Анна Ветлугина
Доклад на тему: Эффективные формы работы с Родителями (Южно-Якутский образовательный форум от 25.02.2015 г.)
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: педагог-психолог Ветлугина А. Н.
I. Теоретическая часть.
В настоящее время существует множество форм сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. В нашем саду я использую разнообразные современные формы работы с родителями. К ним относятся:
Информационно-аналитические
• анкетирование;
• опрос;
Наглядно-информационные
• памятки
• папки-передвижки
Познавательные
• нетрадиционные родительские собрания;
Публикация «Доклад на тему: Эффективные формы работы с Родителями (Южно-Якутский образовательный форум от 25,02,2015 г,)» размещена в разделах
• устные журналы;
Одна из форм информационно-аналитической работы, которую я использую при работе с родителями – это почтовый ящик. Это ящик, в который родители могут класть записки со своими вопросами. Заданные вопросы я освещаю на родительских собраниях или даю письменно в виде памяток, рекомендаций и консультаций. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями и эффективна, когда нехватка времени мешает родителям встретиться со мной.
Также хотелось бы рассказать ещё об одной эффективной форме работы с родителями.
В каждой группе детского сада имеется уголок «Понимающие родители», в котором я размещаю информацию. Основные цели информации - сообщение родителям знаний, необходимых в воспитании детей, а также организация эмоционально комфортных условий, в которых может разворачиваться личностное общение между членами семьи. Эта форма предполагает решение сразу нескольких задач: просветительской, прогностической, диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной. Тематика определяется с учетом потребностей родителей и задач, поставленных на учебный год. Основные темы, которые были мной освящены:
1. Возрастные нормы развития.
2. Подготовка детей к школе. Когда начинать и как воспитывать?
3. Как не бояться всего вокруг?
4. Почему ребенок кусается?
5. Мотивационная готовность детей к школе.
Конечно же одной из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы я знаю, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Я предложила педагогам выход - изменение форм и методов проведения. Совместно мы попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее. Собрания проводится в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок, мини –тренингов, деловой игры и т. д. Часто педагоги используют видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений. Именно поэтому процент посещения собраний достаточно высок.
В ближайшей перспективе я совместно с педагогами планирую попробовать следующие формы родительских собраний :
«Мастер – класс». Собрание, на котором родители будут демонстрировать свои достижения в области воспитания детей. Собрание будет иметь подготовительный этап: нескольким родителям будет предложено провести маленький урок – поделиться опытом по развитию у детей, например, связной речи. Родители дадут практические советы, покажут ролевую сценку или игру. В конце собрания будет подведен итог, и выбраны наиболее ценные советы, которые будут размещены на стенде «Копилка родительского опыта».
«Ток – шоу». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу будут выступать родители, воспитатели, специалисты. Родителям будут предложены различные ситуации, которые нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Все позиции будут совместно обсуждаться. И в конечном счете родители сами определят пути решения проблемы.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.
II. Практическая часть.
Ход проведения.
А сейчас я предлагаю поучаствовать в деловой игре. Деловая игра направлена на сплочение в группе, создание доброжелательной атмосферы. Для участия в деловой игре мне нужно 8 человек.
1. Упражнение «Знакомство»
Каждый из нас по кругу будет здороваться и называть свое имя.
2. Мозговой штурм
- Трудно переоценить влияние семьи на развитие, обучение и воспитание ребенка. Это было известно людям издавна и нашло свое отражение в крылатых фразах, афоризмах.
Предлагаю вам вспомнить пословицы и поговорки, в которых говорится о семейном воспитании.
• Если ребенка не научишь в пеленках, то не научишь и в подушках.
• Когда отец говорит «так», а мать - «сяк», растет ребенок, как сорняк.
• Что учат дома дети, то знают и соседи.
• Умел дитя родить, умей и научить.
• Яблоко от яблони не далеко падает.
Молодцы.
- Как мы знаем, часто общение с ребенком ограничивается указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определенные ограничения для своих детей. Особенно, если дети маленькие, и их действия могут повредить здоровью и жизни.
Давайте попробуем изменить ограничения и запреты на правила поведения и выполним упражнение.
3. Упражнение «Правила для ребенка»
Ваша задача будет: представить правильно запрет для ребенка, не употребляя слова «НЕ». Например:
- Нельзя переходить улицу на красный свет / Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый огонек светофора.
- Не спеши во время еды / ешь не торопясь.
- Не кричи так громко / разговаривай тише.
- Не рисуй на стене / рисуй на бумаге.
- Не перебивай взрослых / дослушай взрослого до конца, а только потом ответь.
Обсуждение:
- Сложно было выполнить задание?
- Есть ли на самом деле такие правила, которые вы назвали?
- Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не провоцировать конфликты с детьми, необходимо придерживаться определенных правил.
И в завершение деловой игры 4. Упражнение «Аплодисменты»
-Для этого нужно встать в круг.
Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.
Спасибо вам большое за внимание и участие!