывать свои мысли, активно принимать участие в классных, школьных и муниципальных мероприятиях. Заметно повысится уровень общеучебных умений и навыков.
Учение - серьёзный труд для школьника, требующий от него настойчивости, силы воли. Конечно же, не всякие знания заинтересуют и увлекут ребёнка.
Характер отношения учащихся к учению зависит от характера самого процесса обучения, от отношений, складывающихся между педагогом и учащимися, от способов организации деятельности.
Чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех в учебе. Надо больше обращать внимания на хорошее в ребёнке, чем на его ошибки, не забывать хвалить его за малейший успех и поддерживать в нём уверенность в своих силах.
Ребёнку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающему миру.
Учитель должен видеть результаты каждого ребёнка в учении и по достоинству их оценивать. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово педагога, его жесты, мимика, интонация. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальные достижения. Если ребёнок видит, что его работа достойно оценивается, то в последующем он будет ещё больше активен и успешен. Ребёнок – не доска и не воск, он самое простое удивительное Чудо из всех чудес, дарящее педагогу возможность превратиться в Волшебника.
Овладев тонким умением находить точки соприкосновения с детской душой ребёнка, педагог сможет раскрыть множество многообразных и многоцветных задатков, способностей, скрытых в его внутреннем мире.