Исакова Алёна Сергеевна
Основные пути познания дошкольниками образовательной области «Безопасность»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка детский сад №16
ДОКЛАД
ТЕМА : «Основные пути
познания дошкольниками
образовательной области
«БЕЗОПАСНОСТЬ»».
Воспитатель: Исакова
Алёна Сергеевна
с. Новостройка
2014 г.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Время не стоит на месте: меняются условия жизни человека, вместе с тем изменяются и правила безопасности жизнедеятельности.
Публикация «Основные пути познания дошкольниками образовательной области „Безопасность“» размещена в разделах
Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта, развитой сетью коммуникаций, обустройством жилища различной бытовой техникой и электроприборами.
Поэтому необходимо:
Создать условия для полного безопасного нахождения воспитанников в ДОУ;
Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в нашем ДОУ в разных направлениях:
- работа с педагогическим коллективом и персоналом;
- работа с детьми;
- работа родителями.
Содержание образовательной области „ Безопасность" направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Содержание работы с детьми
В данном направлении работа с детьми ведется во всех возрастных группах согласно составленного перспективного плана.
В группах созданы уголки безопасности «Дети и дорога», «Один дома», «Если возник пожар», «Личная безопасность» и т. п.
Так же имеется наглядный материал, хорошо развита и постоянно пополняется предметно-развивающая среда.
Основные пути познания дошкольниками
образовательной области
«Безопасность»
представлены в следующих формах:
Инструктажи
Практические занятия (эвакуация)
НОД
Беседы
Рассматривание наглядного материала
Экскурсии
Игры
Чтение
Художественное творчество
Познавательно-исследовательская деятельность
Досуги
Наблюдения
Обыгрывание различных ситуаций
«Минутки» безопасности
Беседы на темы:
Б «Правила поведения при пожаре»
Е «Правила поведения во время проведения НОД»
З «Правила поведения во время экскурсии за пределы детского сада»
О «Правила поведения при катании с горки,
скольжении по ледяной дорожке»
П «Правила поведения на прогулке»
А «Осторожно, гололед!»
С «Как вести себя с незнакомыми людьми»
Н «Правила поведения в Новогодние и праздничные дни»
О «Правила поведения в лесу»
С «Правила поведения вблизи водоемов»
Т «Осторожно, они могут быть ядовиты!»
Ь «Один дома» и др.
ИГРЫ:
Б Дид. игра «Можно - нельзя»
Е Дид. игра «Да-нет»
З Дид. игра «На пожар»
О Дид. игра «Топаем – хлопаем»
П Дид. игра «Что нужно при пожаре»
А Дид. игра «Собери автомобили специального предназначения»
С Дид. игра «Назови дорожный знак»
Н Дид. игра «Светофор»
О Дид. игра «Правила поведения»
С Сюжетно-ролевая игра «Службы спасения»
Т Сюжетно-ролевая игра «Мы пассажиры».
Ь Сюжетно-ролевая игра «Водители» и др.
Читаем детям:
Б «Путаница» Чуковский К.
Е «Пожар в море» Житков Б.
О «Костер» Баданов М.
П «Кошкин дом» Волынский Т.
А «Гроза» Барто.
С «Воробышек и огонь» В. Сухоминский
Н «Колобок» р. н. с.
О «Петушок и бобовое зернышко» обр. Капицы
С «Красная шапочка» Ш. Пьерро
Т «Дядя Стёпа» С. Михалков
Ь «Волк и семеро козлят» р. н. с
Работа с родителями.
Проводимая в ДОУ работа с родителями направлена на необходимость
Показывать родителям значение развития экологического сознания как условия всеобщей выживаемости природы, семьи, отельного человека, всего человечества.
Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями, возникающими дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема, и способами поведения в них. Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности,
Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей на улице (соблюдать технику безопасности во время игр и развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице, во время катания на велосипеде, во время отдыха у водоема и т. д.). Рассказывать о необходимости создания безопасных условий пребывания детей дома (не держать в доступных для них местах лекарства, предметы бытовой химии, электрические приборы; содержать в порядке электрические розетки; не оставлять детей без присмотра в комнате, где открыты окна и балконы и т. д.). Информировать родителей о том, что должны делать дети в случае непредвиденной ситуации (звать на помощь взрослых; называть свои фамилию и имя; при необходимости —фамилию, имя и отчество родителей, адрес и телефон; при необходимости звонить по телефонам экстренной помощи —«01», «02» и «03» и т. д.).
Привлекать родителей к активному отдыху с детьми, расширяющему границы жизни дошкольников и формирующему навыки безопасного поведения во время отдыха. Помогать родителям планировать выходные дни с детьми, обдумывая проблемные ситуации, стимулирующие формирование моделей позитивного поведения в разных жизненных ситуациях.
Подчеркивать роль взрослого в формировании поведения ребенка. Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах, бережное отношение к природе и т. д. Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
Знакомить родителей с формами работы дошкольного учреждения по проблеме безопасности детей дошкольного возраста.
Формы работы с родителями
Беседа
Консультация
Памятка
Папка-раздвижка
Газета
Собрание
Анкетирование
Посещение на дому
Семинар
Круглый стол
Создание информационного обеспечения
Участие в конкурсах
Планируемые результаты в ходе освоения воспитанником образовательной области «Безопасность»
Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).