Получи документы

Доклад на тему: «Взаимосвязь социального и трудового воспитания дошкольников».

Татьяна Спирина
Доклад на тему: «Взаимосвязь социального и трудового воспитания дошкольников».

Взаимосвязь социального и трудового воспитания дошкольников

Современная теория личности рассматривает самостоятельность как стержневое, интегральное личностное качество. Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста. Дальнейшее развитие самостоятельности как значимого личностного качества в период дошкольного детства связано с освоением ребенком разнообразных видов детской деятель-ности. Особую роль при этом в развитии самостоятельности играет детская трудовая деятельность.

Публикация «Доклад на тему: „Взаимосвязь социального и трудового воспитания дошкольников“,» размещена в разделах

В работах известного отечественного психолога Б. Г. Ананьева была высказана мысль, что труд — основной фактор развития личности не только взрослого, но и дошкольника. Реальная жизнь малыша осуществляется в элементарных трудовых действиях по самообслуживанию, где появляется знаменитое «Я сам!» как проявление самостоятельности, определенной автономности от взрослого.

Психологи подчеркивают, что повседневная жизнь дошкольника требует включения ребенка в реальные трудовые связи с близкими. Отсутствие таких связей оказывается ущербным для детской личности. В трудовой деятельности дошкольника возникает иной характер социальных связей со взрослыми и сверстниками, основанный на отношениях взаимной ответственности, что важно для освоения в дальнейшем новой социальной позиции школьника, восхождения к общечеловеческой ценности труда.

Как помочь ребенку-дошкольнику войти в реальные трудовые связи с близкими в современном мире, где трудовая деятельность столь сложна, а взрослые могут и должны его содержать материально? Как воспитать ребенка трудолюбивым, охотно включающимся в посильную трудовую деятельность, а не потребителем ценностей, созданных чужим трудом?

Прежде всего, надо понимать, что труд ребенка-дошкольника своеобразен. В силу возрастных особенностей ребенок дошкольного возраста не может, как взрослый, создавать материальные и духовные ценности, трудиться профессионально. Значение детского труда — в его воспитательном воздействии на личность ребенка.

Вместе с тем уже младший дошкольник может сам одеваться и раздеваться, умываться, пользоваться туалетом. Более старшие дошкольники способны вымыть чайную посуду, накрыть на стол, выстирать носки, сделать несложную поделку из бумаги, ухаживать за комнатными растениями и некоторыми домашними животными. Довольно много может сделать дошкольник в детском саду и дома. Если он умелый и качественно выполняет работу, результаты его труда полезны для окружающих.

Труд становится привлекательным для ребенка, когда содержание трудовой деятельности соответствует потребностям его возрастного развития, внутренним предпосылкам детской активности, когда он для ребенка посилен по физическим нагрузкам. Труд тем привлекательнее, чем полнее в нем происходит самореализация, самовыражение и самоутверждение «Я» ребенка, применение имеющихся сил, знаний, умений и способностей.

Успешность вхождения детей дошкольного возраста в реальные трудовые связи обусловлена уровнем освоения трудовой деятельности, овладением в ней по-зицией субъекта.

Позиция субъекта детского труда проявляется в способности к самостоятельному целеполаганию и мотивации труда, умении оперировать освоенными способами осуществления простейших трудовых процессов, самостоятельно контролируя и оценивая результаты своего труда. Именно позиция субъекта дает возможность ребенку выходить за пределы заданной ситуации и вариативно разрешать

элементарные житейские проблемы, возникающие в семье и детском саду.

Благодаря освоению позиции субъекта ребенок приобретает соответствующую возрасту умелость и адекватную оценку своих возможностей. Это обеспечивает благоприятное вхождение в референтную для него общность. Удовлетворяя свойственное дошкольнику стремление к самостоятельности, определенной независимости, ребенок добровольно берет на себя элементарные обязанности по самообслуживанию, освобождая от них взрослых, проявляя заботу о сверстниках и малышах. Тем самым личность дошкольника начинает проявляться, используя термин известного отечественного психолога А. В. Петровского, через «вклады в других людей», то есть те изменения в их жизни, которые ребенок производит своими действиями, поступками. В итоге обеспечивается освоение социально-ценностного способа взаимодействия с окружающими, проявление детской индивидуальности в многоплановой деятельности и общение ребенка со взрослыми и детьми.

Освоение позиции субъекта детского труда требует специальной педагогической технологии, существенно отличающейся от традиционной методики формирования трудовых навыков. Суть ее в формировании операционально-технических способов осуществления микро- и целостных трудовых процессов как структурных единиц элементарной трудовой деятельности путем переноса системных знаний о предметном мире и труде взрослых на трудовую дея-тельность ребенка.

Педагогическая технология вхождения ребенка в реальные трудовые связи выстраивается как поэтапная. Конструирование педагогического процесса осуществляется на основе методики взаимосвязи трех основных средств трудового воспитания : формирование системных знаний о предметном мире и трудовой деятельности взрослых; обучение детей целостным трудовым процессам; детская самостоятельная трудовая деятельность в повседневной жизни детского сада и семьи.

Первый шаг при вхождении ребенка в реальные трудовые связи — приобщение к современному миру, приобретение системных знаний о предметах и труде взрослых. Второй шаг — освоение позиции субъекта детского труда — связан с обучением целостным трудовым процессам. Подчеркнем, трудовое обучение по данной методике направлено на освоение трудовых процессов в целом. Оно предполагает формирование системы общетрудовых и специальных умений для организации и осуществления трудового процесса от постановки цели до получения результата труда.

Общетрудовые умения :

целеполагание;

мотивация;

отбор предметов, материалов, инструментов и трудового обо

рудования;

организация рабочего места;

планирование основных этапов работы;

культура труда, экономное расходование материалов, времени,

поддержание порядка на рабочем месте;

умение сотрудничать в коллективе и пр.

Специальные трудовые умения

умение намыливать, «тереть ткань о ткань» при стирке, споласкивать;

умение правильно держать иглу, молоток и другие инструменты, вдевать нитку в иголку, сметать крошки со стола и пр. ;

умение проверить симметрично ли расставлены приборы при

сервировке стола, полностью ли оттерта грязь, прочно ли сколочены (склеены) детали и пр.

Общетрудовые умения связаны с умением принимать, ставить и удерживать цель труда; умением планировать и осуществлять трудовой процесс поэтапно до получения результата и оценки его качества; владением культурой труда. При этом целеполагание является ведущим в структуре общетрудовых умений, так как «потеря цели» ребенком ведет к превращению трудовой деятельности в игровую. Игра поглощает и вытесняет труд.

Специальные трудовые умения связаны с использованием различных материалов и инструментов, владением специальными действиями самоконтроля. Значимость специальных трудовых умений обусловлена их ролью в получении качественного результата труда, возможности его использования в реальной жизни. Неспособность получить качественный результат труда детьми является главной причиной потери интереса старших дошкольников к трудовой деятельности, отсутствия желания включаться в трудовые дела.

Третий шаг в процессе приобщения к труду как ценности связан с дальнейшим освоением позиции субъекта детского труда в повседневной жизни детского сада и семьи. Руководство взрослыми детской деятельностью направлено здесь на приобретение навыков и умений решения житейских задач, самоутверждение, формирование «образа себя», осознание своих возможностей и способностей для проявления творческой индивидуальности.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Очень многое мы можем, очень много мы умеем!»Фотоотчет «Очень многое мы можем, очень много мы умеем!» Что должны уметь делать самостоятельно дети младшего дошкольного возраста: • Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду;.

Проект для детей дошкольного возраста «Помоги мне сделать это самому» Проект для детей дошкольного возраста. «Помоги мне сделать это самому» Срок реализации: октябрь2012 – май 2013 года Руководитель проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад на тему: «Взаимосвязь социального и трудового воспитания дошкольников».
Опубликовано: 17 февраля 2015 в 19:06
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД