Приложение МААМ

Особенности становления сюжетно-ролевой игры в средней группе

Ирина Михайлова
Особенности становления сюжетно-ролевой игры в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности становления сюжетно-ролевой игры в средней группе

Воспитатель МБДОУ «ЦРР д/с №3» Михайлова Ирина Васильевна

Игра в дошкольном детстве является ведущей деятельностью ребенка. Из всех видов игр наиболее благоприятно влияют на развитие ребенка сюжетно-ролевые.

«Самые любимые, самые нужные детям игры — это те, где дети сами становят цель игры : построить дом, состряпать обед и т. д. Процесс игры заключается в осуществлении этой цели: ребенок строит планы, выбирает средства осуществления. Пусть поезд, на котором он едет, построен из стульев, пусть дом построен из щепок — не в этом дело, фантазия ребенка дополнит действительность: тут важен сам процесс построения плана».

Публикация «Особенности становления сюжетно-ролевой игры в средней группе» размещена в разделах

В игровой деятельности реализуется потребность ребенка участвовать в жизни взрослых. Удовлетворяя желания быть похожим на взрослых, дети в играх реализуют свое стремление к активности, самостоятельности, проявляют инициативу, действуют творчески. Игры наполняют жизнь детей радостными переживаниями, эмоционально обогащают и создают бодрое настроение.

На 5-м году жизни особое значение приобретают совместная сюжетно-ролевая игра. Она становится ведущей формой игровой деятельности и обуславливает значительные изменения в психике ребенка. Успех формирования игровой деятельности в этот возрастной период во многом зависит от преемственности в содержании и педагогических приемах всех компонентов комплексного руководства игрой.

В начале учебного года воспитатель в первую очередь обращается к игровому опыту, приобретенному детьми в предыдущей группе. Педагог выявляет общий и индивидуальный уровень знаний, представлений, умений детей их соответствия программным требованиям, закрепляет летние впечатления ребят. В этот период важно поддерживать воплощение замыслов путем реализации в игре нескольких игровых задач и комбинирование разных эпизодов из сказок и реальной жизни, поощрять стремление играть не только с игрушками, но и с предметами, обозначать действие предметами — заменителями, воображаемыми предметами, обозначать действие словом; систематизировать представления об образах близких и знакомых людей (папы, мамы, шофера, врача и т. д.). Педагог подсказывает и некоторые роли, способы поведения, характер высказываний, содержание диалогов: учит договариваться со сверстником, вступать в деловое взаимодействие друг с другом. Что представляют собой творческие игры детей среднего дошкольного возраста?

Редко бросается в глаза более коллективный характер игр. Больше детей объединяются в играх по единому замыслу, эти группировки более длительны и устойчивы. Встречаются длительные игры на одну тему, продолжающиеся несколько дней. Если в младшем возрасте детей интересует ролевое действие — возить, носить, варить и они изображают эти действия, то в среднем возрасте роль уже приближается к изображению определенного лица. Теперь ребенок выбирает роль и применительно к ней исполняет ролевые действия. Таким образом, роль то есть изображения того или иного действующего лица в типичных для него проявления, постепенно приобретает решающее значение. Этот шаг характеризует противоречивый момент в развитии ребенка: твердо осознавая самого себя и не теряя этого осознания, ребенок в то же время становится в положение какого-либо другого лица, обычно взрослого. При всей глубине ролевого переживания ребенок в каждое мгновение теряет чувство реальности, истинности происходящего с ним. Даже больше как только подметишь, что его роль начинает грозить неудобствам для него лично, он отходит от роли, или отказывается от игры, или стремиться изменить свое ролевое положение как действующего лица в наиболее благоприятную для себя сторону. Так если в 3-4 года ребенок может легко согласиться на выполнение любой роли, то теперь уже он выборочно подойдет к этому. Замечается предпочтение детьми одной роли другой, например в играх «дочки-матери» и других играх. Правила, на которых основывается роль становятся все более обязательными для детей в силу законов, коллективной игры; взаимоотношения детей в игре складываются на основе роли и правил игры. Именно поэтому и развивается замысел игры, что дети начинают совместно действовать.

Если в младшей группе центральной задачей руководства играми было направление неоформленных действий детей, придание игре определенного замысла, то в средней группе руководство игрою обращается на роль и проводится через нее. Настолько роль и правила, связанные с нею, становятся значимыми для детей в играх, настолько они определяют взаимоотношения детей, показывают факты, знакомые всем воспитателям.

Дети начинают претендовать на исполнение любимых ролей, часто эти роли оспариваются ими друг у друга, выделяются главные роли, чем-либо особо привлекающие детей.

Детьми средней группы роли исполняются с более строгим соблюдением правил. Обязанности, которые берет на себя ребенок соответственно своей роли, становятся шире в связи с его растущим опытом и знаниями. Это изменяет характер взаимоотношений детей в играх друг с другом, а также самое направление руководства. Если в младшей группе взаимоотношения детей в значительной мере определялись теми действиями, которые они выполняли, вследствие чего возникали споры, столкновения и нужно было руководить детьми в этой области, то при наличии роли взаимоотношения детей концентрируются вокруг нее, особенно вокруг выполнения правил. Правила творческих игр дети заимствуют из общественной жизни, которую они наблюдают: мамы в играх ведут себя таким образом, это наблюдал ребенок у своей или чужой мамы. Чем ближе изображаемая роль в быту детей, следовательно, к их непосредственному восприятию, тем больше в ней отражено жизненных и правдивых наблюдений. В этом смысле игра до некоторой степени является зеркалом жизни взрослых, но лишь до некоторой степени, так как зеркало отражает статистику, в то время как детская игра отражает динамику отношения ребенка с фактом и явлением. (Воспитателю следует заботиться о содержании детских игр.) Значит особенно важно, чтобы правила, положения, отношения, которые осуществляет ребенок при исполнении роли воспитывали в нем истинно человеческие отношения и чувства. Речь идет, конечно, не о том что воспитатель должен навязывать детям непонятные для них правила или роли игры и требовать их исполнения.

Искусство руководства состоит в том, чтобы воспитать у детей правильное отношение к явлениям жизни, а это как известно одним приказанием добиться невозможно. Нужно направлять детей на наблюдение окружающего и руководить этим наблюдением. Воспитателю следует заботиться о содержании детский игр.

Доступными детям детям явления действительности должны найти отражение в детских играх. Содержание игр отражает широкий круг жизненных явлений — детский сад, автобус, магазин, парикмахерская и т. д. Во всех играх отражаются отношения между людьми, их переживания и чувства. Тем более настороженно нужно следить за проникновением в детские игры отдельных отрицательных явлений и преодолевать их, помня о том, что и правило в игре, и роль — это воспитание у ребенка отношения к окружающему, а следовательно и соответствующего влияния на развитие его личности.

Какие же условия необходимо создавать для продвижения в развитии самой игры, что нужно знать и уметь педагогу, чтобы способствовать развитию игры, а значит еще более плодотворно стимулировать развитие ребенка?

К условиям игры относятся три фактора: желание ребенка играть, игровая среда, способствующая созданию игровой воображаемой ситуации, умелое руководство игрой со стороны взрослых. И сейчас мы поговорим об игровой материальной среде, от создания которой в немалой степени зависит, будет ли она развивающая или так и останется на уровне материальной.

Игровую среду в педагогическом процессе представляют четыре компонента:

игрушки,

игровые атрибуты,

предметы-заменители,

собственной игровой оборудование (игровая мебель и т. д.)

игровая развивающая среда в средней группе, имеет ряд особенностей, как и сам период развития ребенка пятого года жизни, когда игра уже перестраивается и от режиссера и образной ее развитие движется к сюжетно-ролевой. В средней группе в течении первого полугодия должны постепенно исчезнуть атрибуты, а на из место должны прийти предметы-заменители. Это связано с тем что уровень развития воссоздавшего воображения детей этого возраста позволяет им самостоятельно искать замену недостающим компонентам игры. В процессе такого поиска и идет

полноценное развитие ребенка, поскольку поиск активирует его его воображение, память, внимание и мыслительные процессы. Предметы-заменители должны храниться в открытых емкостях (коробках, ящиках, корзинах).

Наиболее интересными в развивающем отношении являются такие многофункциональные предметы как строительные кирпичики разного размера, баллон от парфюмерной аэрозоли, веревка разной длины, камушки, каштаны, желуди, мягкая проволока, старые колеса, коробки разной величины, лоскуты ткани, бумага разных размеров и разного качества т. д. Надо помнить, что предметы-заменители это не хлам и не мусор, которые не жалко дать детям на уничтожение. Это качественные, эстетичные предметы, которые несут в себе возможности интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития.

Нельзя ориентироваться на то, что в средней группе выбор предметов может быть ограничен. Здесь ограничений нет! Чем шире поле предметов-заменителей, представленное для детского воображения, тем у детей больше возможностей для развития своих игровых замыслов.

К концу пребывания детей в средней группе постепенно исчезает собственно оборудование игровых комнат. Должно исчезнуть! М все по той же причине, так как правильной организации педагогического процесса, вообще игрового и в частности, воображение ребенка продвигается в своем развитии и ему уже тесно в рамках готовой игровой ситуации, оно рвется на свободу ее самостоятельного создания. На пороге пяти лет он осознанно вступает в разнообразные контакты со сверстниками, способен проявить инициативу не только в построении сюжета, но и продумывании правил. Он готов самостоятельно создать игровую среду, удовлетворяя свое ведение игровой обстановки. И здесь надо дать ему такую возможность, оставив для игр емкости с предметами-заменителями, которые он способен сам себе дополнять и игрушки, которые выполнили свою развивающую функцию, но являются дополнительными компонентами развития игровых сюжетов. Убирается оборудование не сразу, а постепенно. Как убирать его решает сам педагог. Можно полностью убрать оборудование тех игр, которые застыли в своем развитии.

Исчезновение игровой базы даст новый виток развития игре.

Публикации по теме:

Педагогический проект «Играем Вместе» В настоящее время наблюдается постепенное реформирование российской педагогики, в том числе и дошкольной. Сегодня наиболее актуальным является.

Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста в игре На современном этапе развития общества тема воспитания детей как никогда принимает огромное общественное значение. Игра – один из тех видов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности становления сюжетно-ролевой игры в средней группе
Опубликовано: 18 января 2015 в 17:55
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности становления сюжетно-ролевой игры в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Михайлова (УИ 225394) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД