Папки-передвижки

Основные формы совместной деятельности взрослых и детей

шелковникова елена
Основные формы совместной деятельности взрослых и детей
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад

Основные формы совместной деятельности взрослых и детей

Выполнила: воспитатель Шелковникова Е. В.

Содержание

Введение…. ….3

Основные формы совместной деятельности взрослых и детей…. …5

Заключение…. …9

Список литературы…. ….11

ВВЕДЕНИЕ

Совместная деятельность – деятельность, осуществляемая двумя или более участниками, каждый из которых выполняет в ней свою функцию, отличную от остальных. Для психического развития ребенка наиболее важна его совместная деятельность со взрослым. В совместной деятельности со взрослым ребенок способен к выполнению тех действий, которые самостоятельно он выполнить еще не может.

Публикация «Основные формы совместной деятельности взрослых и детей» размещена в разделах

Таким образом, семья и детское образовательное учреждение начинают одновременно выступать для ребенка своеобразной школой развития умения сотрудничества с взрослыми, со сверстниками.

Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. В пространстве детско-взрослого сообщества любая деятельность (игровая, познавательная, креативная, коммуникативная) становится развивающей.

Эмоциональное, действенное включение в дела другого человека, активная помощь, сочувствие, сопереживание и есть соучастие взрослого и ребенка. В сотрудничестве осознается потребность работать не только с другим, но и для другого. На этой основе в коллективе возникают взаимное доверие, уважение друг к другу, привязанность, дружеские чувства и другие сплачивающие отношения. Принцип сотрудничества в воспитании реализуется:

- Особой целевой установкой педагога на личностный подход, стратегию сотрудничества;

- Коллективной организацией деятельности, когда коллектив выступает гарантом проявления возможностей каждой личности;

- Диалогичности взаимодействия (обмен интеллектуальными, моральными, эмоциональными, социальными ценностями);

- Преобладание симпатии в межличностных отношениях.

Содержание сотрудничества детского учебного учреждения с семьями учащихся включает три основных направления :

1) психолого-педагогическое просвещение родителей;

2) вовлечение родителей в деятельность образовательного учреждения;

3) участие семей воспитанников в управлении воспитательно-образовательным процессом в учебном учреждении.

Выделяются сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации деятельности.

Партнерская позиция педагога предполагает принятие демократического стиля отношений.

Партнеры - всегда равноправные участники дела, связанные друг с другом взаимным уважением.

Ситуация в процессе совместной деятельности максимально приближена к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании, разрешено свободное общение (рабочий гул, дети могут обсуждать работу, задавать друг другу вопросы и т. п. Приветствуется свободное размещение детей и перемещение в процессе деятельности.

Партнерская позиция педагога предполагает принятие демократического стиля отношений, а не авторитарного, сопряженного с учительской позицией.

Характерными особенностями совместной деятельности являются :

• контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;

• понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата;

• наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников;

• возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений характер и окраска которых, влияют на достижение конечного результата.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ

Сюжетная игра

Цель: овладения ребенком двойной системой средств построения игровой деятельности.

Задачи: поэтапная передача детям постепенно усложняющихся способов построения игры.

Специфика игровой деятельности (ее «замещающий» характер) требует одновременного овладения ребенком двойной системой средств ее построения. Ребенок должен научиться, не только совершать условное игровое действие, но и обозначать воображаемое явление или событие. Формирование игровой деятельности предполагает поэтапную передачу детям постепенно усложняющихся способов построения игры. В младшем дошкольном возрасте это ролевое поведение, а в старшем – сюжетосложение. Передача детям способов построения игры осуществляется в их совместной игре с взрослым, где последний выступает партнером, живым носителем формируемого способа во всей его целостности.

Игра с правилами

Цель: овладения ребенком системой средств построения игровой деятельности.

Задачи: поэтапная передача детям постепенно усложняющихся способов построения игры.

Продуктивная деятельность

Цель: овладения ребенком репрезентирующими (моделирующими) видами деятельности.

Задачи: созидательная работа, направленная на получение предметно оформленного результата, соответствующего в той или иной степени начальному замыслу игры.

Продуктивные виды деятельности имеют существенное отличие от сюжетной игры. Содержания, предлагаемые взрослым ребенку для осуществления педагогически целенаправленной продуктивной деятельности, можно разделить на четыре вида: работа по образцам, работа с незавершенными продуктами, работа по графическим схемам, и работа по словесному описанию цели.

Познавательно-исследовательская деятельность

Цель: расширять представления детей об окружающем мире.

Задачи: овладение детьми характерными способами упорядочения опыта.

По мере развития психофизиологических функций ребенка познавательно-исследовательская деятельность становится все сложнее. Развитие восприятия, мышления, речи дает возможность ребенку сместиться с изучения непосредственно окружающих его вещей к более отвлеченным предметам. Естественными формами познавательно-исследовательской деятельности дошкольника являются непосредственные действия с предметами и вербальные формы исследования. Начиная с младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности ребенок, не только расширяет свои представления об окружающем, но и овладевает характерными для данной культуры способами упорядочения опыта, что позволяет ему в старшем дошкольном возрасте иметь достаточно целостные представления об окружающем мире.

Чтение художественной литературы

Цель: активизации воображения ребенка, расширение осведомленности о мире, о явлениях, не данных в непосредственном наблюдении и практическом опыте.

Задачи: овладение детьми моделями человеческого поведения, интуитивно и эмоционально схватывать целостную картину мира.

Художественная литература является универсальным развивающим образовательным средством, благодаря которым ребенок выходит за пределы непосредственно воспринимаемой реальности. Благодаря чтению художественной литературы ребенок овладевает моделями человеческого поведения, интуитивно и эмоционально схватывает целостную картину мира, овладевает богатой языковой средой. Условно функции художественной литературы можно разделить на два больших класса: познавательно-нравственная и эстетическая функции. Принцип подбора художественных текстов заключается в том, чтобы они являлись смысловым фоном и значимым стимулом для реализации продуктивной, познавательно-исследовательской и игровой деятельности.

Игротека

Цель: приобщать ребенка к игровому взаимодействию, развивать любознательность и инициативность, обеспечивать условия индивидуализации в процессе познавательного развития.

Задачи:

1. обогащать математические представления детей дошкольного возраста,

2. развивать мышление детей в процессе познавательной деятельности,

3. расширять сферу применения математических представлений в ситуациях познавательно-игрового общения,

4. актуализировать коммуникативные навыки.

Поисково-исследовательская лаборатория

Цель: создавать условия для развития любознательности, инициативности и самостоятельности в процессе познавательной деятельности, обогащать партнерскую и самостоятельную поисковую деятельность.

Задачи:

1. развивать восприятие и наблюдательность детей дошкольного возраста,

2. стимулировать развитие аналитических навыков, (установление причинно-следственных связей,

3. расширять сферу применения способов поисковой деятельности в решении проблемных ситуаций,

4. развивать эвристические способы познания окружающего,

5. обогащать познавательно-исследовательское общения со сверстниками.

Неоценимую помощь в усвоении культурных и научных ценностей и способов познания оказывает знакомство детей с открытиями человечества. Ряд таких открытий становится затем предметом специального изучения ученых – математиков, астрономов, географов и других.

Проектная деятельность

Цель: формирование социально-коммуникативных навыков и установок толерантного общения детей со сверстниками и взрослыми в ходе МИНИ и МЕГА-проектов.

Задачи:

- организация воспитательно-образовательной работы по развитию у дошкольников навыков коммуникативной культуры в ходе организации проектной деятельности с использованием сказочных историй и выполнением творческих заданий к ним;

- разработка универсальной модели воспитательно-образовательной работы образовательной организации в ходе проведения обучающего тренинга для педагогов по формированию у дошкольников социально-коммуникативных навыков и установок толерантного общения со сверстниками и взрослыми;

- организация и проведение творческих встреч в родительском клубе с целью создания условий для активного участия родителей в МИНИ и МЕГА-проектах, направленных на формирование у детей установок позитивного общения со сверстниками и взрослыми средствами семейного воспитания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты исследований свидетельствуют о том, что дошкольный возраст связан с потребностью ребенка в доброжелательном внимании и уважительном отношении со стороны взрослого в сотрудничестве с ним. Оптимальной формой организации сотрудничества является совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка. Совместная деятельность предполагает индивидуальную, подгрупповую, групповую формы работы с детьми и осуществляется как в виде НОД, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.

При этом совместная деятельность взрослого и ребенка – это не только этап в развитии любого вида деятельности, но еще и особая система взаимоотношений и взаимодействия. Важно организовать условия для благополучного развития ребенка в детском саду. Очень важно, чтобы осуществлялась связь ребенок-педагог-родитель. Большое значение имеет совместные мероприятия, такие как, открытые занятия, праздники, оформление стенгазет.

В дошкольном возрасте очень часто мамы и папы не находят достаточно времени для совместной деятельности с детьми : работа, домашние дела отнимают много времени и сил. Чаще всего, придя домой, родители включают ребенку телевизор или планшет и рады, что малыш не мешает заниматься им своими делами. Доктор Комаровский в одном из интервью сказал: «Планшет не научит ребенка прыгать, бегать, драться или падать. Он только создаст иллюзию этих умений». Также не научит умная техника логике, вниманию, не разовьёт память, моторные навыки, не сформирует воображение. Детей необходимо учить, учить в процессе совместной деятельности, показывая малышам алгоритм того или иного вида деятельности. Ведь недаром психологи и педагоги единогласно утверждают, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал.

Именно в совместной деятельности закладывается основа уважения к людям, поскольку взрослый демонстрирует уважение к малышу и к его деятельности. Так же, в процессе совместной деятельности детей и родителей формируется умение понимать друг друга без слов, поддерживать друг друга морально и развивать интерес к работе, даже если не получается. Ребенок получает уверенность, что все получиться, только надо научиться. А взрослые, работая вместе с детьми, имеют возможность понять проблемы ребенка, его внутренний мир, его восприятие окружающего мира, учат размышлять.

Помните, что ваша поддержка, уважаемые родители, формирует в малыше самостоятельность, отсутствие тревожности. При выполнении нового задания поддержка родителей стимулирует желание детей к активной деятельности. А активная деятельность ребенка способствует формированию мотивации к познанию, к творчеству. Организовывайте совместные занятия с детьми, придумывайте, фантазируйте, конструируйте, рисуйте и ваш ребенок вырастет интересной личностью, которой вы будете гордиться.

Список литературы:

1. Аверин В. А. Психология личности: Учебное пособие. – СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 1999. – 89 с.

2. Касимова Э. Г. Психология и педагогика общения: учебное пособие. – Уфа., 2013.- 112 с.

3. Смирнова Е. О. Детская психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. - М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с.

4. Марусева И. В. Современная педагогика (с элементами педагогической психологии) : учебное пособие для вузов. - М., Директ медиа, 2015.- 624 с.

5. Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Родительская лаборатория «Лэпбук — одна из форм совместной деятельности детей и взрослых»Фотоотчет «Родительская лаборатория «Лэпбук — одна из форм совместной деятельности детей и взрослых» Цель: Познакомить родителей с одной из форм, совместной деятельности взрослого и ребенка. Вашему вниманию, предоставляю опыт работы с родителями,.

Фотоотчет о совместной творческой деятельности детей и их родителей «Мы за мир без войны!»Фотоотчет о совместной творческой деятельности детей и их родителей «Мы за мир без войны!» . Долой терроры, беды, плачи, И неужели жить нельзя иначе? Чем без конца с народом воевать, А террористы все должны прекрасно знать, Что.

Фотоотчёт «Образы Деда Мороза и Снегурочки в различных видах художественной деятельности детей и взрослых»Фотоотчёт «Образы Деда Мороза и Снегурочки в различных видах художественной деятельности детей и взрослых» Тема Деда Мороза и Снегурочки так любима нами, что мы часто в своём творчестве обращаемся к ней. Сколько в этих образов чудес, загадок,.

Фотоотчёт совместной деятельности детей и их родителей «Волшебница-осень»Фотоотчёт совместной деятельности детей и их родителей «Волшебница-осень» Осень - чудесная пора! Что может быть прекраснее!. Осень радует нас не только своей неповторимой красотой, но и богатством природного материала.

Интерактивное пособие «Лэпбук «Весна» как форма совместной деятельности детей и взрослыхИнтерактивное пособие «Лэпбук «Весна» как форма совместной деятельности детей и взрослых Я хочу познакомить вас с интересным способом представления продукта совместной деятельности детей и взрослых по реализации той или иной.

Конспект совместной деятельности детей и родителей «Я и моя мама»Конспект совместной деятельности детей и родителей «Я и моя мама» Конспект занятия совместной деятельности детей и их родителей. "Я и моя мама".Получения ребенком новых знаний не должен ограничиваться только.

Консультация для педагогов «Основные ошибки при организации проектной деятельности» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста автор воспитатель высшей.

Лэпбук по ПДД как вид совместной деятельности детей и взрослыхЛэпбук по ПДД как вид совместной деятельности детей и взрослых Распечатать готовые шаблоны для лэпбука можно на МААМ Лэпбук по правилам дорожного движения. Воспитатель: Назарова Т. А. Доброго времени.

Новые формы совместной деятельности с родителями в День защиты детей ВидеоНовые формы совместной деятельности с родителями в День защиты детей Видео Наша студия анимации «Сказка за сказкой» с первым днем лета закрывается на каникулы. Художникам тоже нужно отдохнуть, позагорать, набраться.

Планирование совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей в течении дня Представляю планирование совместной деятельности с педагогом и самостоятельной деятельности детей в течение дня в первой младшей группе.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Основные формы совместной деятельности взрослых и детей
Опубликовано: 18 июня 2020 в 07:45
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основные формы совместной деятельности взрослых и детей» (включая файлы) размещена пользователем шелковникова елена (УИ 1781291) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД