Доклад по теме: «Народная педагогика — средство духовно-нравственного развития детей.»

Марина Ивановна
Доклад по теме: «Народная педагогика — средство духовно-нравственного развития детей.»

Дошкольное детство – важнейший этап становления личности. Воспитание детей, знающих и любящих свою Родину, свою семью - задача особенно актуальная сегодня и не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа (освоения его народной культуры и традиций).

Народ - добрый и мудрый учитель, создавший множество песен,сказок,потешек,поговорок,загадок,дающих возможность взрослому без назидательных, сухих нравоучений, в приятной форме для ребёнка, обучать его чему-то новому.

Работа в нашей группе (как и в детском саду) направленна на воспитание у ребенка с первых лет жизни гумманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, к Родине.

Направление по которому я работаю вот уже второй год, расчитано на детей в возрасте от 2 до 4 лет.

В его основу положены принципы:

-Деффиренцированный подход к каждому ребенку, учет его особенностей, возможностей и интересов.

- Развивающий характер обучения.

- Сочетание научности и доступности исторического материала.

- Наглядность.

- Рациональное сочетание разных видов деятельности, характерных возрасту детей.

- Систематичность, последовательность (воспитание эффективно, если системно).

Эти принципы связаны между собой и реализуются в единстве.

Всю работу по данной теме мы ведем по четырем направлениям:

- "Моя семья"

- "Детский сад- дом второй"

- "Моя малая Рдина"

- "Истоки старины"

Таким образом, работая по теме " Моя семья", я стараюсь, с одной стороны - сформировать у детей первоначальное представление о семье (совместно с детьми и родителями мы создали уголок семьи, а так же каждая семья оформила свое родословное древо, для того, что бы ребенку было легче воспринимать и запоминать получаемую информацию,даю детям понятие того для чего нужна семья,воспитываю любовь и уважение к своим родным и близким, а с другой стороны,стараюсь,как можно чаще привлекать родителей к сотрудничеству с педагогами, вызываю желание активно принимать участие в жизни детского сада и группы.

"Детский сад - второй дом"

В этом направлении первоначально начинается работа по ознакомлению детей с группой, с игровыми центрами группы и игрушками. Важно объяснить детям,что группа будет их домом в детском саду, а воспитатели и дети - хозяева этого дома. Хорошие хозяева любят свой дом и берегут его, знают, где, что храниться,для чего нужны разные предметы и т. д. Потом проводится экскурссия по группе и все осматривается "хозяйским глазом". Поощряю желание детей поддерживать порядок в группе, воспитываю бережное отношение к игрушкам и вещам. Совершенствую умение свободно ориентироваться в помещении детского сада.

"Моя малая Родина"

Задачи, решаемые в этом направлении - это воспитание в ребенке чувсттва гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живет. Знакомство с улицей, по которой он ходит в детский сад, с достопримечательностями родного города. Зарождаясь из любви к малой Родине, патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознанной любви к Отечеству. Работа по воспитанию любви к родному краю усложняется по мере развития детей. Это длительное, систематичное и целенаправленное воздействие на ребенека, так как воспитание патриотических чувств не ограничевается временными отрезками. Систему работы можно предствавить следующим образом:

Семья - детский сад - родная улица - родной город - родная страна.

"Истоки старины"

Работниками дошкольного учреждения совместно с родителями оформляется мини-музей "Русская горница", выставки мастеров.

В русской горнице мы знакомим детей с русскими народными сказками,пословицами,поговорками, загадками,раскрываем традиции и обычаи русского народа. В каждый предпраздничный период музей пополняется новыми экспонатами, которые родители и дети приносят из дома или изготавливают по старинным образцам. Появлению предмета в горнице предшевствуют познавательные рассказы и целевые наблюдения.

Мини- музей мы вместе с родителями по возможности попоплняем экспонатами,такими ка: прялки, чугуны,ухваты,и разной домашней утварью. Содержанием выставок являются произведения народно -прикладного творчества местных матеров,членов семьи и самих ребят (творческие работы по рисованию, лепке, аппликации)

Предпраздничные посиделки.

В ожидании праздника мы организуем несколько посиделок,при этом каждый раз меняется их содержание. Например: на одних мастерят предметы для оформления праздника и знакомят с новой хороводной песней, на других - делают подарки для родных и близких, играют в народные игры,на третьих -знакомят с правилами гостеприимства русского народа и т. д.

Практика показала, какое огромное значение имеет осознанное восприятие для нравственного отношения детей к культурному наследию своего народа. Сначала интерес и любование, затем - бережное отношение к тому,что их окружает.

Анализ моей работы показывает, что духовно-нравственное воспитание необходимо начинать закладывать именно в детском саду. Дети замечают красоту родного края,изменения в природе. они становятся более любознательными,наблюдательными,обогощается речь, активизируется словарный запас. Трепетным и уважительным стало отношение у детей к местным достопримечательностям,теснее связь с родителями.

Родители больше стали вникать в наши проблемы, учавствовать в жизни детского сада,предлагать свою помощь. Это оказывает благотворное влияние на нравственное воспитание детей,приносит им радость от общения, радует сотрудников детского сада. Дети с желание и радостью знакомятся с нашим любимым городом, а это значит, что они уже любят свою малу Родину, и есть надежда на то,что они вырастут настоящими людьми с большой буквы.

Публикации по теме:

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Влияние народного искусства на развитие личности детей Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей- это национальная трагедия и угроза самому существованию нации. М. П. Мусоргский.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Доклад по теме: «Народная педагогика — средство духовно-нравственного развития детей.»
Опубликовано: 26 февраля 2013 в 14:46
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 октября. Международный день хлеба

Хлеб – наш самый важный продукт. Его можно кушать по нескольку раз в день, и он никогда не надоест! Хлеб присутствует в традиционных национальных кухнях всех народов мира. О его значимости говорит то, что...

16 октября. День колоса на МААМ

«Зерно в землю пало — колосом стало» – такой путь каждый раз проходит маленькое зернышко, чтобы стать колосом. У всех народов хлебные колосья считаются символом плодородия и достатка. Колос, полный спелых...

Детский мастер-класс по конструированию из бумаги «Ежик»
Добрый день, дорогие друзья! Предлагаем вам смастерить ежика из бумаги. Поделка проста в исполнении и у детей вызвала интерес. Необходимые...
Конспект занятия кружка «Эколята» на тему «Как человек охраняет природу»
Цель. Формировать бережное отношение к родной природе. Задачи. Дать представления о том, как люди заботятся о природе, хотят ее сохранить, рассказать о...
Вязаная шапочка Волка для театральной деятельности детей
Считалки Шел волчище через мост, Четыре лапы, пятый хвост Если мост провалится, То волчище свалится! Барашек на лугу гулял, Барашек рожки потерял. Шел...