Лучший педагог года

Доклад «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Ирина Родина
Доклад «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Пермский край, П. Звездный МБДОУ д/с ЦРР "Звездочка"

Воспитатель Патракова Л. А.

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности, математического, мыслительные умения, на протяжении всего дошкольного обучения, дана не во многих.

Публикация «Доклад „Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Наиболее эффективным пособием для ранней логической пропедевтики, и, прежде всего, для подготовки мышления детей к усвоению математики, считаю логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем.

Принимая во внимание положительный опыт современных педагогических технологий, сочла целесообразным выстроить свою работу в форме проектной деятельности.

Метод проекта - уникальное средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способствующий реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.

Актуальность проектной деятельности, направленной на развитие конструктивно-логического мышления у детей дошкольного возраста, в том, что Блоки Дьенеша – универсальный международный дидактический материал, позволяющий успешно развивать логическое мышление дошкольников, реализовывать насущную проблему индивидуально-дифференцированного обучения и коррекционной работы с детьми.

Уникальные развивающие возможности этого нестандартного дидактического оборудования и предопределили цель моей поисковой деятельности: формирование математического мышления дошкольников 2-7 лет через развитие познавательных (сенсорных и интеллектуально-творческих) способностей посредством игровой деятельности с логическими блоками Дьенеша.

Проект «Маленькие логики» (для детей 2-4 лет и их родителей) способствует формированию фундамента успешного умственного развития и начала сенсорной культуры. Малыши познают окружающий предметный мир, выявляют свойства предметов (цвет, форму, размер, их соотношения. И вот тут-то логические блоки Дьенеша очень помогут им в этом.

Проект «Удивительная страна Дьенеша» (с детьми 4-7 года жизни и их родителями) является продолжением проекта «Маленькие логики». Развивающие игры с логическими блоками Дьенеша, включенные в проект, привлекают занимательностью, оригинальностью решения обыкновенных задач, заложенным в них творческим потенциалом, многовариантностью игровых упражнений. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности, что, в свою очередь, способствует эффективному развитию у дошкольников всех видов мышления : наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и формированию познавательных действий.

Диагностика уровня математического развития каждого ребё нка и анкетирование родителей на начальном этапе проектировочной деятельности позволили мне выявить следующую проблему: недостаточный уровень развития у ребё нка-дошкольника интеллектуальных способностей и креативного мышления, активности и самостоятельности в поисках способов действия, путём решения мыслительных задач; отсутствие теоретических и практических знаний у родителей о развивающих возможностях инновационных игровых технологий для познания детьми логики и математики в дошкольном возрасте.

Для устранения данной проблемы поставила ряд соответствующих задач:

- разработать и внедрить педагогическую систему по формированию элементарных математических представлений с использованием развивающих игровых технологий с целью эффективного интеллектуально-творческого развития детей;

- развивать наблюдательность, познавательно-исследовательский интерес к явлениям и объектам окружающей действительности, потребность узнать и освоить новое;

- развивать воображение, креативность мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);

- гармонично, сбалансировано развивать у детей эмоционально-образное и логическое начала;

- формировать базисные представления (об окружающем мире, математические, речевые умения;

- развивать самостоятельность, индивидуальность и инициативу каждого ребенка при организации игровых действий, планировании, выборе методов и форм решения поставленной проблемной ситуации;

- повысить уровень теоретических и практических знаний у родителей о развивающих возможностях инновационных игровых технологий для познания детьми логики и математики в дошкольном возрасте.

ожидаемый результат:

- повышение уровня сенсорного и интеллектуально-творческого развития дошкольников на каждом возрастном этапе;

- самостоятельное использование детьми развивающих игр и упражнений математической направленности в повседневной жизни;

- заинтересованность родителей развивающими возможностями инновационных игровых технологий и использование игр и упражнений математической направленности в домашних условиях.

Проектную деятельность осуществляла поэтапно:

I этап – проектировочный (диагностирование детей; анкетирование родителей; определение стратегии и механизмов реализации проектов; составление плана мероприятий на каждом возрастном этапе);

II этап – технологический (создание картотеки игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша для детей 2-4 лет, 4-7 лет; создание предметно-развивающей среды; разработка конспектов игровой, познавательной деятельности по ФЭМП, развлечений, праздников, досугов, конкурсов с использованием развивающих инновационных технологий);

III этап – внедренческий (игровая, познавательная, конструктивно-творческая, речевая деятельность);

IV этап – диагностический (итоговое диагностирование детей; повторное анкетирование родителей).

Участниками проектной деятельности стали дети, родители, педагоги.

Такие формы работы с детьми, как дидактические игры, ННОД по ФЭМП, физкультминутки, развлечения, совместная и самостоятельная деятельность позволили мне обеспечить личностно-ориентированное взаимодействие с ребёнком (вместе, на равных, как партнёров, создать особую атмосферу для реализации его познавательной активности в условиях обогащённой развивающей педагогической среды.

Ребята неплохо освоили ряд познавательных игр с логическими блоками и логическими фигурами: «Сложи картинку», «Цветочные полянки», «Угощение для медвежат», «Художники», «Магазин», «Лепим нелепицы», «Житейские истории», «Я загадаю - вместе отгадаем», «Транспорт к выезду готов»

Сюжет игр буквально захватывал детей : то они, накладывая цветные блоки на плоскостные изображения, превращали картинки в объёмные предметы; то украшали лесные полянки красивыми цветочками, группируя фигуры по определенным признакам; то в атмосфере жизнерадостности «лепили нелепицы» из небылиц К. Чуковского, С. Маршака, Б. Заходера, Э. Успенского; то загадывали загадки, а отгадки выкладывали блоками; то оказывали помощь героям стихов А. Барто; то выступали в роли спасателей (готовили транспорт к выезду в район бедствия).

Дети проявляли инициативу к самостоятельной организации данных игр, объединяясь со сверстниками и родителями.

Особый интерес у дошкольников и их родителей вызвала интегрированная деятельность, включающая образовательные развивающие проблемно-игровые и практические ситуации по ФЭМП: «Поможем зайчику» (познание + коммуникация + социализация + музыка); «Построй дом» (ФЭМП + ручной труд); «Украсим ёлку бусами…» (ФЭМП + развитие речи + оригами); «Путешествие в страну Первоцветию» (экология + ФЭМП + конструирование); «Подарки для Малыша» (социальный мир + ФЭМП + конструирование из бумаги); «Архитекторы» (социализация + труд + коммуникация + познание + музыка…

Для педагогов: гармоничное осуществление воспитательно-образовательного процесса соответствующее принципу развивающего образования; формирование познавательных действий, интегративных качеств воспитанников; диагностика, коррекция освоенности детьми математических представлений, средств и способов познания; решение задач математического развития дошкольников в контексте с задачами других разделов программы; сокращение количества занятий в целом и их общей продолжительности.

Для детей : совмещение на занятии различных видов деятельности, объединённых единой сюжетной линией, очень увлекательно. Вместе с главными героями они «проживают» сложные, таинственные, весёлые приключения; преодолевают препятствия и трудности; добиваются успеха.

Для родителей: увидеть реальные возможности дошкольного учреждения для комплексного развития ребёнка.

Родителям, конечно, интересны практико-ориетированные формы: мастер-классы «Интеллектуальные игры», семинары-практикумы: «Занимательная математика», «Математика – это интересно», «Учимся, играя!». Они позволяют узнать новый теоретический материал по развивающим играм и апробировать его на практике.

Заключительное мероприятие проекта – развлечение «Путешествие на планету Блоков» было презентовано участникам НПК «Социальное партнерство ДОУ и семьи в условиях реализации ФГТ».

Включение семьи в образовательный процесс позволило нацелить родителей на развитие интеллекта ребенка, обогащение его кругозора; способствовало сближению детско-родительской дистанции в совместной познавательно-игровой детальности.

Результативность проектировочной деятельности регулярно отслеживала с помощью мониторинга и педагогической диагностики. На каждом этапе была своя диагностика в соответствии с поставленными задачами, на том материале, который изучался. Мною фиксировались: способ выполнения практического действия; речевые высказывания ребёнка; проявление интереса; самостоятельность и инициативность; результат.

Процентное содержание уровня освоенности детьми математических представлений, средств и способов познания менялось: высокий уровень поднимался от нулевой отметки до 62,5%, низкий уровень опускался до 12,5%.

На конец года результаты стабильно улучшались, так как работа была выстроена в системе. Ведь всем известна педагогическая истина: развивающий эффект будет выше, если материал использовать системно.

Публикации по теме:

Играем и занимаемся с блоками Дьенеша.Играем и занимаемся с блоками Дьенеша. В нашем детском саду накоплен положительный опыт работы по развитию интеллектуально-творческих способностей детей средствами математики.

«Игры — в радость». Из опыта работы с логическими блоками Дьенеша Каждый ребёнок дошкольного возраста – это маленький гений, всегда стремящийся к познанию мира. Основной вид деятельности детей дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 25 января 2015 в 21:40
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД