Ольга жарикова
Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад по теме:«Художественно -эстетическое воспитание детей
дошкольного возраста. Интеграция в системе
специально организованных занятий».
В любом виде деятельности- будь то музыкальное занятие, развлечение или просто беседа, немаловажное значение имеет внимание ребёнка, сосредоточенность сознания на каком нибудь предмете или явлении. Как известно, у дошкольников внимание неустойчивое. Удержание его требует от педагога поиска новых приёмов и методов, практических наработок.
Публикация «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Одним из самых важных принципов в воспитании дошкольников является наглядность обучения.
Практика работы с детьми в детском саду доказала необходимость использования, как можно большего количества приёмов развития зрительного восприятия.
Современный ребёнок дошкольного возраста подвижен, динамичен, свободен. Он сочетает сразу несколько видов деятельности, организуя свою жизнь, и обращать их в игру. Склонность и интерес дошкольника к полидеятельности заставляет задуматься о формах организации педагогического процесса в детском саду. Художественно-эстетическое воспитание не становится исключением.
Художественно-эстетическое воспитание связано с формированием у каждого воспитуемого художественно-эстетической творческой способности. Ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, самостоятельно создавать продукты творчества.
Художественно-эстетическая деятельность, насыщенна амплификацией,помогает, не насилуя ребёнка сухой дидактикой, добиваться к семи годам тех же результатов, что и интеллектуальные программы. Результатом художественно-эстетического воспитания является – духовно богатая, всесторонне развитая личность. Именно поэтому необходимо уделять ей большое внимание Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.
Реализация задач художественно-эстетического воспитания наиболее оптимально будет осуществляться при следующих условиях.
• Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
• Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества.
• Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения.
• Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения.
• Организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.
• Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.
• Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским садом и начальной школой.
Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьей.
Широкая опора на региональный материал, его специфику: природу, искусство — как классическое, так и народное. Знакомство с современным искусством и его творцами, работающими в поселке, городе, крае. Познание детьми достопримечательностей, их окружающих, знаменательных событий.
Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.
Методы художественно-эстетического воспитания :
- метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире.
- метод убеждения позволяет развивать у детей эстетическое восприятие, элементы художественного вкуса.
- метод приучения, упражнения в практических действиях. -Метод приучения предполагает, проявление ребёнком желания украсить, улучшить окружающее, т. е. посильно преобразовать его и порадовать этим своих сверстников, взрослых;
- метод поисковых ситуаций, побуждений детей к творческим проявлениям. Используя этот метод педагог предлагает детям придумать рассказ, рисовать, лепить по замыслу и т. д.
Произведения искусства должны обязательно присутствовать в образовательном процессе. Первое направление — искусство, в том числе народное, включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды.
Особое внимание уделять проведению комплексных занятий, интеграции с другими видами художественной деятельности. Эффективность этого направления во много определяется комплексным использованием всех средств эстетического цикла: театра, музыки, художественной литературы, рисования.
Интегрированные занятия эффективны, дают высокие результаты, повышают продуктивную деятельность детей
Интеграция - процесс сближения, создания единого целого. Интегрированный подход в художественно - эстетическом воспитании формирует у детей объективную картину окружающего мира, развивает творчество.
Задачи интеграции:
- повысить эффективность художественно – эстетического воспитания;
- пробудить интерес к творчеству, умению выражать свои мысли, чувства в речи, рисунке;
- формировать умение использовать накопленный опыт для действия в определенной ситуации;
- научить выделять главное из общего потока информации.
Преимущества интегрированной деятельности.
форма проведения интегрированной деятельности нестандартна, интересна; снимается утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышается познавательный интерес;
за счет усиления межпредметных связей высвобождаются часы, которые можно использовать для развивающей деятельности воспитанников, а также дополнительные деятельности практической направленности;
интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога.
В нашем детском саду художественно-эстетическое развитие дети получают не только на занятиях. Но и на дополнительных кружках. Эти кружки у нас работают не только по отдельности, но и в совместном творческом единстве.
Интеграция в системе специально организованной деятельности актуальна. Смена ведущего педагога способствует меньшей утомляемости детей и переключению внимания. На занятии происходит процесс многократного повторения и закрепления изучаемого материала в игре. Имеется возможность раскрыть способности каждого ребёнка в определённом виде творчества и помочь развить их.
Всё это побудило нас к выбору темы: «Тряпичная кукла». Разработанные занятия расцениваются,как один из видов познавательной деятельности- ознакомление с различными видами искусства (народное творчество, театральное искусство, история костюма и т. д.) Итогом работы, потребовавшей длительного, трудоёмкого подготовительного этапа, явилось создание в детском саду уголка прикладного творчества. И как следствие, появилась необходимость проведения занятий -бесед, которые позволяют в доступной форме знакомить ребёнка с историей игрушки, способами её изготовления, способствовать развитию эмоционального отклика на увиденное. В ходе деятельности задействованы три педагога: Воспитатель, педагог ИЗО, музыкальный руководитель. В своей работе я пользуюсь всеми перечисленными методами. Педагог дополнительного образования Марина Леонидовна рассказала вам о тряпичных куклах, я хочу рассказать, как я применяю их в своей деятельности.
Я приобщаю детей к народной культуре посредством создания народной куклы- сопровождая народной музыкой и художественным словом. Заучивание потешек, частушек, слушание и исполнение колыбельных песенок (старших детей, их предназначение, обучение игровым действиям с куклами (с малышами)Игры «Покачай, передай», «Платок», хоровод «У бабушки Меланьи» и др. Организация совместных календарных праздников «Масленица», («Веснянка») «Рождественские посиделки»(«кукла-коза») «Святая пасха» «Сороки»(Птицы, «Баба птица-счастья») «Медовый спас», «Покров». («Макредина-десятиручка»)
При знакомстве с подобными праздниками целесообразно не только выслушать теорию, но и что-то поделать руками. Это помогает вжиться в праздник, создать определенный настрой. Сделав вещь, хочется узнать, для чего она, что означает. Через раскрытие символического значения определенного предмета раскрывается смысл праздника или обряда.
Важно помнить, что в нашей традиционной культуре заложен мощный потенциал нравственного и духовного развития. В этом основная ценность культуры. Сегодня уже очевидно, что будущие поколение надо приобщать к наследию и опыту предков. Один из путей лежит через декоративно-прикладное творчество. Которое обладает сильными мотивированными инструментами. Оно способствует не только познанию и самопознанию ребенка, но и его самовыражению.
Взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса позволяет создать оптимальные условия для дошкольников к традиционной народной культуре посредством народной куклы. Сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, формирует положительное отношения друг к другу.